Воронежская область>Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в Воронеже и области
Rayak 23:06 16.02.2010
Одной из черных страниц истории нашей области явилось событие произошедшее в ночь с 5 на 6 марта 1976 года. Пассажирский самолет Ил-18 (с/н 75408) выполнявший рейс Москва-Ереван рухнул на окраине села Верхняя Хава. Авиакатастрофа по разным данным унесла жизни от 111 до 118 человек. До сегодняшнего дня (постучу по дереву) - это единственная авиакатастрофа пассажирского самолета произошедшая не территории нашей области.
Кое-какие данные об этом событии имеются в сети,но все достаточно скудно. Тема создана мною для максимального сбора информации о данном происшествии.
P.S По некоторым данным АК привела к гибели 7 человек на земле - жителей В.Хавы. Соответствует ли эта информация истине?
Список авиационных катастроф на территории Воронежа и области: обновляется 1. 6 августа 1955г. Воронеж, р-н Парка "Динамо". Самолет Ил-14.Рейс Сталинград-Москва. Погибло 25 человек. Пожар двигателя с последующим разрушением крыла. Полная потеря управляемости.
2. 29 апреля 1958г.близ Воронежа (предположительно восточнее Воронежа). Самолет Ан-10. Испытательный полет. Погиб 1 человек. Отказ одного двигателя, последующая потеря мощности трех других.Вынужденная посадка в поле, разрушение конструкции.
3. 6 марта 1976 года , около 1 часа ночи. С.Верхняя Хава. Самолет Ил-18. рейс Москва-Ереван. Погибло по разным данным от 111 до 127 человек. Отказ электрооборудования, приборов и автопилота. Потеря экипажем пространственной ориентации. Столкновение с землей под углом 35 град.
4. 1989 год. (точная дата неизвестна). район аэродрома Поворино. Самолет Миг-21.Тренировочный полет.Погиб 1 человек (курсант Борисоглебского ВВАУЛ). Причины неизвестны.
5. 26 июня 2001 года, 21:05. р-н колхоза "Большевик" Грибановского района. Самолет Авиатика МАИ-890. Авиахимические работы. Погиб 1 человек. Ошибка пилота, превышение допустимого крена при развороте на малой высоте, вывод на большие углы атаки, cваливание.
6.20 июня 2002 года. район аэродрома Борисоглебск. Самолет Aero L-39 Albatros. Тренировочный полет.Погиб 1 человек (курсант Борисоглебского ВВАУЛ) . Самолет разбился при заходе на посадку.
7.24 марта 2004 года. Вечер. район села Елизаветовка Павловского района. Самолет Ан-2.Авиахимические работы. Погибло 3 человека. Ошибка пилота. Самолет заходил на посадку ниже глиссады, врезался в дерево и сгорел. Изображения
Сообщение от Rayak:
До сегодняшнего дня (постучу по дереву) - это единственная авиакатастрофа пассажирского самолета произошедшая не территории нашей области.
Ещё была авиакатастрофа - ИЛ-14 (по другим данным - ИЛ-12), 1955 год, место падения - Воронеж, в районе между стадионом Динамо и Берёзовой рощей.
[Ответ]
Rayak 08:41 17.02.2010
Сообщение от Natalia425:
Ещё была авиакатастрофа - ИЛ-14 (по другим данным - ИЛ-12), 1955 год, место падения - Воронеж, в районе между стадионом Динамо и Берёзовой рощей.
Сообщение от Rayak:
P.S По некоторым данным АК привела к гибели 7 человек на земле - жителей В.Хавы. Соответствует ли эта информация истине?
Местные жители сказали, что после катастрофы с очевидцев собирали расписки о неразглашении.
[Ответ]
Natalia425 08:56 17.02.2010
Сообщение от Rayak:
Подробности этого АП есть?
Сообщение от Rayak:
Нашел кое-что сам...
Ну да точно, есть немного здесь. Об этой катастрофе вообще мало информации.
А об АП в Верхней Хаве была большая статья несколько лет назад то ли в Моё, то ли в Комсомолке (хотя, может, даже она приведена в сообщении выше за 2004 г), и если ничего не путаю - в бумажной версии газеты кроме текста были ещё фото из тех лет.
