Сообщение от :
Ознакомившись с жизнью и творчеством Никитина по его книгам и рукописям, мы, бойцы Красной Армии, ещё крепче будем сражаться за нашу родную культуру, за нашу счастливую жизнь, о которой так страстно мечтал русский народный поэт
Сообщение от :
10 февраля 1943 г.
4. Немцы подвергли дикому разрушению и разгрому Дом-музей И. С. Никитина, где прожил последние годы жизни и умер известный русский поэт. Все стенды, экспозиции, мебель, картины и скульптуры кольцовского и никитинского отделов изломаны и разбиты и вместе с мусором свалены в трех проходных комнатах. Книги и рукописи изорваны. В большой комнате, выходящей окнами на улицу, где умер И. С. Никитин, выломаны полы, окна выбиты вместе с рамами. Библиотека музея частью уничтожена, остальное выброшено на пол из шкафов и полок.
Сообщение от :
5 марта 1949 г.
...Воронежский музей им. И. С. Никитина расположен в домике поэта Никитина, построенном в 1846 г. Общая площадь музея 120 кв. м. Под экспозицией занято 92 кв. м, 28 кв. м занято библиотекой, фондохранилищем и рабочей комнатой...
Экспозиция к концу 1948 г. состояла из 2 основных отделов "И. С. Никинтин", "А.В. Кольцов".
...Наиболее ценными экспонатами являются книги, рукописные сборники, фотокопии рукописей, картины и рисунки, иллюстрирующие жизнь и творчество И. С. Никитина и А. В. Кольцова
Сообщение от elena71:
А ведь раньше там стоял даже макет памятника, который, кстати виден на фото 1970-х. Куда делся?
Сообщение от :
...А что же модель, какова ее дальнейшая судьба? Вот что удалось узнать из документа, найденного в государственном архиве Воронежской области:
"Слушали: доклад заведующего губархивом К. Н. Лукьянчикова о пожертвовании Львом Николаевичем Чмыховым принадлежавших его покойному отцу Николаю Васильевичу Чмыхову, бывшему городскому голове г. Воронежа, шести фотографических групп и модели памятника Никитину работы скульптора Шуклина.
Постановили: принять к сведению"
Публикуемый документ - извлечение из протокола заседания коллегии Воронежского губернского архива от 11 апреля 1922 года. Названный в нем Н. В. Чмыхов действительно был городским головой и в то время, когда Воронежская городская дума отбирала из трех представленных моделей памятника поэту лучшую, и тогда, когда велась подготовка к его открытию, и после открытия. И. А. Шуклин как автор модели, разумеется, имел право подарить ее или городскому голове лично, или (что вероятнее) городской думе, откуда со временем она могла попасть к Н. В. Чмыхову.
Из публикуемого документа видно, что в апреле 1922 года модель памятника работы И. А. Шуклина находилась в Воронеже в надежном месте. Был смысл продолжать ее поиск. Разве только в огненные годы Великой Отечественной войны...
Конец сомнениям пришел неожиданно. Областная газета "Коммуна" 28 июня 1955 года напечатала заметку без подписи под названием "Реставрация дома-музея И. С. Никитина". В ней рассказывалось о ходе реставрации, о новых поступлениях в музей документов и материалов, о том, как будет оформлена экспозиция. Есть в заметке такие строки: "Областной архив передал работникам музея интересный материал о сооружении в Воронеже в 1911 году памятника поэту по проекту скульптора Шуклина. Модель этого памятника хранится в музее...".
Там она и сейчас. Гипсовая, окрашенная под цвет бронзы, на высокой скромной подставке она стоит в переднем углу второй комнаты дома-музея.
Сообщение от Murawey:
В 1955-1956 годах здание было полностью разобрано и восстановлено почти в том виде, каким оно было сто с лишним лет назад. В целях долговечности деревянный сруб заменен кирпичной кладкой.
Сообщение от reto:
прочитав тему так и не понял, до войны дом был деревянным или кирпичным?
Сообщение от :
Коммуна. 1933 г.
НИКИТИНСКТИЙ МУЗЕЙ НЕ КУНСТКАМЕРА
... Соседство было несколько странным. На круглом столике, рядом с литературными реликвиями -- книгами и рукописями поэта Кольцова -- совсем некстати приткнулась чайная чашка, чернильница и, кажется, журнал "входящих", на наш взгляд не представляющий никакой литературной ценности.
Три комнатушки, маленьких, как купальные кабины, затхлых и темных несут функцию литературного музея им. И.С. Никитина.
В эти три маленьких комнатушки, где сыро и холодно, как в рыбацком шалаше, волею мудрого облОНО перебрался еще и Кольцовский музей.
