Большой Воронежский Форум
» Православие>Православие и католицизм 2
Добротолюбъ 00:21 30.07.2005
Поднятая тема архива не дала вразумительного ответа об основных отличиях православных от католиков. Считаю нужным продолжить нераскрытую тему.

Основные отличия православных от католиков:

1) Католики признают РП (Римский Папа) главой всей Церкви. Православные признают ИХ (Иисус Христос) главой всей Церкви.

2) Католики признают непогрешимость РП. Православные признают непогрешимость Церкви.

3) Католики признают, что ДС (Дух Святой) исходит от Отца и Сына. Православные признают, что ДС исходит только от Отца.

4) Католики признают безгрешность ПБ (Пресвятой Богородицы). Православные признают, что на ПБ (как и на всех людях, кроме Христа) лежал грех Адамов.

5) Католики признают, что Святые совершили добрых дел гораздо более, чем это нужно для спасения, что римский папа имеет власть вменять этот излишек добрых дел тем людям, у которых относительно добрых дел ощущается недостаток. Православие отрицает это.

6) Католики совершают миропомазание детей лишь по достижении возраста самосознания. Православные совершают миропомазания сразу же после крещения.

7) Католики совершают причащение детей лишь по достижении возраста самосознания. Православные совершают причащение детей независимо от возраста.

8) Католики не причащают мирян Крови Христовой. Православные причащают.

9) Католики совершают св. Причащение на опресноках. Православные совершают св. Причащение на квасном хлебе.

10) Католики постятся каждую субботу. Православные не делают этого.

11) Католики совершают богослужение на ЛЯ (Латинский Язык). Православные совершают богослужение на ЦСЯ (Церковно Славянский Язык).

12) Католики употребляют в богослужении музыкальный инструмент орган. Православные не делают этого.

Вопрос: Являются ли эти различия достаточным основанием для нарушения единства Церкви? [Ответ]
Кот Базилио 09:22 31.07.2005
Раскол церкви - свершившийся факт. Отличия достаточно серьезные (в первую очередь догматические) для воссоединения. Что говорить об этом, если сейчас ничего пока не дали переговоры о воссоединения РПЦ и РПЦЗ. [Ответ]
Антон Ю.Б. 19:05 31.07.2005
Добротолюбъ, Вы не корректно задаете этот вопрос. Это же не так, что по сумме этих различий, которые Вы тоже с некоторыми огрехами сформулировали, было принято решение о разрыве. Разрыв формальный зафиксировал, скорее, расхождение фактически свершившееся уже. В этом расхождении часть приведенного Вами играла немалую роль. Но играла не в смысле нарушения правил, за чистотой которых остальные тщательно следили. Церковь реагирует обычно не на нарушение каких-то правил, а на искажение самопонимания себя как Церкви какой-то своей части. Правила рождаются как тактичекая попытка провести грань, за которую заступать нельзя. Но первичными остаются даже и тогда не они. Что существенно по преимуществу было в расхождении и почему это было и остается важным?

Догмат о Троице - это не устав "нашей партии", это не философский концепт, это последняя граница Тайны, куда можно подойти человеку в понимании Бога. Предельность этой границы для понимания задает направление для созерцания, превосходящего понимание, созерцания в молитве. Сказанные слова могут породить свои вопросы, но уходя от них, приведем слова Григория Богослова о пределе созерцания в будущей жизни:

Сообщение от :
Положу в основание жизни Божественные заповеди,
Чтобы, и помощником, и спутником, и проводником
Имея Христа, с легкими надеждами вознестись отсюда,
Получить жизнь чистую и непрекращающуюся,
И видеть не слабые лишь отображения истины,
Словно в зеркале или в воде,
Но чистыми очами созерцать саму истину,
В которой первое и последнее есть Троица, Божество единочестное,
Единый свет в трех равнобожественных сияниях.