[Ответ]
Сообщение от : Катастрофы в СССР (1953-1989) - часть I 1958
29 апреля
во время первого испытательного полёта после сборки близ г. Воронеж разбился самолёт «Ан-10» КБ Антонова. Причина — отказ двигателя. Экипаж совершил грубую вынужденную посадку в поле возле небольшой речки, во время которой самолет разрушился. Погиб бортинженер. 1961
Август
сильнейший ураган в Центрально-Чернозёмном округе. В г. Воронеж проливной дождь с градом, сбивал ветви, пробивал крыши, разбивал стекла, многие улицы превратились в бурные реки. Градины имели в поперечнике 2-3 см, а самые крупные 6-8 см. Вес самой крупной градины составил 420 г. Скорость ветра достигала 40 м/с, а градины падали со скоростью 150 м/с. Удары кусков льда и ветер ломали крыши, деревья, выбили множество стёкол в окнах, на дорогах были перевёрнуты легковые автомашины. 1968
Ноябрь
авария на Нововоронежской атомной электростанции: на блоке №1 в корпусе реактора произошёл отрыв теплового экрана. Выброс радионуклидов составил более 1000 Ки, годовой выброс йода-131 превышен в 30 раз, цезия-137 — в 8 раз. 1976
5 марта
близ населённого пункта Верхняя Хава (Воронежская область) из-за отказа аппаратуры и дезориентации экипажа разбился самолёт «Ил-18 Е». Погибло 111 чел. 1989
9 июня
в Ростовской области на железнодорожном переезде Каменское—Погорелово рейсовый автобус выехал на полотно и столкнулся с пассажирским поездом №395 Адлер—Воронеж. В результате 29 чел. погибли на месте, 2 скончались по пути в больницу, 14 госпитализировано.
Нет случая с ИЛ-14 в 1955 году и схода под откос пассажирских вагонов около «Березовой рощи» году в 1986.
[Ответ]
Нарыл кое какую информацию про авиакатастрофу Ан-10 в 28 апреля 1958г.Из истории самолета Ан-10:
"Вскоре предприятие возглавил А.Г. Белявский, за время руководства которого было выпущено абсолютное большинство Ан-10. Для оказания эффективной помощи ╚серийщикам╩ на Воронежском заводе организовали филиал ОКБ Антонова, где в разное время работали киевляне Н.П. Соболь, A.M. Кондратьев, В.П. Теплов и Я.Д. Голобородько.
Начальный период выпуска Ан-10 оказался трудным не только для основного производства завода, но и для его летной службы. В 1958 г. вторая серийная машина (╧ 01-02) была разбита в первом же полете. Экипаж А.В. Ларионова столкнулся с весьма не простой ситуацией. На самолете произошел отказ крайнего левого двигателя, и одновременно автоматика снизила мощность крайнего правого (так пытались бороться с разворачивающим моментом, от чего вскоре отказались). Затем начали сдавать внутренние двигатели. Можно было увеличить мощность крайнего правого АИ-20, но, очевидно, экипажу не хватило опыта... Пришлось выполнять вынужденную посадку в поле возле небольшой речушки. Она получилась очень грубой, самолет разрушился, погиб бортинженер, а второй пилот и бортрадист получили серьезные травмы.
Надо отдать должное воронежцам - с ворохом проблем, свалившихся на предприятие в период освоения ╚десятки╩, они справились успешно. Были внедрены новые техпроцессы, повысилась квалификация рабочих, благотворное влияние оказали и мероприятия по повышению качества изготовления серийных машин, в частности, удалось улучшить внешнюю поверхность самолетов, что привело к увеличению максимальной скорости полета до 710 км/ч."
[Ответ]
Миша Ложкин 12:12 17.02.2010
Было ещё несколько авиационных катастроф.
Мне известно о трёх.
В 1986г погиб пилот-дельтапланерист, испытывавший дельтаплан новой конструкции.
В 2001г разбился легкомоторный «Авиатика-МАИ-890», выполнявший авиационно-химические работы под Грибановкой. Пилот погиб.
