Большой Воронежский Форум
Страница 1 из 2
1 2 >
» Раздел для родителей>Можно ли говорить ребенку слово "нельзя"?
ASB 10:23 17.07.2009
Нашла вот такую статью. Так как сыну уже 4 месяца, он упорно учиться ползать, этот вопрос стал актуальным. Хочу услышать мнение мам.

"Почти всегда, обращаясь к ребенку, взрослый начинает свою речь со слова нельзя". Нельзя того, нельзя этого, нельзя еще, нельзя уже, нельзя до, нельзя после, нельзя никогда. Если взрослому дать волю, он будет твердить "нельзя" с утра до вечера, без передышки, как попугай."

Григорий Остер, "Папамамалогия"

Эту лекцию по психологии мне читали лет десять назад, но я до сих пор помню некоторые тезисы из неё. Оказывается, даже впервые произнесенное слово "Нельзя" рождает в душе малыша протест, или просто негативные эмоции. У ученых есть этому несколько объяснений. Первое: память поколений, которые задолго до рождения ребенка накапливали неприязненные чувства по отношению к этому слову, лишающему "свободы". И второе: родители, даже не задумываясь об этом, произносят слово "Нельзя!" в категоричном, порой угрожающем тоне, что и рождает в душе ребенка бунт и протест.

Значит ли это, что это слово должно навсегда исчезнуть из родительского лексикона?

Некоторые ссылаются на традиции японской педагогики, где малышу разрешается всё. К сожалению, этот принцип просто вырывается некоторыми родителями из контекста культуры, где, вырастая, ребенок вступает общество, которое жестко регулирует его действия системой правил и запретов. О негативном опыте перенесения принципов японской педагогики на российскую почву вы можете почитать в этой, весьма занимательной, статье: http://www.babymania.ru/parent/expir...wizmam0010.htm

Никому не хочется видеть свое чадо диким и необузданным, от которого окружающие шарахаются в сторону. Запреты обусловлены социально. Они необходимы, чтобы сделать возможным сосуществование множества людей, с их разными, иногда противоречивыми желаниями. По большому счету нельзя то, что причиняет вред (психологический или физический) самому человеку или его окружению. Все остальное - МОЖНО. К счастью, мир не делится только на "черное" и "белое". Известный психолог Ю.Б. Гиппенрейтер в своей книге "Общаться с ребенком. Как?" описал четыре цветовые зоны поведения ребенка.

Зеленая зона - все, что разрешается делать ребенку по его собственному усмотрению. Например, в какие игрушки играть, когда сесть за уроки, в какой кружок записаться, с кем дружить и т. д.

Желтая зона - в нее входят действия ребенка, в которых ему предоставляется относительная свобода. Ребенок может действовать по собственному выбору, но соблюдая некоторые правила.

Например: можно шлепать по лужам, но в резиновых сапогах, можно сесть за уроки, когда хочешь, но закончить работу к 8 вечера, можно гулять в своем дворе, но дальше не уходить.

Эта зона очень важна, т.к. именно здесь ребенок приучается к внутренней дисциплине по механизму извне - внутрь.

Если ребенок понимает смысл ограничений и принимает их без конфликтов, то со временем эти ограничения становятся его собственными, запрет со стороны взрослого превращается в самозапрет.

Оранжевая зона включает такие действия ребенка, которые в общем не приветствуются, но ввиду особых обстоятельств сейчас допускаются.

Например: в Новогоднюю ночь ребенку разрешают лечь спать позже обычного. После долгого отсутствия отец приезжает поздно вечером и ребенку дают возможность дождаться его и даже завтра не идти в сад. Или малыш напуган страшным сном и мать берет его в свою кровать, пока он не успокоится. Эти исключения, если они действительно редки и оправданы, только подтверждают правила.

Красная зона включает действия ребенка, которые неприемлемы ни при каких обстоятельствах. Это наши категорические "нельзя", из которых не делается исключений.

