Друзья,в целях уточнения положения узкоколейных дорог на территории современного Усманского бора ищу карты,как дореволюционного издания,так и послереволюционного(бумажные,электронные..). Так же прошу откликнуться людей владеющих информацией о них.
[Ответ]
dirtybirdy 21:00 31.01.2010
Сообщение от Стр@нник:
Друзья,в целях уточнения положения узкоколейных дорог на территории современного Усманского бора ищу карты,как дореволюционного издания,так и послереволюционного(бумажные,электронные..). Так же прошу откликнуться людей владеющих информацией о них.
В настоящее время во многих указанных на схеме местах остались насыпи и выемки.
ЗЫ На этой карте местоположение дороги между Сомово и Маклоком указано не правильно, дорога проходила немного западнее.
[Ответ]
Витя 11:52 01.02.2010
Сообщение от dirtybirdy:
ЗЫ На этой карте местоположение дороги между Сомово и Маклоком указано не правильно, дорога проходила немного западнее.
Метров на 300. Там насыпь осталась вдоль озёр.
[Ответ]
dirtybirdy 20:43 01.02.2010
Сообщение от Витя:
Метров на 300. Там насыпь осталась вдоль озёр.
Точнее так:
Вот что есть ещё в сети про эту дорогу:
Сообщение от :
Использовалась для вывоза кирпича из Маклока, а так же леса, вина, живицы. Имелось несколько ответвлений для вывоза леса, два моста через р. Усманка: в районе современной базы отдыха "Маяк" и у Плотовского кордона.
Разобрана в середине 1920-х гг. Насыпь от полотна в Усманском бору видна до сих пор.
На карте издания 1939 г. изображён участок от ст. Сомово как действующий. Возможно в это время она уже не доходила до ст. Бор и была полностью разобрана позже. http://narrow.parovoz.com/emb/index.php?ID=201
И ещё кажется, что до Маклока проходила железная дорога.. В принципе мне показывали одну из просек, где она якобы проходила. (Якобы потому что с ссылкой на давно умершую бабушку, а сам я её следы не нашёл ) Ориентировочно последняя параллельную просека той дороге которая поворачивает на Маклок со Стахановского.
[Ответ]
Сообщение от Boriskin:
Вот на этом фото http://bvf.ru/forum/attachment.php?a...8&d=1335203610 параллельно с асфальтом на Факел и Веневитиново, немного левее дороги эта насыпь от узкоколейки и есть. Да место теперь узнается с трудом.
На аэрофото насыпь прослеживается. Место на фотографии - в крестике посреди экрана.
[Ответ]
Есть определенная и довольно внушительная доля вероятности того, что 238 ОМСБ эвакуировался из Сомово в Бор по узкоколейной железной дороге Сомово-Маклок, а возможно и Бор и попал под бомбежку, как утверждают документы. Карта с частью этой узкоколейки обсуждалась на форуме, а насыпь видна до сих пор. Вот карта 1939 г, с форума http://bvf.ru/forum/attachment.php?a...4&d=1265049761[Ответ]
Одесса алексей 09:50 28.06.2012
Boriskin,Можно рядом ссо старой картой разместить современнуюаналогичного масштаба? Спасибо.
[Ответ]
Boriskin 09:57 28.06.2012
Там в 1 см 2,5 км., а у меня есть только 2километровка, изданная в 1996 г.
[Ответ]
На сайте http://sbchf.narod.ru/uzk36.html нашел карты:
1. Узкоколейная железная дорога на оперативной карте
германской армии, составленной 30.01.1944
2. Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000
Немецкая карта показывает, что узкоколейка на участке от ст. Сомов до Маклока к февралю 1944 г. не существовала. Вторая карта скорее всего послевоенная или 50-х годов (на ней отмечена МТС, в частности в Рамони, еще нет асфальтированных дорог к БО и самих БО, и видны существенные изменения относительно карты 1939 г., хотя масштабы разные), во всяком случае она датируется не позднее 1952 г., т.к. именно тогда было прекращено массовое создание лесных полос по Сталинскому плану преобразования природы, а прилегающая к пойме часть современного леса еще не засажена, как и на карте 1939 г. Хотя моя мама уверяет, что 1953 г. лес уже рос в виде маленьких сосенок, перешагивая через которые пионеры ходили на речку. На этой карте не существует уже вся узкоколейка, но на участках, Бор - Красный Маклок и к. Зверинец - Красный Маклок эта дорога отмечена как разобранная железная дорога. Причем эта же карта показывает, что серьезной растительности в пойме реки нет, за исключением "огороженного" квадрата (я так и не понял что это может обозначать на карте) у отметки 97,0. Что это может быть за квадрат? Вроде такая же "загородка" присутствует и в районах Гвоздевский кордон, Мошинский кордон, Красный Маклок, но там нет замкнутого периметра.
