Большой Воронежский Форум
Страница 1 из 4
1 234 >
» История города. Краеведение. Старый Воронеж>Военный аэродром "Альфа" и механический завод
ariadna 14:45 01.10.2009
Родственная тема:

улица Ворошилова - http://bvf.ru/forum/showthread.php?t=689078
(там же - что касается "современного" ДК им.50 лет Октября (после 1967 года))

------------------------


А мне хочется услышать что-нибудь об истории "полтинника", то есть, ДК 50-летия, это тоже история Воронежа, когда его построили, что там было до того,вообще интересно)
Natalia425 19:14 02.10.2009

Сообщение от ariadna:
А мне хочется услышать что-нибудь об истории"полтинника", то есть, ДК 50-летия, это тоже история Воронежа, когда его построили, что там было до того,вообще интересно)

историю дворца не знаю, но "до того" в том районе был военный аэродром "Альфа"
Alex66 20:09 02.10.2009

Сообщение от Natalia425:
историю дворца не знаю, но "до того" в том районе был военный аэродром "Альфа"

Вот так примерно выглядел перекресток Ворошилова-Космонавтов в начале 1930-х.

Это аэродромные сооружения. Где север, где юг - не знаю, догадайтесь сами.
Фото взято из книги В.В.Гагина "Бомбардировщик конструкции А.Н.Туполева ТБ-1 (АНТ-4)".
Аэродром существовал до самой войны, пока его немцы не разбомбили. "Полтинник" скорее всего построили на чистом месте и до него там ничего не было.
Изображения
ariadna 20:23 02.10.2009
Жаль, что невозможно близко рассмотреть. Но мне кажется, что это, скорее, дальше остановки "Космонавтов", ближе к Кривошеина. Эти длинные заборы, ветка железной дороги и ангары ничего не напоминают? Похоже, именно там был аэродром. А со стороны "полтинника" раньше начинались огороды, остановка трамвая так и называлась,"Огородняя". Там сейчас тоже частный сектор. А вот ветка ж - д там тоже есть, куда она ведёт? И уж если на то пошло, то интересно: наш родимый механический завод и до войны существовал? Это, вроде, стратегический объект. Туда и после войны было невозможно попасть, только по пропускам. А всё же, может, у кого есть фото, как там, за забором? А вдруг ( мечтаю ) у кого -нибудь и фото довоенного завода есть?
salex 22:18 02.10.2009
Механический завод существовал до войны.

Территорию аэродрома "альфа" отметил на гуглемапе:




т.е. это территория ограниченная улицами Дорожная (3 Пеше-стрелецкая), Космонавтов (тогда ее вообще не было) , Ворошлова (Кольцовская), Героев Сибиряков (этой тоже не было)


Железная дорога примыкала к аэродрому со стороны Дорожной и Ворошилова.
Изображения
ariadna 22:34 02.10.2009
Похоже, почти весь юго-западный район был охвачен аэродромом. А во время войны он действовал?
jeck 22:35 02.10.2009

Сообщение от salex:
Космонавтов (тогда ее вообще не было) ,

слышал, что Космонавтов это бывшая ВПП. и если там ковырнуть, то будут плиты ВПП. не в курсе?
salex 22:47 02.10.2009

Сообщение от jeck:
слышал, что Космонавтов это бывшая ВПП

Сомнительно это. Космонавтов - это же самый краешек аэродрома -граница между аэродромом и городской застройкой, в том числе корпусами мехзавода. К чему там ВПП?
Alex66 05:34 03.10.2009

Сообщение от Natalia425:
а никто не в курсе сохранились ли вообще какие-либо остатки аэродрома (строения, улицы типа бывшие ВПП и прочее), не может же быть, чтобы такая большая территория - и никаких следов...

