Большой Воронежский Форум
Страница 1 из 3
1 23 >
» Православие>Стадии совершенствования
1lotos1 10:01 05.02.2009
Есть ли в православии стадии практик на пути к конечной цели? [Ответ]
andrewz 22:54 05.02.2009
1lotos1, Действительно, хотелось бы небольшую брошюрку с названием например: "как стать православным самадхи за 28 дней" :-) [Ответ]
Антон Ю.Б. 22:57 05.02.2009
1lotos1, духовная жизнь подразумевает аскетику. Аскетические практики подразумевают стадии. Просто отношение к этому не инструментально по природе вопроса. А несколько инструментальная терминология появляется там, где к аскетическим практикам особое внимание. читайте соответствующих Отцов - все встретите. Другой вопрос, что чтение и практика не могут быть (повторюсь) просто инструментальны. Это может быть только в Церкви, и объясняется ее природой и природой отношений Бога и человека. Эти природы раскрываются в истории церкви и истории отношений Бога и человека - и поверьте, что это первично и неигнорируемо. Есть для раскрытия и небесполезные свидетельства нашего времени, на языке более современной культуры. Но все это уже надо обсуждать предметно и отдельно. [Ответ]
1lotos1 04:32 06.02.2009
Антон Ю.Б., спасибо, что можете посоветовать почитать на эту тему?

andrewz, есть что по теме сказать? [Ответ]
Ребро_Адама 06:46 06.02.2009

Сообщение от andrewz:
"как стать православным самадхи за 28 дней"

берешь 10 заповедей.
В певый день учишься жить по первой заповеди и не грешить.
Во второй день учишься жить по второй заповеди и не грешить.
.......
В деятый день учишься жить по десятой заповеди и не грешить.
На одиннадцатый день узриц Бога на облацех.

[Ответ]
miha030880 08:37 06.02.2009

Сообщение от andrewz:
1lotos1, Действительно, хотелось бы небольшую брошюрку с названием например: "как стать православным самадхи за 28 дней" :-)

ага, ага...
или что-то типа "Исихиазм для чайников".... [Ответ]
Антон Ю.Б. 09:27 06.02.2009
1lotos1, классический ответ - "Лествица", те самые ступени к совершенствованию. Форумец Тарх мог бы поделиться с Вами своими предпочтениями в такой литературе. А я давайте для разнообразия выложу работу 20 века, не без своеобразия, но...
Изображения
[Ответ]
vi0 10:40 06.02.2009

Сообщение от Ребро_Адама:
берешь 10 заповедей.

а двумя христианскими обойтись никак нельзя? [Ответ]
1lotos1 12:30 06.02.2009
Ребро_Адама, я так понимаю,что вы уже прошли эти ступени?
miha030880, если не знать куда и как идти то никуда и не придешь

Антон Ю.Б., отлично, почитаю [Ответ]
Чтец Роман 16:51 06.02.2009
1lotos1, начинать надо, конечно, с Евангелия и огласительных поучений Кирилла Иерусалимского, Иоанна Златоустого или кого-нибудь посовременней. Т.е. с азбучных истин веры. Без веры же никакого дальнейшего пути быть не может. [Ответ]
Ребро_Адама 20:56 06.02.2009

Сообщение от vi0:
а двумя христианскими обойтись никак нельзя?

Можно конечно - попробуйте так.

Сообщение от 1lotos1:
Ребро_Адама, я так понимаю,что вы уже прошли эти ступени?