На этом фото http://bvf.ru/forum/attachment.php?a...8&d=1335203610 в левом нижнем углу, параллельно асфальтовой дороги видна насыпь от узкоколейки, используемая в качестве дороги для вывоза сгоревшего срубленного леса.
Т.о. возникает вопрос, а когда узкоколейная железная дорога была разрушена или разобрана и в результате чего?
И еще один вопрос, а в результате чего была разрушена усадьба Кряжева на Маклоке?
Здесь http://bvf.ru/forum/showthread.php?t=597338&page=5 в посте 128 говорится о наличии военнопленных Усманском бору до 1950-1953 гг., а в посте 138 приводятся воспоминания Адамова Юрия Александровича, доцента из Йошкар-Олы, жившего в те дни в Маклоке. Поразило то, что они с семьей в 1942 г. эвакуировались из Маклока, как известно не захваченного немцами, т.е. там было небезопасно. В воспоминаниях нет ни слова про узкоколейку, зато говорится, что до эвакуации "лес на Маклоке был заполнен солдатами, автомашинами, танками" и тоже о военнопленных.
[Ответ]
Примерно 5 лет назад я выходил на поиски следов узкоколейки из Бора со своим бывшим преподавателем по колледжу.Мы спросили про неё у одной местной жительницы, которая нам поведала что рядом с Плотовским кордоном во время войны был лагерь для военнопленных.Наших там содержали или немцев не уточняла.Где он был,могу только предположить,т.к. видел следы некоей бурной деятельности.Так вот узкоколейка осуществляла транспортную связь между лагерем и Бором. Что касается узкоколеек в Усманском бору,то я думаю, это предмет отдельной темы.
[Ответ]
Grystnaya 22:33 10.07.2012
Находили остатки узкоколейки на пути из Рамони к Платовскому в районе зеленой будки. ( 7 лет назад). И если свернуть направо от Платовского на дороге что-то типа остатка рельса прям поперек дороги... (видим каждый год, никак нет времени изучить подробнее)
[Ответ]
Стр@нник 06:22 11.07.2012
Grystnaya, вы говорите про зелёную будку между Зверинцем и "Лесной сказкой"?Была узкоколейка от Рамони(Сахарного завода) до Плотовского кордона.
[Ответ]
Grystnaya 11:57 11.07.2012
Стр@нник, ага, поняла - вы про Сомово-Бор. Извиняюсь, упоминание Плотовского кордона сбило меня с толку)
[Ответ]
Boriskin 13:53 11.07.2012
Grystnaya, Почему, дорога то ведь одна и та же. Только много непонятного. Если в 1944 г. на Платовском дороги не было, то когда она появилась? Похоже, что уже после или в конце войны и просуществовала совсем недолго. Не могло случиться так, что именно для ее строительства и разобрали ветку Сомово-Маклок?
[Ответ]
Витя 13:58 11.07.2012
Вот, что нашлось:
Сообщение от :
201. Сомово - Бор
Синопсис
Заводская УЖД. Колея 750 мм. Неэлектрифицированная. Максимальная длина 18 км. Год закрытия: середина 1920-х. Разобрана.
Описание
Использовалась для вывоза кирпича из Маклока, а так же леса, вина, живицы. Имелось несколько ответвлений для вывоза леса, два моста через р. Усманка: в районе современной базы отдыха "Маяк" и у Плотовского кордона.
Разобрана в середине 1920-х гг. Насыпь от полотна в Усманском бору видна до сих пор.
На карте издания 1939 г. изображён участок от ст. Сомово как действующий. Возможно в это время она уже не доходила до ст. Бор и была полностью разобрана позже.
Сообщение от :
149. Бор - Ступино
Торфовозная УЖД. Колея 750 мм. Неэлектрифицированная. Максимальная длина неизвестна. Разобрана.