Если приглядеться, то на фото можно разглядеть железную дорогу. Если предположить, что это основная линия на Курск, а не ее ответвление к аэродрому, то можно попытаться поискать вон то трехэтажное здание нестандартной формы на заднем плане (судя по плану salex, надо идти от улицы Машиностроителей по ж/д ветке и смотреть налево.
Однако шансов немного - немцы аэродромы бомбили нещадно, и вряд ли там что-то осталось целого.
И ещё - плиты ВПП искать бесполезно - не было никаких плит, грунтовая ВПП была.
Natalia425 18:19 03.10.2009
Если розовое здание (Космонавтов,60) - это оно (не помню подробностей, как выглядит), то тогда получается, что на переднем плане ул Ворошилова, справа корпуса мехзавода (или что там на его месте было), а ж/д там и сейчас есть (тянется вдоль Ворошилова, с переездом на кольце). Надо же, штаб, а уцелел!
Alex66 18:33 03.10.2009

Сообщение от Карбюратор:
На фото отлично видно здание нестандартной постройки(дальний план) оно цело до сих пор.

Вот это уже кое-что! И кто же возьмётся сфотографировать прокуратуру?
Pharmaci$t 19:09 03.10.2009

Сообщение от Alex66:
Вот это уже кое-что! И кто же возьмётся сфотографировать прокуратуру?

Гугля?



Изображения
Афанасий 19:22 03.10.2009
К сожалению на карте которую поместил Salex есть неточности. Например, жители юго-западного
должны знать, что улица Олеко Дундича начинается от виадука. А на схеме она берёт начало от современной остановки транспорта Маршака. Поэтому трудно говорить соответствуют ли действительности и остальные данные. Откуда уверенность, что аэродром занимал такую огромную территорию?
Alex66 20:23 03.10.2009

Сообщение от Афанасий:
Откуда уверенность, что аэродром занимал такую огромную территорию?

Да не такая уж и огромная территория. Современные аэропорты гораздо больше занимают.
Афанасий 20:28 03.10.2009
Alex66,
Ну ... Современные аэропорты. У них взлётная полоса несколько километров. А военный аэродром 30-х... Хотелось бы мнение людей близких к авиации услышать.
salex 21:07 03.10.2009

Сообщение от Афанасий:
Откуда уверенность, что аэродром занимал такую огромную территорию?


Ну как бы у меня есть карта, где этот аэродром отмечен.

И чего огромного в той территории ? 1.5 км х 2 км
ariadna 22:03 03.10.2009
Natalia425, вы имеете в виду детский сад № 25? Двухэтажный особнячок, ныне в нём частный лицей? Именно в этот детский сад ходила я, именно им заведовала бабушка и до войны и после войны. Я там каждую комнату с закрытыми глазами помню) Действительно, бабушка сдавала ключи в какую - то воинскую часть, когда эвакуировался детский сад, так мне, по крайней мере, рассказывали.
MONTY PYTHON 23:28 03.10.2009

Сообщение от ariadna:
А мне хочется услышать что-нибудь об истории"полтинника", то есть, ДК 50-летия, это тоже история Воронежа, когда его построили, что там было до того,вообще интересно)

Могу поделиться детскими воспоминаниями. Жил в то время в Авиагородке, дом 6 (сейчас это дом 57 по ул. Карла Либкнехта). ДК им. 50-летия Октября строился в период с 1965 по 1967 г.г.(отсюда и название). Построен на месте развалин довоенного Дома Красной Армии, разрушенного во время войны. В первой половине 60-х годов в правой части развалин (ближе к офицерской лётной столовой, разрушенной уже в наше время) еще жили люди, приспособившие после войны уцелевшую юго-восточную часть здания под жильё. А вот задний северо-восточный угол старого здания до уровня 1-го этажа даже был впоследствии использован при строительстве ДК им. 50-летия Октября. Где-то на фото "старого Воронежа" видел фрагмент Дома Красной Армии, но не очень чёткий. Да еще вспомнил, что на втором этаже развалин в куче битого кирпича находился чудом уцелевший бюст Сталина.
SERG16 00:08 04.10.2009
Здесь вот уже говорили, что в районе "полтинника" находился аэродром. Сейчас за полтинником, сбоку от него, за "самолетом" находится полуразрушенное здание, в народе называемое бывшей столовой летчиков. Какого, интересно, года постройки это здание?

