Большой Воронежский Форум
Страница 1 из 11
1 234567 > Последняя »
Здоровье наших детей>Помощь логопеда
Ryzhik 15:29 20.04.2009
Теперь в этой теме можно задать вопросы логопеду,знакомтесь Saule (Наталья).
кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры коррекционной психологии и педагогики ВГПУ.
Работала и продолжает работать логопедом. Стаж работы по специальности с 1996г. Готова помочь ,ответить на интересующие вас вопросы

Saule Можно Вам несколько вопросов задать...
У меня сыну 2 года и 1 мес. И тотже вопрос, как разговорить. И что вообще должен говорить ребенок в этом возрасте.
Он может говорить фразы из 3 слов, но это бывает так редко (такое ощущение, что ему не надо, его понимают), а так только отдельные слова и те не четко. Читаем много, тв не смотрит, вот с детьми мало общается.
jeka_kot 15:41 20.04.2009
Saule У меня к вам тоже вопрос, дочь 3,6 г говорит все, но не четко(некоторые) слова, невролог сказал, что коррекционные занятия логопед начинает с 4,5 - 5 лет когда физиологически речь уже должна сформироваться это так?
Saule 23:04 20.04.2009
Вкратце о нормах развития речи.
Первый год жизни ребенка рассматривается как доречевой период развития речи.
В 2-4 мес. у ребенка появляются короткие звуки - гуление, которое проявляется в непроизвольном воспроизведении нараспев гласных звуков, однако в этих сочетаниях пока нет смысла. В гулении преобладают звуки, напоминающие "а" и "у" + призвук мягкого звука "г".
В возрасте 3-6 мес. ребенок прислушивается к голосу, реагирует на интонацию (например, строгая - плачет, ласковая - смеется), узнает знакомые голоса.
К 5-6 мес. появляется лепет. Ребенок начинает произносить разные слоги, состоящие из гласных и согласных, которые организованы в ритмические группы (мамама, дядядя). Материал для лепета ребенок извлекает из окружающий среды сам, поэтому ему необходимы различные звучащие игрушки.
Наиболее интенсивно различные звуки накапливаются в течение седьмого месяца, а затем этот процесс приостанавливается. Максимальная длина цепочек лепетных слогов (4-5) - в 8 мес., затем длина цепочки слогов сокращается до 2-3.
От 7-8 мес. до 12 мес. новые звуки особенно не появляются, но возникает понимание речи. При этом ребенок реагирует, в первую очередь, не на значение слова, а на интонацию, ритм и т.д. Тем не менее, в 6-10 мес. ребенок начинает понимать отдельные инструкции в знакомых словосочетаниях, выполняет их ("Поцелуй маму", "Дай руку", "Нельзя").
В 10-12 мес. малыш понимает названия отдельных предметов и игрушек.
К 10 мес. у ребенка формируется более высокий уровень коммуникативно-познавательной активности. Общаясь с малышом, мама должна обращать внимание малыша на окружающие его предметы, как бы выделяя их голосом и своими эмоциями. Ребенок усваивает эти "эмоциональные метки" вместе с соответствующими им звуковыми образами. Он начинает подражать матери и использует доступные ему цепочки лепетных слогов. Таким образом появляются первые лепетные слова.
К году у ребенка в активном словаре появляется 10-15 слов, которые в большинстве своем состоят из парных одинаковых слогов (мама, папа, баба, ляля, няня и т.д.).
Хочу подчеркнуть: если ребенок лепечет мамама, ляляля, не соотнося цепочку с конкретным человеком или предметом, то это не слово. Если же ребенок четко называет маму даже одним слогом "Ма", то это считается словом.
Итог: к 1 г. у здорового ребенка появляется понимание речи и первые слова (10-15), развивается игровая деятельность, он самостоятельно передвигается. На этом заканчивается доречевой период развития речи.
Saule 23:33 20.04.2009
Развитие речи ребенка от 1 года можно очень условно разделить на несколько направлений, которые тесно взаимосвязаны: развитие понимания речи, развитие словаря, развитие грамматического строя речи, развитие фонематического слуха и развитие фонетической стороны речи.
Если будет интересно - позже подробно опишу каждое из этих направлений, но пока ограничусь лишь общими нормами.
К 1,5 годам у ребенка появляется двухсложная фраза, к двум годам - трехсложная, а к трем годам - сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Активные словарь в 2 года составляет 200 слов (минимальная граница нормы - 50 слов), к трем годам - от 800 до 1200 слов (по разным данным).
Фонетический строй (произношение звуков) в норме усваивается к 4,5 - 5 годам, поэтому, если речь 3-летнего ребенка соответствует возрастным нормам (объем активного словаря, грамматический строй речи), но он не выговаривает звук "р", то это - физиологическая норма.
Но, повторюсь, если в три года речь как таковая отсутствует (см. пост 47) - это НЕ НОРМА!!!
Saule 23:39 20.04.2009
Уважаемые мамы!
Готова ответить на ваши вопросы (здесь или в личке). Спрашивайте!
Saule 00:03 21.04.2009