Обычно они связаны с причинением вреда (физического, морального) себе или другим. Например: нельзя играть с огнем, обижать тех, кто слабее, перебегать дорогу в неположенном месте.

Список этот "взрослеет" вместе с ребенком и подводит его к серьезным моральным нормам и социальным запретам.

Лично для меня эти цветовые зоны поведения ребенка сняли категоричность вопроса: "Можно ли говорить слово "Нельзя!"?" Дисциплина в семье должна быть - но как не обратить ее в стресс для ребенка и старших членов семьи?



Несколько правил для поддержания бесконфликтной дисциплины в семье:





1. Ограничения (требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка.

В начале жизни младенцу разрешается практически все - мир (ближайшее окружение) послушно прогибается под его желания, вся жизнь семьи крутится вокруг потребностей маленького человека, и это нормально.

Однако всем, кроме самого младенца, известно, что это - временно. Именно поэтому для детей столкновение с первыми запретами является шоком. Некоторых родителей это пугает и они стараются избегать ситуаций, связанных с запретом. В таком случае ребенок сталкивается с запретами за пределами семьи и это происходит более болезненно. Кроме того, у таких детей формируется эгоцентрический тип личности, нереальные представления о мире - они считают, что все их желания будут обязательно исполнены.



2. Ограничений, требований, запретов не должно быть слишком много и они должны быть гибкими (см. цветовые зоны).

Интерес к традициям воспитания в других культурах поможет вам ощутить, что в мире запретов тоже все относительно. Нашим детям до школы обычно запрещают трогать нож без присмотра родителей, тогда как на острове Самоа девочка 6-7 лет умеет вскрывать кокосовый орех твердым и метким ударом ножа размером с себя саму.



3. Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

Обилие запретов со стороны родителей мешают личностному росту, физическому и психическому развитию малыша. Детская активность - это реализация очень важной для развития ребенка потребности в освоении пространства, познании, формировании представлений о себе самом через опробование своих сил. Нормального здорового ребенка интересует что будет, если сначала поесть, а потом наклониться вниз головой - куда пойдет еда - вниз или вверх? Смогу ли я залезть на это дерево или нет? Что находится внутри будильника или радио? Некоторые из детей удовлетворяются задаванием взрослым вопросов, другим же надо испробовать все на практике…

Чрезмерная забота о безопасности, стремление "подстелить соломки, чтобы мягче было падать" в конечном счете вредит ребенку. Например, желание удержать его около себя, навязчивое сопровождение при любых перемещениях вне дома лишает ребенка ценности самостоятельных открытий, привычки опираться только на себя, умения разумно рисковать.

Ограничения потребности ребенка в творчестве и исследовании приводят к тому, что малыш постоянно скучает, не знает, как себя занять без взрослых. Могут быть и невротические проявления: ночные кошмары, энурез или заикание.

Вместо того, чтобы ругать ребенка, который исследует мир, за то, что он копает песок прямо руками, да еще стоя на коленках, просто заведите ему такую одежду, в которой можно играть спокойно. Весной и осенью юным исследователям очень пригодятся непромокаемые штаны или даже комбинезон и резиновые сапожки - и пусть шлепает по лужам сколько угодно! Если вас очень беспокоит, что у ребенка после прогулки грязные руки, захватите с собой на улицу упаковку влажных салфеток, и сможете вытереть руки ребенку, когда это будет нужно.



4. Правила, ограничения, требования, запреты должны быть согласованы между собой (как в рамках высказываний одного взрослого, так и между всеми взрослыми членами семьи, занимающимися воспитанием ребенка).

Если отношения между членами семьи не совсем гармоничны, то запретами манипулируют не для безопасности ребенка, а для получения психологического выигрыша, и ребенок становится жертвой противоречивых "нельзя - можно".

- Нельзя надевать новые туфли во двор, ты их испачкаешь,- говорит мама девятилетней дочери.

- Можно, можно!- вещает папа, который чем-то недоволен, но не хочет затевать открытого скандала с женой, и не упускает возможности уколоть ее посредством ребенка, - Пусть девочка покрасуется.