Что вы, я все еще методичку штудирую. [Ответ]
1lotos1 05:11 07.02.2009
Чтец Роман, безусловно, я понимаю что духовная лестница работает только в лоне традиции, более того считаю, что сначала просто необходимо изучение первоисточников на языке оригинала, для вхождения в традицию. [Ответ]
Чтец Роман 11:34 07.02.2009
1lotos1, на языке оригинала не обязательно, иначе так можно и никогда не начать (древнегреческий и древнееврейский учатся небыстро) [Ответ]
Аля 00:17 08.02.2009
1lotos1, наверное, нужно начать с истории отношений Бога и человека.
Антон Ю.Б. как-то отсылал нас к лекциям Г. Джемаля " Традиция и современность." Так вот Джемаль образно отметил, что человек, пущенный на лужок побегать( как ребенок), сам приходит к естественной религии ( т.е. к идее Единого Бога, Творца) путем простого восприятия себя и окружающего.
Позов пишет о том, что после грехопадения человек как бы раздвоился на человека внешнего и внутреннего. Внешний человек ныне вытеснил человека внутреннего и дает о себе знать через подсознание, которое прорывается временами во внешнее физическое состояние. У всех народов в разные времена были школы, главная задача которых - раскрытие внутреннего мира человека. В нашей повседневной суетливой жизни мы не всегда слышим внутренний голос, что связано с внешней деятельностью души ( это деятельность органов чувств и и связанные с ними ощущения и восприятия; рассудок и связанные с ним ассоциации и умозаключения; страсти и аффекты ).
Аскеза как наивысшая религиозность помогает влить в сознание внутреннее подсознание, сделать бытие внутреннего человека непрерывным.
Переход от низшей психической деятельности к высшей духовной совершается при помощи ВНИМАНИЯ.
"Будь всегда внимателен к самому себе..." (Творения, слова аскетические, сл.45, С. 196).
Аскеза различает направление ума центробежное ( экстраверзия) и ценростремительное (интроверзия). Чтобы соориентироваться во внешнем мире, человек, "пущенный на лужок", имеет рецепторы в виде внешних чувств, имеет логическую функцию в виде суждеий и умозаключений. Такую экстраверзию ума древняя церковная аскетика называет естественной или физиологической. Но поскольку после грехопадения ощущения стали давать человеку наслаждения, в страстях и помыслах ум стал наслаждаться вместе с чувствами, такая деятельность ума стала противоестественной. Христианская аскеза направлена против всех видов экстраверзии ума, кроме естественной.
Интроверзия - ценростремительное направление ума в познании окружающего мира. К какому центру должен быть обращен ум? [Ответ]
1lotos1 09:33 08.02.2009
Чтец Роман, обязательно на языке оригинала и чем старше оригинал, тем лучше, поверьте, что на русский переводится все с такими неточностями и ошибками, это касается и Библии к примеру, не помню как называется передача на православном канале, высттупал там дедушка и озвучивал ошибки перевода в Библии. Я также общался с научным сотрудником Питербургского института востоковедения, он продемонстрировал, как менялся оригинальный текст с разными эпохами, и как перевод искажает смысл текста.
Аля, понятно. Но нет ли собственно у вас данных именно по стадиям - т е человек меняется в том и в том то - в нем происходят изменения - такие-то в теле, такие-то в душе, чего он конкретно достигает? [Ответ]
rombear 11:30 08.02.2009

Сообщение от 1lotos1:
Но нет ли собственно у вас данных именно по стадиям - т е человек меняется в том и в том то - в нем происходят изменения - такие-то в теле, такие-то в душе, чего он конкретно достигает?

в определенный момент способность левитации, потом, правда, травматология [Ответ]
vi0 13:12 08.02.2009

Сообщение от Аля:
человек, пущенный на лужок побегать( как ребенок), сам приходит к естественной религии ( т.е. к идее Единого Бога, Творца) путем простого восприятия себя и окружающего.

Автор лукаво умалчивает о том, что религия - лишь один из этапов эволюции человеческого мировоззрения, не первый и не последний. Из истории мы знаем, что наши далекие предки начинали вовсе не с ислама, а с полной его противоположности, поэтому теория этого Гейдара Джихадовича выглядит, мягко говоря, надуманной. [Ответ]
Аля 13:28 08.02.2009
1lotos1, так ведь Антон уже отметил, что главное, что теория и практика здесь неразрывно связаны. Мне кажется, что у всех по-разному. Кто приходит к вере через сердце, кто - через ум. Но в любом случае человек приходит в Церковь. Почему?
Христианская аскетика исходит из положения, что в противоестественном состоянии человека существует расхождение между умом и сердцем, т. к. автономный ум, обращаясь к нашей мирской жизни, отпечатлевается чувствами и грубеет. Он начинает с сомнения и отрицания и в конце концов признает только то, что приходит к нему от чувств. Холодный и голодный ум слишком отягощен материальными вещами и такой ум " не принимает нематериального Логоса"
(И. Бриенский, Соч., т.1, 333).
Аскеза ведет к умалению человека внешнего и пробуждению человека внутреннего. Позов пишет, что признаком пробуждения внутреннего человека является появление интуиции и особенно созерцания. Он считает, что даже временная остановка психических функций человека - чувства, мышление и т. д. - открывает вход в мистическую область. Чем длительнее эта пауза в обычной духовно- душевной жизни человека, тем больше открывается этот вход. Собственно интроверзия - т. е. попытка ума заглянуть вовнутрь себя - и предполагает мистико- аскетические методы. Позов предлагает быть здесь очень внимательным и различать спекулятивную мистику и мистику религиозно- аскетическую. Человек ведь так устроен, что со своими чувствами и эмоциями обязательно куда-нибудь не туда вляпается. Ведь, казалось бы, что мистико-аскетические методы ( внимание, концентрация, сосредоточение) одинаковы. Но тут-то как раз и следует понять, что коренным отличием христианского созерцания от всякого другого является его благодатный характер. Гр. Синайский писал, что " приступающий к созерцанию без света благодати да ведает, что он строит фантазии, а не созерцание имеет, будучи опутываем мечтательным духом". А благодать можно получить только в Церкви.
Думаю, поэтому жизнь человека полна суеты и тяжелого труда, чтобы хоть как-то попридержать это пытливое существо от неосторожных поступков.
Но самое главное, по-моему, заключается в том, что, как отметил Позов, молитва при известной регулярности ведет к единению с Богом и не является привилегией аскетов "со специальной школой интровертированного ума". Поэтому, могу сказать, что моя бабушка, которая жила постоянно с Богом в душе и с молитвой на устах, ходила в Церковь и любила всех нас, была если человеком не "просветленным", то очень светлым. [Ответ]
Антон Ю.Б. 18:05 08.02.2009
vi0, про этапы эволюции мировоззрения - это Вы наверное зря. Такая стадиальность диамата уже давно не является консенсусом и даже мейнстримом. Вот небольшой текстик приведу, хотя было что-то и более содержательное (постараюсь найти).
Изображения
[Ответ]
vi0 21:38 08.02.2009
Антон Ю.Б., пару лет назад у нас уже была краткая дискуссия на эту тему, вы там рекомендовали эту же статью. К сожалению, мой ответ не сохранился, поэтому придется ответить снова, более развернуто.
Во-первых, ценность творчества Кара-Мурзы для меня более, чем сомнительна. Автор - своего рода Кураев от марксизма-ленинизма, пишет претенциозные манипулятивно-пропагандистские книги - причем, как и Кураев, не особо заботится о маскировке подгонок и натяжек. Для любого критически мыслящего человека чтение такой литературы сродни мазохизму.
Во-вторых, мне совершенно непонятно, почему вы считаете, что мнение классиков марксизма позапрошлого века может считаться экспертным в обсуждаемой области? Да и вообще, какое отношение философия имеет к этому вопросу? Да, у Маркса было одно мнение, у Канта - другое, у Аристотеля - третье и т.д. К сожалению, все эти теории сейчас годятся лишь для паноптикума истории науки. Впрочем, Маркс - один из немногих философов, чьи идеи были восприняты всерьез и воплощены в реальность. Результаты расхлебываем до сих пор..
Если мы хотим говорить об эволюции религиозных воззрений предметно, а не меряться чужими мнениями, то говорить надо не о диамате, а о религиоведении, культурной антропологии, этнологии и других, более научных дисциплинах. Если обсуждаем собственно происхождение религии - уместны будут также психология, этология, археология и т.д.

