Главный федеральный инспектор Павел Кораблев:
КРИТЕРИЙ РАБОТЫ ВЛАСТИ – КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ Как мы уже сообщали, на минувшей неделе редакцию «Коммуны» и ее дочерних изданий посетил главный федеральный инспектор в Воронежской области аппарата полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе Павел КОРАБЛЕВ.
Это была уже не первая встреча журналистов «Коммуны» с главным федеральным инспектором, и Павел Николаевич вновь подчеркнул, что он не только внимательно читает нашу газету, но и ценит ее за объективность, взвешенность, правдивость, умение не поддаваться сиюминутной конъюнктуре. И конечно же, за внимание к актуальным проблемам и болям нашей повседневной жизни.
А таких проблем и болей сегодня предостаточно. Особенно много их в социальной сфере. Павел Кораблев привел такой пример. Первого сентября, в День знаний, он побывал в Воронежской гимназии имени Басова. Прекрасное учебное заведение, славящееся как педагогами, так и выпускниками, и директор гимназии не без гордости рассказывала о них. Но когда главный федеральный инспектор задал вопрос о зарплате учителей, она опустила глаза: «Средняя – около трех тысяч рублей».
– Хватит ли таких денег учителю, чтобы кормить свою семью, достойно одеваться, следить за новинками педагогической литературы? – спросил Павел Николаевич и, опередив наши ответы, горько заметил, что в сельской местности ситуация еще непригляднее – там, чтобы выжить, учителя вынуждены денно и нощно заниматься натуральным сельским хозяйством: работать на огороде, держать коров, коз, поросят. Сохранить при таком вынужденном роде занятий высокое звание сельского интеллигента весьма проблематично…
Не случайно, отметил главный федеральный инспектор, эти и другие проблемы остро прозвучали на недавней встрече в Кремле встрече Президента Российской Федерации Владимира Путина с членами Правительства, руководством Федерального Собрания и членами Президиума Госсовета. На ней Президент, положительно оценив рост экономики России за последние годы, твердо и однозначно подчеркнул: основной целью, ключевым вопросом государственной политики является существенное повышение качества жизни россиян. Нельзя мириться с тем, что при определенной позитивной динамике в экономике и огромных ресурсах, накопленных в Стабилизационном фонде, 25 миллионов наших сограждан получают доходы ниже прожиточного уровня.
Прозвучавшее в Кремле для Воронежской области имеет особое значение, подчеркнул гость «Коммуны». О переменах правильнее всего судить по реальному благосостоянию населения. Тут картина, заметил Павел Кораблев, несколько отличается от той, которая декларируется. И привел такой факт.
В Воронежской области самый высокий в Центральном Черноземье прожиточный минимум и самая низкая в ЦЧР средняя заработная плата.
В прошлом году она составила 5592 рубля, тогда как по России – 8800, а по Центральному федеральному округу – 9665 рублей. По этому показателю Воронежская область заняла 59-е место среди 89 российских регионов и 14-е среди 17 регионов, входящих в ЦФО. Не намного лучше, заметил главный федеральный инспектор, складывается ситуация и в нынешнем году. В первом полугодии доходы ниже среднего уровня (4334 рубля) имели почти две трети, а если точнее, то 64 процента населения области. Так что очередное повышение тарифов на услуги ЖКХ еще больше обострит ситуацию, так как право на субсидии смогут получить лишь 15 процентов населения.
Не делает чести и то, что четверть населения, имея доходы ниже прожиточного уровня, живет за чертой бедности. Десятки тысяч людей оказались в условиях обреченности и безысходности.
Стоит ли удивляться, продолжил далее Павел Кораблев, что в Воронежской области продолжает обостряться демографическая ситуация.
Именно здесь сегодня самый низкий в ЦЧР коэффициент рождаемости – 8,5 на 1000 человек населения (для сравнения: в Белгородской области – 8,9; в Курской – 8,7; в Липецкой – 10). В то же время смертность более чем в два раза превышает рождаемость. Как результат, в первом полугодии 2005 года убыль населения увеличилась более чем на пять процентов.
– Когда я привожу такие неопровержимые данные госстатистики, – рассказал гость «Коммуны», – мне часто в оправдание говорят: мол, подобная ситуация складывается потому, что к нам приезжает очень много пенсионеров из районов Крайнего Севера, Дальнего Востока и т.п. И приезжают они именно доживать, а не работать, рожать и воспитывать детей. Но такое «оправдание», опять же, не красит область, а говорит, скорее всего, о другом – о том, что она оказалась непривлекательной для наиболее активной, производительной части населения. Молодые научные, инженерные умы, способные дать ощутимый толчок экономике, не только не едут к нам со стороны, но и свои собственные нередко уезжают на сторону…
Уходят на сторону, заметил Павел Кораблев, и инвестиции. Так, за шесть месяцев нынешнего года их объем в основной капитал предприятий Воронежской области составил 85,3 процента от объемов инвестиций за аналогичный период прошлого года. Это также один из самых низких в Черноземье показателей – в Тамбовской области инвестиции в нынешнем году выросли на четверть, в Белгородской – на 41 процент. На старом же и изношенном оборудовании выпускать конкурентоспособную продукцию становится все более проблематично, и Павел Кораблев назвал еще одну цифру: индекс производства машин и оборудования в нынешнем году составил чуть более 84 процентов к такому же периоду 2004 года.