В этой ситуации отец получает несколько "выигрышей": он завоевал авторитет дочери за несколько минут, встав на ее сторону в споре с матерью; он выразил жене часть накопленной агрессии и при этом избежал скандала.



5а. Если ребенок мал, то когда вы что-то запрещаете ему, говорите об этом спокойным и твердым голосом.

Смотрите ему прямо в глаза. Малейшее кол****ие или улыбка, и кроха совершенно не поймет вашего серьезного настроя. Зачастую реакция карапуза на запрет - ослепительная улыбка. И совершенно невозможно не улыбнуться в ответ. И потом - что бы вы ни говорили - вас не будут воспринимать всерьез.

Двухлетний Антошка зимой ел снег с лопатки. Мама сказала, что этого делать нельзя, потому что снег грязный и холодный, и можно заболеть. Но сынок так комично уплетал снежок, что мама засмеялась. Мальчишке понравилось смешить маму, и на всех прогулках он стал делать то же самое. Теперь уже маме было не до смеха.



5б. Для ребенка постарше тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.

Старайтесь объяснять крохе причину своих запретов. Фраза "Нельзя, потому что я так сказала", может и облегчит вам жизнь, но вряд ли поспособствует пониманию ребенка. Для него важно знать, что мама запрещает не потому, что ей так хочется, а потому что она беспокоится.

"Дай мне руку, мы сейчас будем переходить дорогу!" - гораздо понятнее ребенку, нежели приказ: "Стой сию секунду!"

"Осторожно, там большой мальчик качается на качелях, давай лучше обойдем, иначе качели могут тебя стукнуть! Качели могут быть опасны!" - это лучше, чем: "Ну куда ж ты несешься, там качели!"

Чем старше ребенок, тем подробнее должны быть ваши объяснения, чтобы он сам научился вовремя останавливаться, подходя к краю тротуара, и сам знал, почему нельзя брать острый ножик или иголку.

Доверительные отношения между взрослым и ребенком предполагают честный и открытый обмен чувствами, которые вызывают у них поведение друг друга. Если вы огорчены тем, что ребенок нарушает ваши запреты - скажите об этом ему, опишите свое состояние, как его поведение повлияло на вас. Однако взрослый должен быть уверен, что печаль, злость или обида, переживаемые им, вызваны именно поведением ребенка, а не словами начальника или обидной фразой супруга, т.е. взрослый должен достаточно хорошо ориентироваться в мире собственных переживаний и научить этому ребенка.



6. Читайте ребенку сказки и истории, которые помогут ему осознать последствия нарушения запретов.

Например, в сказке "Гуси-лебеди" девочка нарушает запрет родителей следить за братом, но она готова не только понести наказание за свое поведение, но и ликвидировать последствия непослушания, родители даже не подозревают, что девочка их ослушалась.

Важно: после прочтения сказки не переусердствуйте с моралью, иначе вы рискуете сформировать у ребенка отвращение к литературе!




7. У слова "Нельзя!" есть множество более приемлемых для вашего ребенка синонимов!

В частности, меньший протест вызовет у крохи слово "Опасно!", сказанное с тревожной интонацией. Запреты, связанные с опасностью, - особенные, и знакомство с ними является важной частью воспитания. Лучше всего познакомить малыша заранее с острыми и горячими предметами. Лучше показать ему иголку или булавку и дать уколоть пальчик, сопровождая это эмоциональными возгласами типа: "Ой! Иголка острая!", "Ой! Больно будет!" "Опасно! Пальчик уколет!"

Ребенок, который пару раз попробовал, как иголка колет пальчик, выучит слово "Острая!" и "Опасно", и если вы скажете тем же голосом: "Ой! Ножик острый! Опасно!", он наверняка поверит вам и не станет проверять.

Точно так же покажите малышу, что такое огонь, например, при помощи свечки. Огонек детям очень нравится, и они тянут пальчики прямо к пламени. Не мешайте им, пусть попробуют, но честно предупредите: "Ой! Огонь! Горячо! Опасно! Больно будет пальчику!"