Сообщение от jeka_kot:
дочь 3,6 г говорит все, но не четко(некоторые) слова

нужно увидеть ребенка лично, т.к. это слишком расплывчатое описание. Под "нечетким" произношением разные люди подразумевают разное...

Сообщение от Ryzhik:
Он может говорить фразы из 3 слов, но это бывает так редко (такое ощущение, что ему не надо, его понимают), а так только отдельные слова и те не четко.

Можете примерно оценить объем активного словаря (10, 50, 100 слов)? И еще - приведите, пожалуйста, примеры фраз, которые он говорит.
Saule 00:19 21.04.2009
Могу порекомендовать несколько книг, которые можно найти в магазинах нашего города:
1. Жукова Н.С. Я говорю правильно! - программа развития речи ребенка от 1 года.
2. Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит? - небольшая брошюра для родителей 3-летних неговорящих детей. Но тот материал, который в ней изложен на простом языке, вполне применим и для работы с детьми 1-2 лет.
3. Янушко Е. Помогите малышу заговорить.
4. Давидович Л.Р., Резниченко Т.С. Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать?
В последних двух книгах имеются рекомендации по развитию речи малыша + много практического материала для работы с ребенком.

Удачи всем!
Fresh_Lime 08:59 21.04.2009
Saule, Спасибо большое за рекомендации, думаю многим мамам они пригодятся!
Я хотела посоветоваться с вами: моему сыну сейчас 8 месяцев, пока всё, как я понимаю, в норме. Лапочет, разные буквосочетания выдает, недавно начал звать меня осознанно "ма". Возвращаясь к написанному вами выше, мне бы не хотелось сожалеть потом о чем-то не сделанном во-время, поэтому хотелось бы услышать вашу рекомендацию,чем сейчас с ним лучше всего заниматься (я читаю ему стихи, сказки, называю и показываю предметы, играем в ладушки и т.п.).Может упражнения какие порекомендуете, ну или так, в общих чертах расскажите, какие занятия в этом возрасте наиболее полезны и эффективны.Спасибо!
Natuslya 13:33 21.04.2009
Saule, Скажите пожалуйста, имеет ли смысл выполнять с ребенком логопедические упражнения языком, или это ни к чему.
Дочери год и семь месяцев, проговаривает более 100 слов, недавно начала строить двусложные предложения, иногда проскакивают трехсложные. Беспокоит то, что с трудом или вообще не проговаривает шипящие звуки, заменяет свистящими, т.е. упрощает себе задачу.
Ryzhik 13:51 21.04.2009

Сообщение от Saule:
Можете примерно оценить объем активного словаря (10, 50, 100 слов)? И еще - приведите, пожалуйста, примеры фраз, которые он говорит.

Активный словарь - это те слова которые произносит ребенок? Примерно слов 50-60, и те наполовину проглатывая (причем по разу он их четко называл,а потом не хочет).
Примеры фраз: "Мама, дай пить", вместо "пить" может говорить то что ему надо, только слово "дай" часто опускает. "Папа, иди ку (кушать)".
Всех зверей называет звуками, как они говорят (кроме рыб, т.к они молчат). Вместо "котик спит" можно услышать только "Мяя а-а", и все в таком духе.
Много пытается говорить жестами - например, протягивает руки и говорит "чии" (означает, что руки должны быть чистыми), так просит помыть ему руки после еды.
Понимает вроде все,что я говорю. Иногда вставляет слова в стихи, когда я ему читаю и делаю паузу.
Вот примерно как-то так. Еще раз, на всякий случай, сыну 2 года и 1 мес.
Спасибо!
Saule 22:30 21.04.2009
Ryzhik, активный словарь - это те слова, который ребенок осознанно использует в разговорной речи. Пассивный словарь - это те слова, значения которых он понимает (существительные, глаголы, прилагательные и т.д.). Обычно и у детей, и у взрослых объем пассивного словаря превышает объем активного.