Прозвучали на встрече и такие цифры. Поступление налогов, сборов и других обязательных платежей в первом полугодии 2005 года в Воронежской области составило 8 миллиардов 910 миллионов рублей, в то время как в Липецкой области этот показатель превышает 12,5 миллиарда, а на Белгородчине составляет около 16 миллиардов.
Воистину, как работаем – так и живем…
Но парадокс в том, что воронежцы чаще всего слышат иные цифры – гораздо более радужного и оптимистического наполнения. Какие же из них ближе к истине?
– Мы вовсе не претендуем на то, чтобы быть истиной в высшей инстанции, – ответил Павел Кораблев, – но в своей работе оперируем исключительно официальными данными авторитетных государственных структур, например, таких, как Госкомстат, Центробанк и т.д. К тому же мы относительно независимы и не подвержены политической конъюнктуре. Эта специфика нашей работы и ставит нас в роль оппонентов. Но оппонируем губернатору в данном случае не потому, что ставим под сомнение те или иные действия власти, а прежде всего для того, чтобы довести до его сведения и нашу, как мы считаем, более объективную информацию.
И все-таки, почему истинное положение дел зачастую не такое, каким хотелось бы видеть каждому из нас? «Может, потому, что чиновники недостаточно получают и потому не имеют желания выкладываться на работе?» – высказал предположение один из журналистов.
– Разговоры о том, что чиновники мало получают, лишены каких-либо оснований, – ответил Павел Кораблев. – Более того. Если значительная часть населения Воронежской области остается за чертой бедности и живет хуже, чем наши соседи по Черноземью, то по размеру среднемесячной заработной платы работников органов исполнительной власти и местного самоуправления Воронежская область занимает второе место среди регионов ЦЧР. В прошлом году, например, на содержание аппарата обладминистрации было потрачено 310,7 миллиона рублей, в то время как на господдержку агропромышленного комплекса – всего 147 миллионов.
Причины же замедления темпов экономического роста и всех вытекающих отсюда последствий, по мнению Главного федерального инспектора, кроются в ином – в отсутствии системности управления:
– Я вовсе не хочу умалить работу руководства области. Делается немало, усилий тоже прилагается немало. Но те незначительные достижения, которые имеются на тех или иных участках, сразу же съедаются инфляцией, и реального улучшения жизни людей не происходит. Добиться же больших темпов роста нынешняя система управления и степень ответственности чиновников за конечные результаты своей работы не позволяют.
Не питает особых иллюзий Павел Кораблев и по поводу той реформы, которая проводится сейчас в администрации области. Во-первых, о ней говорится давно, где-то с марта прошлого года. О какой отдаче со стороны целого ряда служащих можно говорить, если их все это время волновал другой вопрос: сократят или не сократят. Но если безболезненно сократят значительную армию чиновников, а «отряд не заметит потери бойца», то зачем эту армию содержать? Во-вторых, считает главный федеральный инспектор, до сих пор на вопрос, какой же будет новая структура обладминистрации, и каковы будут конечные результаты – собственно, ради чего и проводится любая реформа – ее работы, никто не дает четкого, конкретного ответа. Все подменяется общими фразами и рассуждениями.
Но у тысяч воронежцев вполне логично возникает резонный вопрос: куда в таком случае смотрит главный федеральный инспектор, которого нередко называют «государевым оком». Задали его Павлу Кораблеву и журналисты «Коммуны».
– Поймите, что главный федеральный инспектор, – ответил Павел Николаевич, – вовсе не дубина, которой бьют других руководителей по голове, и не шашка, которой срубают неугодные головы. Его задача в ином – в обеспечении реализации на территории субъекта РФ политики Президента России.
Главный федеральный инспектор вспомнил недавний вопрос, заданный ему корреспондентом одной из центральных газет: «Правда ли, что теперь, когда в России выстроилась вертикаль власти, губернаторов могут снимать по представлению главных федеральных инспекторов?»
– Слава богу, что такого нет и не будет никогда, – вновь, теперь уже журналистам «Коммуны», повторил свой ответ Кораблев. И повторил его искренне и убежденно.
И тут же прозвучал новый вопрос: коль в России выстроилась вертикаль власти, коль губернаторы теперь назначаются Президентом, то не влечет ли это сокращение полномочий «государева ока» в регионах?