Искажение догмата искажает содержание и полноту молитвы (это - не пункт для обсуждения, но именно опыт нашей Церкви, который рационально обсуждать с безразличными к этому опыту - бессмысленно). Церковь не могла на это согласиться. И, повторюсь, что в споре вокруг Исхождения Святого Духа важны были не языковые тонкости. Терпимость к языку у православных была достаточно высока:

Сообщение от Варлаам и Соборы 1341 г.(Комментарий В. Лурье):
Подобный подход к “богословскому диалогу” типичен для многих святых отцов и в особенности для св. Григория Паламы, который даже в вопросе о filioque соглашался на сохранение у латинян этой прибавки к Символу (хотя считал ее еретической с самого начала), лишь бы те согласились перетолковать ее в православном смысле.

Со всем остальным тоже надо разбираться подробно. Что-то - идет в этом же русле латинских особенностей мысли (имевших уже тогда долгую историю), что-то - культурные особенности, которые вторичны.

Но сама постановка Вами вопроса не верна еще и потому, что соответствие Церкви - это не соответствие нашим о Ней представлениям. Это соответствие тому, что Господь открыл о Себе, что сохранено Церковью и приумножается Господом - в том числе и "через" молитвенный опыт Церкви в святых. И на этом основании Церковь не принимает решении о разделении с кем-то, лишении кого-то права именоваться Церковью. Нет, Церковь со скорбью констатирует, что та или иная группа или поместная церковь отказалась от полноты церковного опыта в угоду частным соображениям или политическому моменту. И этот отказ - это не согласие на более медленное движение в нужном направлении, а утверждение своего направления. А в Церкви не может быть "своего" напрвления. Ни у группы, ни у человека. Чтобы эти слова не казались чем-то абсурдным и тоталитарным, смотрите тему "Ключи: что такое Церковь" - вся суть любых разговоров о "своем" и о единстве растет оттуда. [Ответ]
Сержант 10:01 01.08.2005

Сообщение от Добротолюбъ:
...

11) Католики совершают богослужение на ЛЯ (Латинский Язык). Православные совершают богослужение на ЦСЯ (Церковно Славянский Язык).
...

Почему-то мне показалось важным напомнить, что Православные совершают богослужения не тотько на "ЦСЯ" ) Православных церквей много, свет клином на Московском патриархате не сошелся. В Греции, Сербии, Грузии, Румынии, Китае, Японии, Америке, Франции и многих-многих других странах служат, разумеется, на родных языках, часто тоже "древне-". [Ответ]
Вiкторъ 21:51 04.08.2005
Меня тоже очень волнует разделение Церквей.

Приведённые различия касаются лишь формальной стороны вопроса.

Разделение, на мой взгляд, идёт намного глубже.

Оно затрагивает в первую очередь духовный опыт.

Хотя у мня, в некоторых моментах, католики вызывают симпатию.

Жаль, но, по-видимому, единства на земле так и не будет достигнуто.

Это, правда, не означает, что к нему стремиться не нужно. [Ответ]
брат Никодим (Хуарес) 12:37 09.08.2005
Я тоже, скорее, соглашусь, что указанные различия - это формальные моменты, которые скрывают под собой более существенные вещи.

Цитирую ответ отца Андрея Кураева на пресс-конференции на журфаке ВГУ в прошлом году:

Вопрос: Расскажите о главном отличии в католической и православной Церквях. Почему мы не можем объединиться с католиками?

Ответ: Главное отличие я попробую пояснить через мелочи, если позволите. Я думаю, что это не запрещенный прием, потому что иногда для того, чтобы понять вкус источника, не надо допивать до конца, а достаточно одной-двух капель.