Сообщение от Ryzhik:
Примерно слов 50-60, и те наполовину проглатывая

Он не выговаривает сложные по звуко-слоговой структуре слова (стакан, клубника) или простые (Петя, банан, произнося либо первый, либо ударный слог слова "Пе", "на/нан")?
Есть ли у него фразы следующего типа: "Папа идет"?
Saule 22:56 21.04.2009

Сообщение от Natuslya:
Беспокоит то, что с трудом или вообще не проговаривает шипящие звуки, заменяет свистящими, т.е. упрощает себе задачу.

То, что ребенок не произносит шипящие звуки в этом возрасте, нормально. В этом возрасте артикуляционный аппарат ребенка еще не готов к произношению этих сложных звуков. Шипящие в норме появляются к 4 годам.
Имхо, если вы будете акцентировать внимание ребенка на произношении этих звуков (а также звуков "л" и "р"), пытаться вызвать их, то можете спровоцировать возникновение искаженного произношения звуков (например, горловое "р").
Natuslya 23:06 21.04.2009
Saule, Спасибо. Нет, я на нее не наседаю и не заставляю говорить правильно, но и не сюсюкаю. Мне итак хватает ее болтавни и я ей рада. В общем я поняла, что излишняя стимуляция не нужна. Спасибо большое!
Saule 23:30 21.04.2009

Сообщение от Natuslya:
имеет ли смысл выполнять с ребенком логопедические упражнения языком, или это ни к чему.

Да, имеет, но эти упражнения должны быть дозированными и проводиться в игровой форме.
Пример самого простого комплекса упражнений, который развивает и мышцы артикуляционного аппарата, и голос, и речевой выдох:
"Сказка про язычок" - жил-был язычок. Он жил в домике, который называется рот ("У тебя есть ротик - покажи его, а где язычок? Покажи его"). Однажды утром язычок проснулся и решил выглянуть на улицу.
Для этого он широко открыл окошко (пояснения для мам буду писать курсивом): широко открыть, а потом закрыть рот. Это артикуляция звука "а". Пропойте его. Варианты упражнений - пропеть звук длительно (ааааа), потом отрывисто (а-а-а); пропеть громко (как слон) и тихо (как мышонок). Погода на улице была хорошая, поэтому губы улыбнулись и спели песенку (звук "и" - аналогичные как и со звуком "а" упражнения). Язычок посмотрел на небо и увидел самолет. Самолет гудел вот так: "ууу" (покажи, как летит самолет, где летит - высоко?). Потом язычок выглянул в окошко еще раз и увидел ослика. Ослику понравилось говорить "ооо".
Язычок пошел гулять на улицу и увидел, как зайчонок ищет маму в лесу ("ау, ау, ау" - упражнения для губ), как плачет котенок (уа, уа, уа), как смеется лягушонок (уи, уи, уи), как ослику понравился звук "о" и он начал говорить "ио, ио, ио".
Потом язычок увидел шарик (надули щеки), рыбку (втянули щеки). Язычок гулял долго, поэтому его мама поругалась и нахмурилась (опустить брови), а потом увидела, что он принес ей букет ромашек, удивилась (поднять брови) и обрадовалась. А потом язычок лег спать (расслабить язычок и положить на нижнюю губу). Вот сказка и закончилась.

Эти упражнения делаются несколько раз в день с активным участием мамы (папы, брата, сестры...). Малыш выполняет их по подражанию, т.е. мама рассказывает сказку и показывает каждое упражнение со словами "И ты покажи, как язычок открывал окошко..." или "И ты сделай как я"...
Прежде чем пропеть тот или иной звук или сочетание звуков, нужно показать, как мы вдыхаем через носик, а выдыхаем через ротик ("ааааа"). Инструкция - "Посмотри на меня и сделай как я". И не забудьте похвалить малыша, даже если у него что-то не получилось!
Saule 23:48 21.04.2009
Natuslya, все правильно! Сюсюкать не нужно. Ребенок усваивает речь по подражанию, поэтому речь взрослого должна быть правильной!
Ryzhik 23:59 21.04.2009

Сообщение от Saule:
Он не выговаривает сложные по звуко-слоговой структуре слова (стакан, клубника) или простые (Петя, банан, произнося либо первый, либо ударный слог слова "Пе", "на/нан")?