– Не влечет. Более того, эти полномочия расширяются. Помимо прежних, теперь главный федеральный инспектор наделен полномочиями и от Главного контрольного управления Президента России. То есть теперь различные проверки, проводимые ГКУ в регионах страны, будут проходить при участии главных федеральных инспекторов.
И вновь – разговор о повседневной жизни Воронежа и области, о наболевших проблемах, заботах, чаяниях. И вновь гость «Коммуны» расставляет акценты в своем видении ситуации:
– Я вовсе не перечеркиваю то, что делается сегодня в области. Делается немало, например, по строительству сельских амбулаторий, газификации. Особых слов заслуживают усилия по возрождению Воронежского самолетостроительного объединения. Но жизнь не стоит на месте. Президент России ставит новые задачи, прежде всего по более динамичному развитию экономики. Так вот, если взглянуть на ситуацию в области с высоты этих требований Президента, то темпы ее развития явно не сопоставимы с теми потерями, которые область имеет из-за неэффективного использования имеющегося огромного промышленного, аграрного, научного, кадрового потенциала.
Главный федеральный инспектор поделился своим видением тех проблем, которые сегодня на особом слуху у воронежцев. Например, нашумевшей войны между «Воронежсинтезкаучуком» и администрацией города Воронежа. Эта война по поводу долгов за пользование очистными сооружениями при полном равнодушии к поддержанию самих очистных сооружений в любую минуту может обернуться крупной экологической катастрофой. Завод готов передать сооружения городу, но город при своих долгах взять их не может. Чтобы разрулить ситуацию, можно было бы передать сооружения в областную собственность, однако областные власти этого не хотят. «Кругом одни разговоры, взаимные упреки, но дело ни с места».
Ни с места дело и в решении других проблем, остро волнующих горожан. Прежде всего это вода, тепло, дороги. Понятно, что самому городу решить их невозможно – требуются немалые финансовые ресурсы из федерального бюджета. Добиться их выделения реально по силам лишь «Единой России», имеющей большинство в Государственной Думе. Увы, пока этого не сделано, о высокой степени доверия воронежцев власти говорить не приходится, и это сильно тревожитгГлавного федерального инспектора в Воронежской области.
Тревожит его и заметно возросшее число писем и обращений жителей области на имя главы государства, в аппарат полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе, в адрес главного федерального инспектора. Причем в подавляющем большинстве люди обращаются по тем вопросам, которые вполне можно было бы решить на месте, будь власть более чуткой, более внимательной к тем, кто ее избрал.
– Но власть на местах до того очерствела, что забыла свое главное предназначение – служить людям, – не без горечи констатировал Павел Кораблев. – Отдельные чиновники, и их немало, так оторвались от народа, что даже выслушать людей и разговаривать с ними не желают. Такое чиновничье чванство терпимо в демократическом государстве быть не может.
– Зато когда мы наступаем на интересы самих чиновников, – продолжил гость «Коммуны», – они сразу же начинают бить во все колокола.
И привел следующий пример. Не так давно из администрации Новоусманского района в адрес главного федерального инспектора поступило несколько жалоб о том, что сотрудники прокуратуры, проводя выемку каких-то документов, «серьезно мешают вести прием граждан и создают нервозность в работе». А все потому, что облпрокуратура всерьез занялась проверкой по факту хищения труб строившегося Южного водовода, возбудив сразу два уголовных дела. И уже выяснилось, что к «бесхозным» этот объект был отнесен незаконно, по подложным документам. По крупицам следователи восстанавливают точную картину того, как государству был нанесен огромный экономический ущерб. Причем действуют следователи, как заверил главного федерального инспектора заместитель облпрокурора по следствию Василий Хромых, ни на букву не отступая от Закона, и твердо намерены довести дело до конца. А это, судя по всему, кое-кого встревожило не на шутку, в том числе и чиновников.
– Но дело даже не в том, что виновных надо обязательно наказать, – отметил Павел Кораблев. – Печально то, что при огромных миллионах, выделенных государством, улучшения водоснабжения Воронежа не произошло и не произойдет, а идет лишь ухудшение ситуации. Как работает такой факт на авторитет власти, судите сами…
И тем не менее свою встречу с журналистами «Коммуны» главный федеральный инспектор в Воронежской области Павел Кораблев завершил на оптимистической ноте.
– Сегодня, – отметил он, – в России созданы все условия для мощного, динамичного рывка вперед. Но рывка не ради каких-то высоких цифр и показателей, а рывка ради значительного повышения качества жизни россиян, их благополучия, уверенности в завтрашнем дне. Именно такую задачу перед всеми ветвями власти с новой остротой поставил Президент. Справимся с ней – станем достойным, уважающим себя государством. Если же не справимся, то… Впрочем, я твердо убежден, что эти задачи нам по плечу.
Источник: Газета КОММУНА
[Ответ]