Можно и нужно знакомить детей с понятием горячей еды или питья, чтобы малыш сам следил, и не пытался засунуть в рот, не подув, горячую кашу.

Очевидно, вы не станете учить ребенка совать пальчики в розетку, а просто скажете, что там электричество, и что оно кусает, опасно.

В некоторых бытовых ситуациях более уместно выражение "не надо": не надо рвать цветы на клумбе, не надо размазывать кашу по обоям и тому подобное.

Дети младшего школьного возраста сензитивны к различного рода "правилам". Им даже нравится им подчиняться, ибо благодаря правилам они чувствуют себя включенными в некое сообщество. Младшие школьники обычно знают правила, как себя вести на занятиях, в театре или в транспорте. Если вы собираетесь впервые пойти с малышом в театр, расскажите ему заранее, что в театре нужно сидеть тихо, а если и говорить, то только шепотом. При объяснении вам помогут такие формулировки как "Некрасиво", "Тут такие правила", "Не принято" и т.п.



8. Всегда стойте на своем. Будьте последовательны в своих требованиях.

Если вы однажды что-то запретили ребенку, как бы он ни капризничал, не поддавайтесь. Малыш должен понять, что если мама сказала "нет!", никакие истерики не помогут. Ребенок не раз будет проверять вас "на слабо".

Элементарный пример: мама маленькой Светы не разрешила ей играть с мобильным телефоном. Светочка упала на пол и отчаянно задрыгала ногами. Мама терпела эту истерику несколько минут, а потом сдалась. Запреты на девочку перестали действовать: чуть что, она добивается своего таким вот некрасивым способом. Что делать в такой ситуации? Если ваш малыш повел себя аналогичным образом, спокойно уйдите в другую комнату. Скорее всего, эта работа на публику сразу прекратится и вряд ли повторится, ведь кроха уже понял, что такой прием не действует. Вы ушли, а этот "концерт по заявкам" не прекращается? Постарайтесь просто отвлечь ваше чадо и переключить его внимание на что-то другое.



9. Прием переключения внимания: "Можно, но не сейчас", а также "Можно, но не здесь".

Здесь шуметь нельзя, но можно выйти в коридор и там пошуметь.

На книжке рисовать нельзя, но можно рисовать на бумаге для рисования. Вот, давай нарисуем машинку!

Книжки рвать нельзя, а рекламные газеты - можно.

Мальчика бить нельзя, а можно постучать лопаткой по краю песочницы.

Здесь кричать нельзя, здесь малыш в коляске спит, но можно уйти в лес и там покричать!

Сладкое тебе нельзя, доктор не разрешил, зато можно яблочко.



10. Лучший метод воспитания - пример взрослого!

Например, если мама не мусорит на улице, то вероятно ее сын также не бросит обертку от конфеты где попало, а донесет ее до ближайшей урны.

Если запрещаете ребенку переходить дорогу на красный свет, а затем сами вместе с ним нарушаете этот запрет, не надейтесь, что в ваше отсутствие ребенок будет примерным пешеходом.