Если я не ошибаюсь, вот это здание. Оно отчетливо видно, т.к. без крыши.
Изображения
Нажмите на изображение для увеличения
Название: 1.jpg
Просмотров: 486
Размер:	225.7 Кб
ID:	556614  
Alex66 06:07 04.10.2009
Пожалуй, пора прогуляться в этом районе с фотоаппаратом.
Alex66 20:42 04.10.2009
Вот результаты прогулки:
Бывший штаб 11 авиабригады - теперь военная прокуратура:

Мемориальная доска на здании прокуратуры:

Бывшая столовая летчиков - теперь развалины:



Ну и до кучи - дворец культуры им. 50-летия Октября (просто Полтинник)
Изображения
MONTY PYTHON 20:41 06.01.2010

Сообщение от salex:
Территорию аэродрома "альфа" отметил на гуглемапе:

В начале 60-х (до начала застройки Ю-З района) мне еще удалось застать остатки бетонных плит этого аэродрома приблизительно где-то в районе ТЦ Вестер-Гипер (к-т "Дружба"). В детстве ходил на городскую свалку ( за бракованными радиодеталями и корпусами от радиоприемников "Атмосфера-2" и только появившихся "Альпинистов"), путь пролегал от воен. прокуратуры (тогда это была, если память не изменяет, гарнизонная комендатура и гауптвахта) как раз в том направлении и дальше по прямой. Плиты в поле попадались фрагментами. Видно немцы аэродром здорово раздолбали. К тому времени все уже заросло травой и ковылем. Типичный степной пейзаж с норками сусликов и гонимых ветром клубков перекати-поле.
Что касается Механического завода № 16, то в то время вдоль его забора со стороны ул. Кольцовская (сейчас этот кусок является ул. Ворошилова) на пересечении с еще не существовавшей ул. Космонавтов стояли частные гаражи (штук 5-7). Недалеко от них в заводской стене была большая дыра, через которую местные пацаны лазали за глиной. Глину синего и красного цветов привозили на эту часть неохраняемой заводской территории и сваливали кучами. Прекрасный был материал для всяческих поделок.
goldenval 21:28 06.01.2010
то есть можно предположить что взлетная полоса располагалась по или параллельно нынешней ул. домостроителей? по или вдоль маршака не получается, ибо там перепад высот, а эта вроде ровная.
MONTY PYTHON 22:53 06.01.2010

Сообщение от goldenval:
то есть можно предположить что взлетная полоса располагалась по или параллельно нынешней ул. домостроителей?

Да, я думаю, что именно так. Это вписывается в границы территории аэродрома, очерченные salex/. Но, с тех пор, когда я это наблюдал, прошло много лет, к тому же следует делать поправку на мой возраст в те годы (10-12 лет). Тогда я на этом не акцентировал внимание. У меня в памяти не отложилось, что остатки плит представляли собой какое-то законченное аэродромное сооружение (стоянка, взлетная полоса).
Alex66 07:20 07.01.2010
MONTY PYTHON, есть большие сомнения, что вы видели плиты именно от ВПП - в те годы практически все аэродромы (тем более военные) имели грунтовое покрытие. Мало того, в 20-30-е годы зачастую не было даже ВПП в современном понимании этого слова - был круг диаметром примерно 1000 метров и самолеты садились в этом круге с курсом в соответствии с направлением ветра.
MONTY PYTHON 12:52 07.01.2010

Сообщение от Alex66:
есть большие сомнения, что вы видели плиты именно от ВПП

Так я и не утверждаю, что это остатки ВПП. Я просто примерно указал место их нахождения, а что из себя эти остатки плит представляли с большой точностью сказать не могу: площадка, стоянка, ангары, ВПП или куски каких-либо аэродромных сооружений. Но то, что они там находились говорю вполне определенно.