Если слова сложные, то говорит либо первый, либо ударный слог слова. В простых словах может не договаривать 1-2 буквы или заменяет их, например "гока" (горка), "гога"(дорога), "ибы" (грибы), "нины"(мандарины), "июм"(изюм), "ваба"(яблоко), и т.д.

Сообщение от :
Есть ли у него фразы следующего типа: "Папа идет"?

есть, и как коментарий, и как просьба что-то сделать.
Saule 22:16 23.04.2009
Ryzhik, конечно, на расстоянии невозможно оценить состояние речи ребенка, но рискну предположить (по тем данным, которые вы привели), что у вашего малыша так называемая темповая задержка речевого развития. В этом случае ребенок усваивает язык в той же последовательности, что и в норме, но немного позднее по срокам.
В вашем случае можно будет проконсультироваться у логопеда в сентябре, когда вашему ребенку исполнится 2,5 года (если что-то будет беспокоить).
Saule 22:19 23.04.2009
Fresh_Lime, Судя по тому, что вы написали, ничего большего пока не нужно. Вы все делаете правильно!
Если ребенок развивается нормально, т.е. все показатели соответствует приведенным мною нормам, то ему, в первую очередь, требуется любовь и общение со стороны близких людей. Грубо говоря: "норма свое берет сама" в процессе общения со взрослыми.
Специальные занятия требуются в тех случаях, когда у ребенка имеются серьезные отклонения в развитии (например, ДЦП).
Материал для чтения лучше брать из "бабушкиного сундука": короткие стишки, потешки и т.д. Этот материал наработан столетиями.
Не стесняйтесь эмоций в общении с вашим малышом, озвучивайте все не только словами, но и различными звукоподражаниями: бух, бам, дзинь, кап-кап, буль-буль и пр.
Главное - не переусердствуйте, т.к. большой объем информации тоже вреден для ребенка. Используйте для его развития те моменты, когда он активен, и обязательно хвалите ("Умница!"), выделяя эти слова интонацией!
Анемонка 10:20 24.04.2009
девоньки, прилепите эту темку в ВАЖНО!!!!плиз!
Ryzhik 11:26 24.04.2009

Сообщение от Saule:
1. Жукова Н.С. Я говорю правильно! - программа развития речи ребенка от 1 года.
2. Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит? - небольшая брошюра для родителей 3-летних неговорящих детей. Но тот материал, который в ней изложен на простом языке, вполне применим и для работы с детьми 1-2 лет.
3. Янушко Е. Помогите малышу заговорить.
4. Давидович Л.Р., Резниченко Т.С. Ребенок не говорит? Почему? Что делать?

Никто не знает случайно где можно скачать эти книжки, или может электронная версия у кого есть? Или проще до магазина?
Saule 19:24 24.04.2009
Ryzhik, первую книгу лучше не скачать, а купить, т.к. в ней много картинок, к которым подобран речевой материал.
Искать эти книги лучше в "Книжном мире семьи", "Библиосфере" или в сети магазинов "Амиталь". Но они периодически исчезают из продажи

Знаю, что некоторые родители покупали их через Интернет-магазин.

P.S. еще малышам очень нравятся книги из серии "Мои первые слова" ("Это я!", "Ферма", "Счет" и т.д.) - это книги небольшого формата с картонными ламинированными страницами. Главное их достоинство заключается в том, что в них изображены не картинки, а фотографии.
Еще есть большая серия без названия с изображением божьей коровки в левом верхнем углу
. Авторов два: Инна Светлова или Юлия Соколова. Формат также маленький, книги называются - "Внимание", "Пространство", "Логика", "Величина", "Закономерности" и т.д.
BECHA_ 20:51 24.04.2009
Ryzhik, У нас почти так же было, говорить начал поздно, в 2 и семь (в 2 года почти как у вас было), разговаривал так, как хотел. Главное-его понимали и он этим долго пользовался. Как нам потом Рыжков (невропатолог) сказа: надо было сделать вид, что не понимаете о чем он непонятно говорит, прогресс налицо будет. (но он нам это только в три года сказал)
Зато сейчас говорит лучше многих сверсников, которые начали раньше, четче и звуки почти все ("р"начал говорить в 2 и три в слое "кран", очень уж стройки нравились)