Описание
По сведениям жителей посёлка Бор, существовала УЖД от посёлка Бор до села Ступино.
611. Рамонь - Плотовский кордон
Торфовозная УЖД. Колея 750 мм. Неэлектрифицированная. Максимальная длина 6 км. Разобрана.
Описание
Эта дорога использовалась для вывоза древесного угля, который жгли в лесу и отправляли на Рамонский сахарный комбинат, и для снабжения комбината торфом. Соединялась с дорогой Рамонского сахарного комбината.
Насыпь с ответвлениями видна до сих пор. В районе Плотовского кордона была станция или разворотные пути для локомотивов. На границе 54 и 55 кварталов видна небольшая станция или погрузочная площадка. Там насыпь раздваивается, на расстоянии примерно 50 м идут два параллельных пути.
Жительница пос. Бор сказала, что во время ВОВ существовала узкоколейная линия от Бора до лагеря для военнопленных немцев на Плотовском кордоне.
Витя, А на карте 1944 г показан действующим участок Маклок-Бор. Так что что с датой разборки явно напутано, тем более что по мере роста энергомощностей Воронеж в 1920-х нуждался в дровах все больше и больше.
[Ответ]
Boriskin 14:15 11.07.2012
http://www.arsvo.ru/node/1314
Собранием уполномоченных Воронежского областного торфяного промыслового союза 26 декабря 1943 г. был утвержден устав, на основании которого стал действовать облторфпромсоюз, в ведении управления уполномоченного промкооперации при Воронежском облисполкоме. В соответствии с постановлением правления Воронежского областного совета промысловой кооперации от 23 сентября 1953 г. № 833 на базе облторфпромсоюза и артелей, производящих стройматериалы организован областной промысловый союз по выработке строительных материалов и добыче торфа. На основании постановления правления Воронежского областного совета промысловой кооперации от 18 мая 1954 г. № 123 облстромторфпромсоюз был ликвидирован.
[Ответ]
Витя 14:32 11.07.2012
Сообщение от Boriskin: Витя, А на карте 1944 г показан действующим участок Маклок-Бор. Так что что с датой разборки явно напутано, тем более что по мере роста энергомощностей Воронеж в 1920-х нуждался в дровах все больше и больше.
Я тоже думаю, что перепутали. В 20-е годы на Маклоке производство бурлило. Скорее всего, разобрали после войны, годах в 50-х.
[Ответ]
Boriskin 16:26 11.07.2012
Бор-Ступино - это уже заповедник. Кажется Штильмарк приводил сведения о проверке Воронежского заповедника, если память не изменяет в 1946 г. (или конец войны или первые послевоенные года), где проверяющие из Москвы критиковали заповедник за создание березовского леспромхоза на его территории. Так что это скорее 1940-е. Надо будет поискать.
[Ответ]
Boriskin 18:26 12.07.2012
Нашел: Штильмарк Ф.Р, Историография российских заповедников. М., Логата, 1996,340с. Но есть еще болееподробно на сайте Воронежского заповедника http://www.zapovednik-vrn.ru/opisani...shee/history/:
1943-1944
В заповеднике на основании решения Воронежского облисполкома размещен Комсомольский леспромхоз (более 1000 лесорубов лесорубов жили на Центральной усадьбе заповедника). В военные годы на территории заповедника в больших объемах производилась заготовка древесины, сбор лекарственного сырья, торфоразработки, строительство плотины на Ивнице; строительство ж/д линии – узкоколейки. Это нарушение заповедного режима было прекращено лишь Постановлением СНК РСФСР от 6 мая 1944г.
Получается что дорогу Ступино-Бор ликвидировали в 1944 г.
[Ответ]
Boriskin 19:18 12.07.2012
Думается, что в силу военного дефицита дорога Сомово-Бор была разобрана в 1943 г. (скорее всего летом) для строительства дороги Ступино-Бор, которая была ликвидирована в 1944 г. и ее материальные ресурсы использовались для дороги Маклок - кордон Платовской. Судя по свидетельствам о том, что дорога предназначалась для обслуживания лагеря военнопленных, можно предположить, что вся узкоколейка (на тот период Бор - Маклок - к. Платовской) была демонтирована в период с 1950 по 1953 г., т.к. военнопленные покидали Воронеж с 1950 по 1953 г.
[Ответ]