Союз советских писателей ЦЧО в лице журнала "Подъем" не мого оставаться сторонним наблюдателем захватнических операций облОНО и воспользовавшись удобным случаем занял наполовину свободный коридор под выставку журнала "Подъем". Выставка после недолгого существования была свернута, но разбитые витрины и выгоревшие плакаты все еще претендуют на звание музейной редкости.
Нашествие иноплеменцев дополнил Краеведческий музей, сваливший уже в сенях (больше свободной площади не оказалось) груду книг какой-то разрозненной библиотеки.
Никитинский домик превратился в довольно неплохую кунсткамеру, чего только вы там не найдете!
В шкафах, стоящих в полутемном коридорчике где, по уверению нашего гида -- уборщицы музея, размещена библиотека И.С. Никитина, там и сям мелькают корешки изданий современной литературы. Посетитель музея будет окончательно сбит с толку, размышляя -- могла ли Мариэтта Шагинян или Алексей Толстой оказать влияние на творчество Никитина?
Ценнейшие книги, некоторые из них теперь библиографические редкости, собственность поэта, свалены тут же, в коридорчике кучами. По полу разбросаны оторванные обложки, титульные листы...
Музей тесен даже для Никитинских экспонатов. Многие документы -- духовное завещание Никитина, письма, рукописи -- разложены в витринах в свернутом виде. Можно прочитать только их начало. Портреты Никитина понавешаны чуть ли не друг на друга. Но облОНО все же нашел нужным еще более уплотнить экспонаты и "вселить" в третью комнату музей им. Кольцова.
... Их было шесть. За восемь месяцев шесть человек поочередно занимали место заведующего музеем за внушительной конторкой в углу одной из комнат. Занимали место, но ничего не делали. Развал музея начался с давних пор и, пока не дошел до своего логического завершения, пока музей окончательно не превратился в свалку рухляди, шесть завов занимали позиции равнодушных наблюдателей.
В портретной галерее этих руководителей особое место должен занять предпоследний заведующий музеем тов. Козловский.
У Козловского возникли некоторые бытовые затруднения. Возможно, у него в квартире гуляли сквозняки, может, протекал потолок или были шумные соседи... Во всяком случае он решил переменить квартиру. Поскольку в Никитинском музее было три комнаты, Козловский рассчитал, что на его долю жилплощади хватит. Он решил, что портреты, рукописи, скульптуры, фотографии Никитина можно уплотнить в две комнаты, а книги ссыпать в навал в коридоре. В третьей комнате по-домашнему обосновался тов. Козловский.
Полуторамесячное руководство Козловского музеем носило очень странный характер: заведующий приходил в музей только ночевать. Всю работу -- и экскурсовада, и завхоза, и научного работника -- выполняла уборщица Надежда Михайловна.
Поведение остальных пяти руководителей мало чем отличалось от деятельности Козловского...
Совершенно ясно, что дальше работа музея в таком плане продолжаться не может. Если мы хотим сохранить чудесный литературный памятник, если мы хотим наглядно показать нашему поколению эпоху никитинских времен, обстановку, в которой жил и работал певец народной скорби, мы должны заняться восстановлением разрушенного Никитинского музея.
Сообщение от :
НИКИТИНСКТИЙ МУЗЕЙ НЕ КУНСТКАМЕРА
...
Развал музея начался с давних пор и, пока не дошел до своего логического завершения, пока музей окончательно не превратился в свалку рухляди, шесть завов занимали позиции равнодушных наблюдателей.
В портретной галерее этих руководителей особое место должен занять предпоследний заведующий музеем тов. Козловский.
У Козловского возникли некоторые бытовые затруднения. Возможно, у него в квартире гуляли сквозняки, может, протекал потолок или были шумные соседи... Во всяком случае он решил переменить квартиру. Поскольку в Никитинском музее было три комнаты, Козловский рассчитал, что на его долю жилплощади хватит. Он решил, что портреты, рукописи, скульптуры, фотографии Никитина можно уплотнить в две комнаты, а книги ссыпать в навал в коридоре. В третьей комнате по-домашнему обосновался тов. Козловский.
Полуторамесячное руководство Козловского музеем носило очень странный характер: заведующий приходил в музей только ночевать. Всю работу -- и экскурсовада, и завхоза, и научного работника -- выполняла уборщица Надежда Михайловна.
Поведение остальных пяти руководителей мало чем отличалось от деятельности Козловского...
Сообщение от Murawey:
Во время войны здание музея сильно пострадало. Возникла необходимость полной реставрации исторического памятника. В 1955-1956 годах здание было полностью разобрано и восстановлено почти в том виде, каким оно было сто с лишним лет назад. В целях долговечности деревянный сруб заменен кирпичной кладкой.
Е. Пашнева "Учится, поет, отдыхает"
1967 год
Сообщение от :
Дом, который Иван Саввич Никитин почти два века назад построил своими руками, изрядно обветшал. Полы, оконные рамы и двери прогнили, краска потрескалась. Теперь все это отремонтируют...