За время написания этой статьи мой девятимесячный Женечка заставил меня отработать на практике некоторые из описанных выше правил.
Любопытный носик попытался залезть в клубок проводов и кабелей возле системного блока, ручкам хотелось бить по маминой клавиатуре, а имеющимся в наличии двум зубкам - растерзать папин старый бумажник и мамину записную книжку... Мама действовала согласно инструкции. К моменту написания последних строк малыш пребывал в хорошем настроении и физически не пострадал. [Ответ]
ASB 10:26 17.07.2009
Статья длиная, у кого нет времени и/или желания читать, сформулирую свой вопрос. Как, по вашему мнению, запретить ребенку совршать действия, которые могут причинить ему вред или противоречат нормам поведения в Обществе. Можно ли использовать при этом слово "НЕЛЬЗЯ". [Ответ]
Киса) 10:48 17.07.2009
"мы не будем этого делать" как пример) [Ответ]
KиСа. 10:48 17.07.2009
ASB, Очень интересная статья, я только сейчас об этом задумалась.....Я вот часто ребенку говорю Нельзя.....сейчас уже начал понимать, что на балкон (который открыт круглыми сутками из-за жары) выползать нельзя, и обувь (наша слабость) облизывать тоже нельзя.....хотя иногда, когда запрещаю, он действительно садится и улыбается или ползет обниматься, но на меняэто уже не действует, если сейчас не присекать некоторые вещи, то боюсь будет неудержим.....стоит наверное что-то еще почитать.....нас с сестрой мама именно на "нельзя" воспитывала....вроде все норм, не чувствовали себя ни ущемленными, ни запуганными,и не было никогда истерик на улице,типа "хочу и все тут".... [Ответ]
Olezovna 10:49 17.07.2009
я прочитала всю статью. За себя могу сказать то, что когда я вижу как дочка тянется к неостывшему утюгу или к др источнику опасности, а я не успеваю физически подбежать и подхватить её, то у меня ничего, кроме слова "НЕЛЬЗЯ" не вырывается. А касательно др. случаев, то стараюсь её отвлекать от того, чего делать не стоит. [Ответ]
Лисёначег 11:49 17.07.2009

Сообщение от KиСа.:
нас с сестрой мама именно на "нельзя" воспитывала....вроде все норм, не чувствовали себя ни ущемленными, ни запуганными,и не было никогда истерик на улице,типа "хочу и все тут"....

могу тоже самое сказать про себя

Сообщение от Olezovna:
не успеваю физически подбежать и подхватить её, то у меня ничего, кроме слова "НЕЛЬЗЯ" не вырывается

точно))) а уже когда опасность позади можно объяснить,что утюг горячий, ты можешь обжечься и пальчик будет болеть! как-то не по-русски будет кричать "опасность!" [Ответ]
Zcapelka 11:52 17.07.2009
Ну за других не скажу, но у моей дочки слово НЕЛЬЗЯ вызывает только одну реакцию - обязательно изо всех сил стараться это сделать(((