20.06.2002 года учебно-тренировочный самолет Л-39 потерпел катастрофу при заходе на посадку аэродрома города Борисоглебск. Курсант 5 курса, пилотировавший самолет погиб.
Происшествия и инциденты тоже были. Слышал про падение МиГ-21 в районе аэродрома "Воронеж-Б" в начале 70-хх. Пилот, вроде, катапультировался, получил травмы и выжил.
В 2000г при посадке на аэродром "Воронеж-Б" загорелся и разрушился СУ-24М. Пилоты катапультировались.
Пару лет назад легкомоторный ЛА влетел в ЛЭП-220 кВ НВАЭС-Губкин. Самолёт отделался лёгким испугом, пилот - лёгкой дефекацией из-за короткого замыкания.
[Ответ]
Rayak 12:42 17.02.2010
Сообщение от Миша Ложкин:
В 2001г разбился легкомоторный «Авиатика-МАИ-890», выполнявший авиационно-химические работы под Грибановкой. Пилот погиб.
20.06.2002 года учебно-тренировочный самолет Л-39 потерпел катастрофу при заходе на посадку аэродрома города Борисоглебск. Курсант 5 курса, пилотировавший самолет погиб.
Надо найти подробности по этим двум случаям. Что касается аварий были ещё две аварии Су-24 в Каширском районе совсем недавно. В марте 2006г.(р-н пос. Ильича) и в декабре 2008г. (пос.Мосальское).
[Ответ]
Миша Ложкин 12:44 17.02.2010
В 2005г ещё одно авиационное происшествие произошло в Воронежской области. С Мишей.
Взлетал с учебного склона в Оськино. Старт из-за порыва ветра получился с небольшим левым креном.
Лечу, пытаюсь выправить крен, но он только увеличивается. Ну, думаю, пора падать. На высоте около 7 метров выполнил боковую группировку на левую стойку. Упал. Отцепил подвеску, покрутил головой, поднял руку (знак другим, что жив).
Итог авиапроисшествия: две сломанных стойки трапеции. Организм не пострадал. [Ответ]
Витя 12:50 17.02.2010
Сообщение от Rayak:
Что касается аварий были ещё две аварии Су-24 в Каширском районе совсем недавно. В марте 2006г.(р-н пос. Ильича)
Су-24 ушел в штопор
Лариса Карташова, Воронеж, Юрий Гаврилов
"Российская газета" - Центральный выпуск №4018 от 16 марта 2006 г.
Версия для печати / сохранить материал
Экстренным катапультированием закончился полет для летчиков 105-го смешанного авиаполка майора Владимира Сергеева и капитана Романа Островерхова.
Вчера утром они вылетели с аэродрома Балтимор в Воронеже на фронтовом бомбардировщике Су-24М. Командир звена Сергеев принимал зачет по технике пилотирования у имевшего перерыв в полетах Островерхова. Капитан выполнял фигуры пилотажа, когда бортовые датчики начали сигнализировать об отказе основной и резервной гидросистем самолета. Почти сразу же бомбардировщик перестал слушаться рулей и свалился в штопор. Пилотам с трудом удалось отвести его от деревни Донково.
В конце концов Су-24 рухнул на заброшенную ферму недалеко от 571-го километра трассы "Воронеж - Москва", а летчики благополучно приземлились на поле.
Офицеров сейчас обследуют медики, а комиссия во главе с главкомом ВВС Владимиром Михайловым и следователи гарнизонной прокуратуры пытаются разобраться, по чьей вине возникла техническая неисправность.
[Ответ]
Витя 12:53 17.02.2010
Сообщение от Rayak:
и в декабре 2008г. (пос.Мосальское).
Под Воронежем разбился бомбардировщик
15:13 27.01.2009
По факту крушения самолёта Су-24М в Каширском районе возбуждено уголовное дело
Днём в пятницу, 19 декабря, жительница села Мосальское Каширского района Раиса Пехова, управившись по хозяйству, прилегла немного отдохнуть. Только задремала, как вдруг сквозь сон услышала гул самолёта. Звук был настолько громким, что закладывало уши. Спустя несколько минут гул резко стих, а ещё через пару секунд раздался грохот такой силы, что в доме задрожали стёкла. «Господи Иисусе, да неужели самолёт рухнул?!» — пронеслось в голове Раисы Ивановны. Пенсионерка выбежала во двор. Оглянувшись по сторонам, не увидела ни дыма, ни огня и подумала, что ошиблась.
