Копался в своих старых проектах и нашёл эту штуковину. Сразу хочу сказать, что этот проект – тестовый образец. Он предназначался для того, чтобы доказать моим друзьям что:
Ламповый перегруз с большим «гейном» никакой не шумный, если сделать хороший блок питания и экран.
Компрессор/лиммитер очень полезная штука. Он позволяет поддерживать на выходе контролируемый уровень. Это даёт возможность настроить ламповый перегруз на красивое мягкое звучание.
Теперь о проекте.
1) На одной плате выполнен ламповый перегруз. Он построен на двух сдвоенных триодах 6Н2П ЕВ. За основу схемы был взят канал SCREAM от известного Groove Tube Trio Preamp. Моя схема:
Таким образом, получаем 4-х каскадный ламповый усилитель напряжения, обеспечивающий приличное усиление (или как принято у гитаристов - «Gain»). В моей схеме лишь добавлен буфер (в виде классического истокового повторителя на JFET c источником тока), который позволяет получить приличную развязку и более низкоомный выход. Таким образом, этот преамп можно подключать к усилителям с небольшим входным сопротивлением (порядка нескольких десятков килоом).
В принципе тут всё банально. Привожу платы:
2) Немного интереснее организовано анодное и накальное питание. Блок питания сделан из старого ATшного компьютерного БП. Переделка БП заключалась в установки ширины импульса на 50% (отключение ШИМ модуляции, ведь нам же не нужны помехи!). Далее перемотка трансформатора:
"Накальная" обмотка 6.6-7 В (проводом D=1 мм)
"Анодная" обмотка - 250 В (D=0.25 мм)
"Транзисторная" обмотка - 30 В (D=0,6 мм)
*Указаны амплитудные значения напряжения.
Далее как известно, напряжение с трансформатора нужно выпрямить и стабилизировать. Поэтому привожу схему выпрямителя-стабилизатора блока питания:
Подробнее о питания накала. В классических ламповых схемах катод находится под положительным потенциалом, относительно накала. Поэтому возникает прямой эмиссионный ток. Это приводит к тому, что все помехи в питании накала лезут на катод (и соответственно в выходной сигнал). Для устранения этого негативного эффекта, питание накала осуществляют под прямым смещением 10-30 В (относительно земли). В таком случае паразитный диод оказывается заперт (смещён в обратном направлении).
В моём случае "накальная" обмотка подключается к двухполупериодному выпрямителю на диоде Шоттки (он уже есть в компьютерном БП на шине питания +5В). Центральная точка обмотки отключена от земли и заводится на стабилизированные +20В.
Стабилизатор-фильтр анодного напряжения, выполнен на полевом транзисторе VT2. Так же организован плавный старт при включении питания (транзистор VT3). 3) Вторая плата делалась позже, на ней компрессор и блок коммутации сигнала. Вот схема:
Компрессор собран на микросхеме SSM2166 от Analog Devices. Коммутация осуществлялась обычными реле РЭС-10. Включение/пропуск эффекта по нажатии на кнопку без фиксации. Двухтранзисторные триггеры VT1,VT2 и VT9,VT11 выполняют роль логических переключателей, как и во многих гитарных педальках (например BOSS MT-2).
Состояние эффекта отображают газоразрядные индикаторы IQ1 и IQ2.
'0' - пропуск эффекта, '1' - эффект включён.
Платы:
P.S. Если интересно, прикрепил пример звучания Tube_PreAmp_SSM2166.zip.
Писалось напрямую ("в линию") через гитарный процессор Zoom G2.1u. Никакой компьютерной обработки. Делей и драмы также от Zoom G2.1u. Изображения
не плохо однако..
платки б lay сего девайса поиметь.
[Ответ]
mepavel 18:59 07.06.2011
Сообщение от Shumaher:
не плохо однако..
Спасибо! Shumaher, они у меня в формате P-CAD 2006. Не знаю есть ли смысл их выкладывать.. Экспериментальный образец всё-таки!
P.S. Разработка явно не для повторения, а скорее для обсуждения.
[Ответ]
Shumaher 19:10 07.06.2011
mepavel, да, все к спринту приучены.
собственно по преду всё ясно - классика.
а вот компрессор было бы интересно изготовить и поиграться.
собственно за этим спросил.
[Ответ]
mepavel 23:16 07.06.2011
Сообщение от Shumaher: mepavel, да, все к спринту приучены.
Я вообще никогда им не пользовался.
Сообщение от Shumaher:
а вот компрессор было бы интересно изготовить и поиграться.
собственно за этим спросил.
Могу огорчить. Как выяснилось после долгих экспериментов, данный компрессор совсем не предназначен для гитар.
В принципе, при небольшой компрессии звучит очень классно. Аналого-цифровой контроль уровня делает своё дело. Компрессия выдерживается точно. Превосходно работает лимиттер. Можно накрутить от мягкой атаки (вообще не будет слышно момента удара медиатором, как на клавишах играешь), до чёткого щелчка (как в старых ламповых компрессорах). Да и вообще качество звука очень приличное.
Единственная проблема - линейная АЧХ (он же для микрофона предназначался). Из-за этого на большой компрессии слышно все, что идёт с гитары. Изменение положения рук и т.д. Да и сам шипит прилично (даже при КЗ на входе). Так что звук накрутить как у Стива Вая можно, только в момент затухания кол****ий струны будет лезть вся дрянь, а встроенный пороговый шумоподавитель бесполезен, поскольку нужно отсекать большие уровни шума.
[Ответ]
Shumaher 13:26 08.06.2011
Сообщение от mepavel:
Можно накрутить от мягкой атаки (вообще не будет слышно момента удара медиатором, как на клавишах играешь),
это может и обычный шумодав на полевике.
в примочке одной у меня именно такая шляпа... работает.
[Ответ]
mepavel 16:27 09.06.2011
Сообщение от Shumaher:
это может и обычный шумодав на полевике.
в примочке одной у меня именно такая шляпа... работает.
Не знаю причём здесь шумоподавитель... и что он может.
Я вообще говорил о мягком ограничении в компрессоре.
В обычных чисто аналоговых схемах происходят щелчки в момент перехода от малого уровня к большому, поскольку система автоматической регулировки усиления достаточно инерционная. Если даже поставить на выходе диодный ограничитель, то всё равно будет слышен перегруженный звук.
[Ответ]
mepavel! Не могу воздержаться, что бы не высказать, не побоюсь слова, восхищения! От такой тематики далек, но с большим интересом ознакомился. Красиво, подробно - видно большой вложенный труд и в разработку и в изготовление и в изложение. Есть чему поучиться. Успехов!
[Ответ]