Saule, Сыну три года и девять месяцев. Звук "л" в некоторых слова звучит как "в". Например, "лял" говорит правильно, и тут же "вошадь". Нам уже можно обращаться к логопед? Или есть шанс, что само выправится?
Saule 22:28 24.04.2009

Сообщение от BECHA_:
Сыну три года и девять месяцев. Звук "л" в некоторых слова звучит как "в". Например, "лял" говорит правильно, и тут же "вошадь". Нам уже можно обращаться к логопед? Или есть шанс, что само выправится?

При нормальном речевом развитии произношение всех звуков русского языка усваивается к 4,5 -5 годам. Звуки "р", "рь", "л" считаются самыми сложными, поэтому в возрасте 3,9 лет их отсутствие рассматривается как физиологическая норма. Звук "ль" появляется раньше, поэтому ребенок может не произносить звук "л", но может хорошо говорить звук "ль". Соответственно, слова "ель" или "лёд" могут произноситься правильно, а слова "лодка", "стул" будут произноситься, например, как "водка" - "одка", "сту" - "стуй".
Ryzhik 23:00 24.04.2009

Сообщение от BECHA_:
"р"начал говорить в 2 и три

"р" у моего сейчас тоже проскакивает, когда с машинками играет, начинает рычать. Вообще звуков произносит очень много, особено когда сам играет, но на своем языке.
podsolnushek 23:41 24.04.2009
у моего ребенка (5 лет) нет звуков Л,Ль,(л заменяет на W),а также шипящих (говорит их в губы) , и заменяет З на Ж и наоборот.
Р прговаривает когда просим(Трррр и тп..остров,например.трактор).
на будущий год нам в школу ( в 6,5).
когда надо начинать заниматься с логопедом, как долго примерно и сколько раз в неделю?

консультировалась 3 месяца назад у логопеда,она сказала что у него ..не помню как называется...в общем,она сказала что он эти свуки "не слышит".как это может быть и исправимо ли жто?чревато ли это трудностями в освоении школьной программы, в частности грамотного письма?

PS: в остальном речь развитая, в норме.
Saule 23:50 24.04.2009
podsolnushek, нужно начинать заниматься уже сейчас! Наилучший вариант: логопедическая группа детского сада.

Сообщение от podsolnushek:
чревато ли это трудностями в освоении школьной программы, в частности грамотного письма?

Да!!! Все имеющиеся нарушения устной речи необходимо исправить до школы! Дальше - сложнее...
LenaSan 00:06 25.04.2009

Сообщение от Ryzhik:
Никто не знает случайно где можно скачать эти книжки, или может электронная версия у кого есть? Или проще до магазина?

после регистрации

http://www.booksgid.com/family_house...pravilno..html

или http://arhivknig.com/dlja-detejj-i-r...%FC%ED%EE.html
KatyVRN 00:14 25.04.2009
Saule, подскажите пожалуйста, гаго-дорога, пу-суп, губи-бигуди.
доче год и 9. есть слова в которых постоянно слоги путаются местами. есть слова, которые произносит правильно и четко. для этого возраста норма или нет?
пы.сы. родственники работают в парусе надежды по сей день
Saule 00:31 25.04.2009

Сообщение от KatyVRN:
пы.сы. родственники работают в парусе надежды по сей день

думаю, с родственниками вашими знакомы


Сообщение от KatyVRN:
есть слова в которых постоянно слоги путаются местами. есть слова, которые произносит правильно и четко. для этого возраста норма или нет?

KatyVRN, нужно услышать ребенка! Просто непонятно, в каких словах

Сообщение от KatyVRN:
постоянно слоги путаются местами.

- сложные эти слова или простые? Приведу пример: ребенку 1,5 г.: "тититики" = "кирпичики", это норма. Если в 2-3 года те же самые "кирпичики" произносятся ребенком как "ти" или "кити", или "тити" - следует насторожиться.
KatyVRN 00:36 25.04.2009
Saule,
путаются в словах, например, суп - произносит "пу"
дорога - "гаго"
четка говорит слова, к примеру такие: Катя, нога, иду, туда
Страница 1 из 11
1
234567 > Последняя »
Вверх