Но как оказалось, предчувствие не обмануло женщину. В тот день в 13.45 в километре от их села в поле упал бомбардировщик Су-24М, который выполнял учебно-плановый полёт. За два года это уже вторая авиакатастрофа с участием военного самолёта, произошедшая под Воронежем, причём предыдущая авария случилась также недалеко от Мосальского.
Последний манёвр
Плановые полёты проходили на военном аэродроме «Балтимор». После полудня Су-24М совершал второй вылет за день. В кабине самолёта находились двое лётчиков — майор и подполковник (их имена не разглашаются), которые должны были отработать удар по наземной цели и противоракетный манёвр.
Когда бомбардировщик находился между посёлками Масловка и Никольское, на высоте около 3000 метров у него неожиданно отказала система управления и командир экипажа сообщил о неполадке на командный пункт. С земли лётчикам пытались помочь посадить машину, но самолёт продолжал терять высоту.
Вот что рассказал корреспондентам «МОЁ!» сотрудник ООО «Масловский карьер» Виктор Дереглазов, который стал очевидцем авиакатастрофы:
— Я был на улице, смотрю — самолёт начал резко снижаться. Когда до земли оставалось метров 70, он немного набрал высоту, поднялся метров на 100 и с небольшой скоростью полетел в сторону Боево (посёлок, находящийся рядом с Мосальским, в котором располагается военный полигон. — «Ё!»). Сам я некоторое время занимался в авиаспортивном клубе и знаю, когда самолёт летит нормально, а когда терпит крушение. Бомбардировщик летел неровно: то опускался, то набирал высоту. Лётчики, видимо, изо всех сил старались спасти машину.
Лётчики катапультировались
Однако долететь до полигона в Боево и спасти самолёт лётчикам не удалось. Машина рухнула в поле под селом Мосальское, в 20 километрах от Боево. Перед тем как катапультироваться, лётчики успели увести самолёт подальше от жилых домов. Упавший бомбардировщик ушёл в землю на шесть метров. На месте его падения образовалась воронка диаметром около 16 метров, а обломки самолёта разлетелись на сотни метров.
Лётчики приземлились примерно в километре от самолёта, а уже через 30 минут их подобрал вертолёт поисково-спасательной службы и доставил в военный госпиталь. По словам медиков, пилоты чувствуют себя нормально.
В военной прокуратуре корреспондентам «МОЁ!» сообщили, что пока никаких предварительных заключений по факту крушения нет. Найден чёрный ящик, и только после его расшифровки будет известно, почему произошла авария. На расшифровку понадобится около месяца.
— По факту падения самолёта возбуждено уголовное дело по статье 351 УК РФ, которая предусматривает ответственность за нарушение правил полётов или подготовки к ним, — говорит начальник военного следственного отдела по Воронежскому гарнизону Василий САВИЦКИЙ. — В ходе расследования будет установлен ущерб, нанесённый государству. Виновным лицам грозит наказание до семи лет лишения свободы.
До выяснения причин авиакатастрофы полёты самолётов Су-24М временно приостановлены.
Похоже, что над Каширским районом витает злой рок, который притягивает самолёты к земле. Два года назад, 15 марта 2006 года, при выполнении учебного полёта в поле около села Данково в 15 километрах от Мосальского потерпел крушение такой же бомбардировщик Су-24М. Жертв и разрушений удалось избежать: лётчики вывели машину в безопасное место и катапультировались.
ЦИФРЫ «Ё!»
________________________________________
За последние 10 лет в России произошло 15 авиакатастроф (включая последнюю аварию под Воронежем), в которых разбились военные самолёты Су-24. В шести случаях лётчики погибли.