Так вот, посмотрите, с какими словами католический священник совершает таинство крещения: 'Я крещаю тебя во имя Отца и Сына и Святаго Духа'. Православное крещение совершается со словами: 'Крещается раб Божий... во имя Отца и Сына и Святаго Духа'. Венчание. Формула католического венчания: 'Я, властью мне данной, объявляю вас мужем и женой'. Формула, которую произносит православный священник при венчании: 'Венчается раб Божий такой-то рабе Божией такой-то'. Исповедь. Формула католической исповеди: ' Я, властью мне данной, разрешаю тебя от всех твоих грехов'. Православная формула: 'Отпускаются тебе грехи твои'. Здесь, правда, делаю примечания на полях, что, к сожалению, с конца XVII века через Польшу и Киев пришла католическая формула отпущения грехов. Но все другие православные церкви мира до сих пор сохраняют эту старую формулу: 'Отпускаются тебе грехи твои'. Разница понятна? Вот этот дух администрирования, имперский римский дух властвования очень многое значит для понимания истории католической церкви, и он же объясняет, что... этот дух в свое время ощутили и испугались этого духа греко-славянские народы, а через полтысячи лет и германо-скандинавские. Почему в своей Реформе они отошли от подчинения Риму. [Ответ]
SewaNew 21:47 01.01.2007
Насколько я знаю, в Католичестве святая суббота, властью церкви перенесена на воскресенье. А в Православии? [Ответ]
Антон Ю.Б. 22:53 01.01.2007
SewaNew, есть достаточно давний текст Кураева:

http://www.reveal.ru/modules.php?nam...e=zoom&pid=139 [Ответ]
Молоток 23:10 01.01.2007
Христианство, на мой взгляд, учение. И следование догмам губит его, как и любое учение.
Надо понимать, что заветы Божьи выше сиюминутных проблем. Каждодневно работать над собой, и над созданием мира любви, а не ненависти, задача каждого христианина.
Я так понимаю. [Ответ]
SewaNew 20:13 02.01.2007

Сообщение от Антон Ю.Б.:
SewaNew, есть достаточно давний текст Кураева:
http://www.reveal.ru/modules.php?nam...e=zoom&pid=139

Да статья интересная! Субботствующий православный, о таком я ещё не слышал. Хотя я наверное ещё о многом не слышал [Ответ]
Чтец Роман 18:31 03.01.2007
Небольшие поправки:

Сообщение от Добротолюбъ:
1) Католики признают РП (Римский Папа) главой всей Церкви. Православные признают ИХ (Иисус Христос) главой всей Церкви.

- католики тоже признают главой Церкви Христа, а не папу.

Сообщение от Добротолюбъ:
Католики признают непогрешимость РП

католики признают вероучительную непогрешимость РП

Сообщение от Добротолюбъ:
Католики совершают богослужение на ЛЯ (Латинский Язык)

уже давно совершают на всех национальных языках

Одно из главных различий - вопрос о единстве Церкви. У католиков единство Церкви держится на общении всех с одним епископом - римским, которому даны Христом чрезвычайные полномочия по сравнению с остальными епископами. Единство же Православной Церкви основывается на единстве веры и любви. [Ответ]
SewaNew 23:41 05.01.2007
Вотещё разницу вспомнил.
У католиков, по их преданию, душа после смерти попадает в чистилище, где после определённого срока мучений, очищается и попадает в рай. (вроде так).
А у православных?
Помоему по другому... [Ответ]
SewaNew 21:50 18.03.2007
никто не в курсе? ^^^
Кор 15:19 если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков. [Ответ]
Avanturistka 22:01 18.03.2007

Сообщение от Добротолюбъ:
3) Католики признают, что ДС (Дух Святой) исходит от Отца и Сына. Православные признают, что ДС исходит только от Отца.

Я извиняюсь за неосведомленность в данном вопросе, но разве это не одно и тоже? В смысле что какая разница кто от кого происходит? В Библии же написано: троица едина, то бишь отец, сын и св. дух равны между собой...
Кстати читала, что кто-то из пророков по-моему сделал предположение, что когда говорилось, что сначала было слово, то под словом подразумевается Христос... [Ответ]
Чтец Роман 00:01 19.03.2007
Avanturistka, http://www.pagez.ru/lsn/0090.php [Ответ]
Антон Ю.Б. 00:06 19.03.2007
Avanturistka, Свет, поверь, что там лучше внимательно и углубленно все почитать. Там тонкие вещи, и триадологии за 45 минут не бывает. Если интересно, то снабдим литературой.

SewaNew, посмотрим. [Ответ]
Вверх