Вообще поскольку у моей дочки гипервозбудимость, она вообще сложный в воспитании человечек, к ней очень аккуратно надо подходить, чтоб добиться хоть какой-то управлямости. И нас вот врач учил слово НЕЛЬЗЯ только в тех случаях, когда действительно нельзя, никому и никогда. Достать солнце, например, нельзя. А достать горячую сковородку на плите - можно, но опасно, плохо, горячо.
Вот такие слова ребенок понимает. При этом было, конечно, поначалу реакция на слово "не надо, горячо" - сунуть руку. Было горячо, но этот опыт помог понять, что эти слова были сказаны не просто так. и если б послушалась маму - ручку бы не обожгла.
И так в каждой ситуации - разгонишься, споткнешься, упадешь - будет БОЛЬНО. Ударишь маму - мама обидиться, будет ПЛОХО. Наешься песка - животик заболит. То есть мама не запрещает, выбирай сама, но за такой-то поступок будет такая-то расплата.
Конечно, в критической ситуации рявкнешь "стой, нельзя", схватишь на руки, оттащишь от опасного места, не дожидаясь того, что ребенок поймет опасность выбегания на дорогу на собственном опыте. Но чаще всего у нас срабатывают именно четкие предметные объяснялки, чем категоричное и непонятное НЕЛЬЗЯ. на это слово у ребенка обратная реакция - "я тебе, мамочка, докажу, что МОЖНО" [Ответ]
Какая есть 12:06 17.07.2009
ASB, моему ребенку 10 мес. Как только стал лезть и интересоваться тем,что ему может навредить--использую слово "нельзя". И не вижу в этом ничего противоестественного
Родственница,обчитавшись Сирриесов и много ещё кого воспитывает сына по принципу--ничего не запрещая! в итоге...ребенок в 2 года ведет себя как годовалый (с рук не слазит,детей боиться,на каждое его--дай,надо все бросить и дать,иначе будет истерика).Я такого воспитания не понимаю...
[Ответ]
Ryzhik 14:07 17.07.2009
А как не говорить "нельзя", если на самом деле нельзя? Только обьяснять надо почему нельзя, и чтоб ребенок понимал. Другое дело когда это "нельзя" на самом деле "я не хочу", тогда надо не запрещать, а просить ребенка что-то не делать, при этом тоже обьясняя. [Ответ]
t_Solnce 14:34 17.07.2009
я регулярно это слово использую, лубопытсва нам не занимать, если есть возможность конечно объясняю что так не надо делать, но иногда и правда есть мгновение чтобы сказать нельзя, да и слово нельзя через раз действует... [Ответ]
ОльгаG 16:54 17.07.2009
а мы применяли "опасно" [Ответ]
ASB 16:59 17.07.2009
ОльгаG, вот и я об этом подумываю [Ответ]
ОльгаG 17:03 17.07.2009
ASB, очень действено,кстати.Я тут подумала..мы до сих пор нельзя не говорим.. [Ответ]
Хомка 19:32 17.07.2009
тоже не говорим "нельзя", потому что все, на самом деле, можно, но не все нужно
Говорю "Нет!", объясняю "Опасно" или "мы так не делаем".
Вообще стараюсь не реагировать на ненужное мне поведение, чтобы не закреплять, переключить внимание или без эмоций отнести ребенка в другое место (от кошачьего лотка и т.п.), но не всегда получается, это уже мои проблемы. Стараюсь сделать недоступным то, что брать не надо, чтобы споров не возникало
Но тут постоянно надо за собой следить, у меня пока это до автоматизма не отточено [Ответ]
Авдеева Елена 22:58 17.07.2009
Я тоже "нельзя" редко использую, но не по идейным соображениям, а просто так сложилось. Чаще что-нибудь типа "не делай что-либо, т.к...", "не ходи туда, т.к. ... ", "не трогай, т.к.....". Просто так более действенно. [Ответ]
Fenista 23:09 17.07.2009
у нас в семье договворились так: нельзя пальцы в розетку совать/кодовое слово ТОК!/, трогать плиту /кодовое слово ГАЗ!/, выбегать на дорогу и т.п. Остальное можно, но результат действия объясняется. Кстати беременная прочитала статью на эту тему, поэтому и решила так поступить. "НЕЛЬЗЯ" должно быть совсем чуть чуть и действительно опасные вещи. остальное "не стоит". [Ответ]
Оранжа 23:36 17.07.2009
ASB, вот когда твой карапуз встанет на ножки и будет везде бегать, то не знаю, конечно, какое первое слово ты скажешь, когда увидишь, как он втирает раскрошенное печенье в свежепропылесошенный ковер или приносит туда же грязные папины башмаки)))
Ды практически все мы выросли на слове "нельзя", и ничего. Это щаз много всяких методик воспитания и заморочей. Но я считаю, что ребенка нужно воспитывать интуитивно, и не забывать, что каждый индивидуален и к нему нужен особый подход) Может кому-то слово "опасно", так сказать, подойдет.. А другой, может, зауважает слово "нельзя") Ну а поэкспериментировать можно, конечно)
Я вот лично не знаю никаких других слов, кроме НЕЛЬЗЯ, в тот момент, когда моя любимая дочура раз тцатый ЛЬЕТ КОМПОТ НА ПАЛАС!!!!
ну а так тож, конечно, не злоупотребляю, по мере опасности или серьезности ситуации - не надо, не трожь, кака, и все такое..)
[Ответ]
KatyVRN 00:23 18.07.2009
нельзя - это луну с неба достать.
По-моему, легко заменить нельзя на - опасно, горячо, у нас так не принято, я не разрешаю. Ну как-то так.
Кста, вот бабушки говорят нельзя, моя доча теперь именно им отвечает тем же. Бабушка на даче зовет завтракать, мой реб ей говорит: нельзя.
И так на многие вещи.
И если родители не используют "нельзя", то это совершенно не означает автоматически вседозволенности [Ответ]
Aiho 00:26 18.07.2009

Сообщение от ASB:
Можно ли говорить ребенку слово "нельзя"?

