«Напишите что-нибудь о Фёдорове»
Книжная полка
Это издание откроет для воронежцев остававшееся долгие годы полузабытым имя талантливого художника-земляка
Виталий Черников
Митрофан Фёдоров – уроженец воронежского края. Родился 30 мая 1870 года в слободе Ситникова (Пушкина) в семье сельского священника. Учился в Воронежской духовной семинарии. Как раз в эти годы познакомился с художником-самородком, основателем бесплатной школы рисования Львом Соловьёвым, ставшим его учителем и другом. Учительствовал в слободе Ровеньки Воронежской губернии – где, по собственному признанию, «в ежедневных занятиях с натуры учился живописи». Закончил питерскую Академию художеств – учился в классе Ильи Репина…
Подробности о его судьбе теперь можно узнать из выпущенной Центром духовного возрождения Чернозёмного края книги, которая так и называется: «Художник Митрофан Фёдоров. 1870-1941». Её презентация состоялась в Воронежском областном художественном музее имени И.Н.Крамского.
- Выход этой книги – весомое свидетельство того, что пути Господни неисповедимы, - так начал своё выступление директор музея Владимир Добромиров. – В неё включены хранящиеся в наших фондах письма Фёдорова Соловьёву. И я вспоминаю, как в 1980 годы мы об этих письмах заботились. Перекладывали в папочке, перепечатывали, переплетали… Тогда казалось – империя незыблема, и никакой возможности это издать не было. Но мы делали всё, чтобы сохранить то, что имеем... Листая книгу, я наткнулся на словосочетание «подзабытый художник». Думаю: как же так? Но, наверное, это так. Имя Митрофана Фёдорова известно сейчас главным образом специалистам. Но могу надеяться, что благодаря этой книге оно попадёт в орбиту интересов нашей художественной общественности.
Книга собрана, по сути, из осколков: фрагментов дневников, чудом уцелевших писем, воспоминаний… Работа над ней объединила людей, живущих в больших городах и маленьких сёлах. И даже в других странах.
Сын священника из маленькой деревушки в Воронежской губернии долгие годы жил и творил в Харькове, а умер от голода в блокадном Ленинграде. Его картины хранятся в Третьяковской галерее, музеях Санкт-Петербурга, Киева, Харькова, Воронежа, Острогожска. Уцелело из созданного Фёдоровым, к сожалению, не так уж много. Что-то, видимо, пропало в блокаду.
Известно, что в Острогожском музее перед Великой Отечественной имелись и другие его работы, которые то ли погибли, то ли были похищены во время нацистской оккупации города. К счастью, есть ещё частные собрания потомков живописца. Именно висевшие дома на стене картины и вдохновили в конце концов на работу Марине Шендеровой – живущей в Санкт-Петербурге внучке сестры художника. А помогали ей дочери - Любовь Евгеньевна и Лидия Евгеньевна. В роли научного редактора книги выступил краевед Александр Акиньшин.
- Мы – инженеры, и вот столкнулись с таким занятием, как краеведение, - рассказывала на презентации Марина Соломоновна. – Оказалось, это очень азартное дело! Очень интересное, даже не знаю, с чем сравнить… На самом деле мы ничего не знали. Я выросла среди этих картин, и дочки мои выросли. Но мы ничего не знали. Даже мама знала очень мало. Помню лишь фразу: «У дяди был такой трудный характер!..» А когда занялась этой темой, информация буквально побежала в руки. Словно его душа хотела, чтобы всё это состоялось. В наше время очень важно вглядеться в личность человека. Любой Иван Иванович, Пётр Петрович интересен. Но не все оставили после себя письменные свидетельства. Архивы нашей семьи, которые я храню, - это чемоданы и шкафы. Сохранились письма, дневники… То же произошло и с материалами, связанными с Фёдоровым. Например, один из его учеников в 1970-е попросил всех, кто знал художника: «Напишите что-нибудь о Фёдорове!». И оказалось, что многие связанные с ним бумаги были сохранены. Почему? Потому что это была необычайно привлекательная личность. При этом очень конфликтная. Он без конца ссорился со всеми! Его обожали женщины – но он и с ними всё время ссорился!
Первая жена художника Ольга Колбасина после развода вышла замуж за Виктора Чернова, одного из основателей партии эсеров, впоследствии первого и последнего председателя разогнанного большевиками Учредительного собрания. Близнецы-дочери Митрофана Семёновича большую часть жизни провели вдали от Родины. Ольга стала женой Вадима Андреева – сына прозаика Леонида Андреева. Наталья – его друга, литератора Даниила Резникова. Именно семья Резниковых долгие годы была хранителем архива Алексея Ремизова.
Одна из внучек Митрофана Фёдорова, художница и журналист Ольга Андреева-Карлайл принимала участие в организации зарубежной публикации романа Александра Солженицына «В круге первом». Кто-то стал врачом, кто-то музыкантом…
«Жизнь потомков художника М.С.Фёдорова прошла и продолжается за пределами России, но все они привержены традициям русской культурной семьи», - сообщает книга.
Источник: газета «Коммуна» № 24 (26240), 18.02.2014 г.
На фото:
Редактор книги Раиса Андреева. Фото Михаила Вязового
Изображения
[Ответ]