Татьяна ПЕЛИПЕНКО
Сообщение от :
Дата 26.06.2000
Страна-эксплуатант РФ
Место военный аэродром под Воронежем
Время ок 20:00
Самолет(ы) Су-24М
Эксплуатант ВВС
Экипаж
Обстоятельства При заходе на посадку в результате ошибки в технике пилотирования самолет произвел грубое касание земли до взлетно-посадочной полосы. После второго касания и возгорания самолета по команде руководителя полетов экипаж катапультировался
Исход экипаж успешно катапультировался
Причины
Блин, что футбольная команда «Пахтакор» в 1979 году разбилась, факт известный. Оказывается, они с самолётом из Воронежа не разошлись.
Сообщение от :
11 августа 1979г. катастрофа 2-х самолётов Ту-134.
В условиях большой плотности воздушного движения в зоне ответственности Харьковского РЦ ЕС УВД, вызванной закрытием части эшелонов из-за пролета «литерного» борта, диспетчеры допустили опасное сближение двух самолетов Ту-134, которое в результате привело к столкновению в воздухе и гибели всех находившихся на них людей.
Один самолёт выполнял рейс Челябинск – Кишинёв, второй самолёт - Ташкент – Минск. После пролета Днепропетровска диспетчер разрешил самолету Ту-134, взлетевшему из Донецка, занять эшелон 8400м. На этой же высоте летел другой Ту-134, следовавший из Воронежа в Кишинев. Их курсы пересекались в районе Днепродзержинска. Старший смены диспетчерского центра, заметив опасную ситуацию, дал команду донецкому экипажу занять эшелон 9000м, а летевшему выше Ил-62 - 9600м. Но из-за плохой слышимости экипаж Ту-134 не слышал этого указания, зато его слышал экипаж Ил-62, подтвердивший получение информации о пересекающем на 8400. Диспетчеры, получив подтверждение, и посчитав что Ту-134 занимает эшелон 9000м, успокоились и слабо контролировали полет двух Ту-134.
На высоте 8400м, в сплошной облачности, два ТУ-134 столкнулись почти под прямым углом и разрушились. Обломки упали на землю на большой территории в районе сел Куриловка, Николаевка и Елизаветовка близ г.Днепродзержинска Днепропетровской области. Погибли 177 человек (94 и 84 соответственно), в т.ч. футбольная команда «Пахтакор» из Ташкента, летевшая в Минск на игру регулярного чемпионата СССР с местным «Динамо».
Трагедия произошла по вине диспетчеров Харьковского РЦ. Это крупнейшее по числу жертв столкновение двух самолетов в воздухе в истории советской авиации.
30 марта 1989г. предпринята попытка захвата самолета Ту-134 рейса Воронеж – Баку одним преступником. Преступник обезврежен, жертв нет.
30 августа 1990г. предпринята попытка захвата самолета Ан-2 рейса Воронеж – Орел одним преступником (Пантелеев). Бандит сдался, жертв нет.
В тот же день:
30 августа 1990г. предпринята попытка захвата самолета Як-42 рейса Быково – Воронеж одним преступником (Апицарян). Преступник сдался, жертв нет.
[Ответ]
Rayak 14:11 17.02.2010
Сообщение от Витя:
весёлое было время:
30 марта 1989г. предпринята попытка захвата самолета Ту-134 рейса
Помню случай из жизни. В июне 1990 года я летел самолетом из Львова в Воронеж (рейс "Аэрофлота" №3111 Львов-Воронеж-Пермь,Ту-134). В это время проводился ремонт ВПП львовского аэропорта Скнилов. Поэтому после прохождения предполетного осмотра и регистрации в аэропорту , пассажиров сажали в "Икарусы" и везли на военный аэродром Черляны. Самолеты прилетали и отправлялись оттуда. Черляны сугубо военный аэродром . Инфраструктуры для пассажирских рейсов никакой. Все оборудовано достаточно примитивно. Перрон поделили с помощью колышков и веревочек на зоны и пассажиров каждого рейса запускали туда. Границы зон охраняла пара-тройка военных. Вот так стояли и ждали минут 20 под открытым небом когда нас пустят в самолет. А в метре по ту сторону веревочки стояли пассажиры рейса Львов-Ленинград (они летели на Ту-154 который стоял рядом). В итоге все мы в тот день благополучно из Черлян улетели. Только мы на Ту-134 в Воронеж и Пермь , а они на Ту-154 в Стокгольм....