К сожалению сведений об 11-авиабригаде, ее составе и какими самолетами она была укомплектована накануне ВОВ на http://allaces.ru/cgi-bin/s2.cgi/sssr/struct/b.dat не нашел.
Вряд ли на аэродроме находились ТБ-7 выпуска 1938 г. Их перед войной было выпущено несколько десятков. Для эксплуатации этих бомбардировщиков требовались уже серьезные аэродромы. А вот ТБ-3 наверняка имелся, тем более, что Воронеж – «родина ВДВ». Правда, в 1930 г. для десанта использовались еще ТБ-1 http://www.bereg.vrn.ru/article487.html . Но за 10 лет, предшествующих войне авиапарк мог существенно обновиться.
Изображения
Нажмите на изображение для увеличения
Название: Высадка_парашютного_десанта_с_ТБ-3.jpg
Просмотров: 258
Размер:	91.5 Кб
ID:	646802  
wsa 19:34 07.01.2010
MONTY PYTHON, Вы поищите сведения о самолетах 1-й резервной смешаной авиабригады полковника Н. Ф. Папивина. Если я не ошибаюсь, то это она дислоцировалась на "Альфе".
MONTY PYTHON 00:48 08.01.2010
Спасибо wsa за подсказку. Вот что удалось узнать о жизни Николая Филипповича Папивина в предвоенный период и первые годы войны. В биографической справке указано, что «в 1939-1940 г.г. он командовал авиационной бригадой. В начале войны формировал авиаполки, а с 1942 г. он командир 264-й штурмовой авиационной дивизии».
Интересна информация о том, что «война застала его в Воронеже, в запасной авиабригаде. Папивин переучивает летный состав для работы на новом двухмоторном бомбардировщике ДБ-3Ф». Я ненамного ошибся, ранее предположив, что на аэродроме «Альфа» могли базироваться тяжелые бомбардировщики типа ТБ-3, так как ДБ-3Ф (прообраз ИЛ-4) принадлежал к самолетам дальней авиации со взлетной массой до 11 тонн. Неслабый такой самолётик.
Изображения
Нажмите на изображение для увеличения
Название: il4_2.jpg
Просмотров: 164
Размер:	7.8 Кб
ID:	647416  
Alex66 06:55 08.01.2010

Сообщение от MONTY PYTHON:
ДБ-3Ф (прообраз ИЛ-4) принадлежал к самолетам дальней авиации со взлетной массой до 11 тонн. Неслабый такой самолётик.

Как все относительно! ДБ-3Ф со взлетной массой 11 тонн называли тяжелым бомбардировщиком, а АН-24 со взлетной массой 20 тонн ни у кого язык не повернется назвать тяжелым.
MONTY PYTHON 15:24 08.01.2010
По ссылке Alex66 , отдельное спасибо, вышел на немецкую карту. Каково же было мое удивление, когда я обнаружил на ней и довоенные Дом Красной Армии и дома №№ 1-6 Авиагородка. Причем, в отличие от других районов города, изображенных фрагментарно, этот участок, включая ул. Депутатскую, изображен весьма точно, можно сказать с любовью. Либо шпион жил в этом районе, либо картограф воспользовался результатами аэрофотосъемки. Вот только аэродром «Альфа» он изобразил где-то в районе ул. Пирогова - Бульвара пионеров. В общем сравните.
Изображения
Нажмите на изображение для увеличения
Название: Авиагородок.jpg
Просмотров: 375
Размер:	229.3 Кб
ID:	647760   Нажмите на изображение для увеличения
Название: Воронеж_мехзавод.jpg
Просмотров: 732
Размер:	67.6 Кб
ID:	647761  

Нажмите на изображение для увеличения
Название: Нем карта_обозначения.jpg
Просмотров: 298
Размер:	150.2 Кб
ID:	647762  
Страница 1 из 4
1 234 >
Вверх