Нельзя. Я так понял, здесь опрос среди самых сообразительных из умственно отсталых... [Ответ]
Ева Тракторенко 08:53 18.07.2009
Предыдущим поколениям родители говорили это слово - "нельзя", и никаких катострофических последствий не было. [Ответ]
Финик 09:31 18.07.2009
ничего не имею против этого слова. по крайней мере у меня дочь его хорошо понимает и не делает того, что запрещено [Ответ]
Negodyaika 09:50 18.07.2009
ну конечно совсем без нельзя не обходится, но ещё слишком маленькая дочурка, поэтому ей понятней "ай кусь..."... Что дальше будет посмотрим [Ответ]
Oxana71 09:58 18.07.2009

Сообщение от KatyVRN:
По-моему, легко заменить нельзя на - опасно, горячо, у нас так не принято, я не разрешаю.

применимо, на мой взгляд, только пока ребенок маленький... а когда он постарше? задается вопрос "Мам, можно..."... ответ в виде аргументов почему нельзя, не произнося этого слова вряд ли подойдет... [Ответ]
Oxana71 10:00 18.07.2009

Сообщение от ОльгаG:
..мы до сих пор нельзя не говорим..

Действительно интересно, как со взрослыми детьми это применить? Хотелось бы попробовать))) [Ответ]
Лисёначег 14:36 18.07.2009

Сообщение от Negodyaika:
ещё слишком маленькая дочурка

по моему так нельзя говорить! ребёнок не может быть слишком маленький для восприятия мира... и возможно в будущей ей будет сложнее понимать слова, потому что вы говорите на детском языке. [Ответ]
Angri 19:47 18.07.2009
А я вот не вижу разницы между нельзя и опасность. Просто злоупотреблять не надо! А то и на опасность можно иммунитет у ребенка выработать. [Ответ]
ASB 09:30 20.07.2009
ЗИЛЫЧ, ну в начале статья приведена и в ней все сказано [Ответ]
Татьяна_Таня 14:15 22.07.2009
а моя ни на что не реагирует....ни на нельзя, ни на опасно. если гуляем, то может в легкую убежать от меня и ее совершенно не волнует, что меня уже нет в поле зрения.....говоришь, не лазть туда, не бери то, не убегай. но это как обстенку горохом. делает все.ч то хочет. нам год и 8. как быть в такой ситуции? я уже не могу смотреть спкойно как она ходит по столу или стоит на подоконнике. начала шлепать и даже больно. но эффект равен 0. либо рассмется мне в ответ, либо всплакнет и тут же будет делать, что задумала. причем заметьте. я все объясняю ей, почему это делать нельзя. либо упадешь и будет больно, либо это опасно. [Ответ]
Авдеева Елена 00:26 23.07.2009
Татьяна_Таня, "Меня терзают смутные сомнения", что это характер. Моя старшая сроду никогда не полезет никуда. Даже маленькая рыдала, когда был хотя бы намек на опасность- на дорогу ни-ни, по ступенькам без руки ни-ни, на качели залесть ни-ни. Если честно , меня это напрягало. Младшая полная противоположность- и я рада. У вас растет самостоятельный, активный, любознательный ребенок. Мне кажется это класно (вам только терпения). С младшей справлялась так. Залезла на подоконник Я-" маня, что ты делаешь?" Маша " смотрю" Я "я волнуюсь, папа волнуется, зайчик волнуется, разве так можно делать?" Маша "Я хочу" Я "давай поговорим". Маша залазила мне на коленки или ручки и мы ворковали- выясняли почему бух-это плохо, почему мама боится, почему зайчик никогда так не делает и т.д.. Нам помогло. постепенно. [Ответ]
Татьяна_Таня 08:24 23.07.2009
спасибо большое за совет, обязательно воспользуюсь и буду стараться держать себя в руках)) [Ответ]
Страница 1 из 2
1 2 >
Вверх