Сообщение от Витя:
весёлое было время:
30 августа 1990г. предпринята попытка захвата самолета Ан-2 рейса Воронеж – Орел одним преступником (Пантелеев). Бандит сдался, жертв нет.
Куда ж он его угнать то хотел? Вот это реально загадка....
[Ответ]
Однажды с аэродрома Кубинка летел на личном АН-26 командующего 16-й Воздушной Армией.
На Балтимор заходили 3 раза. Не могли попасть на полосу [Ответ]
Alex66 14:40 17.02.2010
Rayak, Витя, Миша Ложкин, давайте все же ближе к теме раздела.
[Ответ]
STARICHEK 14:57 17.02.2010
с. Пески, в начале 80-х, рухнул миг-21, оторвавшийся двигатель зацепил край жилого дома. жертв нет. пилот катапультировался.
в 80х, перед Алексиковым (Влгд.обл) крушеие миг-21, инструктор, курсант погибли. рядом с трассой в качестве обелиска был установлен хвост этого самолета.
[Ответ]
Rayak 16:13 17.02.2010
Сообщение от STARICHEK:
в 80х, перед Алексиковым (Влгд.обл) крушеие миг-21, инструктор, курсант погибли. рядом с трассой в качестве обелиска был установлен хвост этого самолета.
Думаю стоит ограничиться АП произошедшими на территории современной Воронежской области.
Немного позже в первом топике соберу в отдельную кучку также все аварии.
[Ответ]
Haifisch 17:11 17.02.2010
64 году потерпел крушение самолёт Ан-2,химизация поля села Чернавка Панинского района,До сих пор сохранился заброшенный аэродром капитальный поблизости
[Ответ]
Миша Ложкин 18:32 17.02.2010
Сообщение от Alex66:
Rayak, Витя, Миша Ложкин, давайте все же ближе к теме раздела.
По теме: будет несправедливо, более того, кощунственно, в данном топике не рассказать о лётчиках, погибших в Воронежском небе в Великую Отечественную.
[Ответ]
Сообщение от ТАТРА-813:
64 году потерпел крушение самолёт Ан-2,химизация поля села Чернавка Панинского района,До сих пор сохранился заброшенный аэродром капитальный поблизости
Есть ещё какая то информация об этом АП 1964 года?
[Ответ]
Сообщение от Rayak:
Есть ещё какая то информация об этом АП 1964 года?
осталась капитальная асфальтнобетонная ВПП и ангары
[Ответ]
Rayak 11:16 18.02.2010
Сообщение от SERG16:
Думаю, не надо мешать в кучу внештатные ситуации, авиакатастрофы и т.д... с летчиками, погибшими при выполнении боевых задач во время Великой Отечественной войны.
Поддерживаю. Касаемо периода ВОВ целесообразно принимать для этой темы только факты авиакатастроф связанных с небоевыми потерями (потери без воздействия противника). Пример (приводится в качестве примера т.к событие произошло в Алексеевском районе Белгородской области).
20 августа 1942 года в районе н.п Иловское Алексеевского района Белгородской области разбился венгерский истребитель MÁVAG Héja (венгерская сборка итальянского истребителя Реджиане.2000) бортовой номер «V4+21». Пилот - Иштван Хорти (сын венгерского диктатора Милоша Хорти) погиб. Среди причин катастрофы назывались ошибка пилота и техническая неисправность самолета. http://hu.wikipedia.org/wiki/Horthy_Istv%C3%A1n http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%...B2%D0%B0%D0%BD
Ну или в качестве примера можно приводить случаи наподобе случая с гибелью конструктора Петлякова на Пе-2.
ВНИМАНИЕ! Ищутся данные об аварии самолета Ту-128 предположительно в 70-х годах. По имеющимся пока не подтвержденным данным истребитель-перехватчик потерпел аварию при заходе на ВПП воронежского авиазавода.
Сообщение от ТАТРА-813:
осталась капитальная асфальтнобетонная ВПП и ангары
Я имел ввиду подробности крушения "кукурузника" в Чернавке в 1964г.
[Ответ]