Впрочем, вернемся к Джемалю. Если вы разделяете его позицию - можете продемонстрировать нам монотеизм на "лужайках", скажем, палеолита?

Поясню, что я имел в виду, когда говорил об этапах. На всякий случай замечу, что это не моя идея, но заниматься перечнем авторитетов мне лениво (мне сия классификация впервые встретилась, кажется, у Фрезера в "Золотой ветви"). В предельно упрощенном изложении эволюция выглядит так:
1) Магия - убежденность в возможности управления сверхъестественными силами:
"Если правильно сплясать у костра - обязательно пойдет дождь!"
2) Религия - убежденность в невозможности управления оными:
"Дождь пойдет, когда Богу будет угодно. Но все же давайте помолимся (попляшем у костра) - вдруг он смилостивится?"
3) Наука - убежденность в том, что никаких сверхъестественных сил нет:
"В связи с приближением циклона с четверга в Подмосковье начнутся дожди и грозы. Желающие поплясать у костра - захватите зонтик!"

Можно поговорить и более детально, рассмотрев, к примеру эволюцию христианства из вавилонского язычества. Но есть ли смысл копать вглубь, если истина лежит на поверхности? [Ответ]
Аля 22:44 08.02.2009
Антон Ю.Б., любопытная статья.
vi0, на тему этапов эволюции мировоззрения сейчас уже много написано. Недавно попалась на глаза книга Домникова С.Д. Мать-земля и Царь-город. Россия как традиционное общество.
Автор пишет о том, что религиозное и мирское оказываются двумя образами бытия в мире, органически уживаясь в каждой культуре. Их соотношение и специфика определяется как характером религиозного сознания и типом культуры, так и уровнем общественного развития. Наши далекие предки начинали с того религиозного отношения к миру, которое соответствовало уровню развития общества. Как тайны психики каждого человека скрыты в его детстве и младенчестве, так и тайны общественного сознания следует искать в воззрениях наших предков. [Ответ]
1lotos1 08:58 09.02.2009
Аля, в том то и дело, что должны быть какие то основные вехи, отмечающие путь, о и безусловно, что все одинаково быть не может. [Ответ]
F men_ 13:12 09.02.2009
Господа, причем здесь медитация??? Ну вы дали....
Дело то в духовном росте)!

2 Коринфянам 3/18 Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа.

1 Тимофею 4/16 Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя.

И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах..

Где Апостолы или Иисус учили медитации ??? Не от Симона ли волхва пошли данные заблуждения или других языческих источников? (вопрос ко всем сторонникам данных практик)
Получается вы хотите сказать, что путем использования этих практик я перестану грешить... тогда смысл послания нам силы Духа Святого и жертвы Христа за наши грехи каков, если своими делами я спокойно могу жить безгрешно... [Ответ]
ANri 21:41 09.02.2009

Сообщение от :
Игнатий (Брянчанинов), свт.
Аскетические опыты. Том I
О евангельских блаженствах

Заимствовано из Отеческих писаний, преимущественно же из книги священномученика Петра Дамаскина. Добротолюбие, ч. 3.


От исполнения евангельских заповедей являются в душе ощущения, чуждые естеству падшему и незнакомые ему. Рожденное от Духа дух есть [1], а как заповеди Христовы суть Дух [2], то и ощущения, производимый ими, суть ощущения духовные.

Какое первое ощущение является в душе от исполнения евангельских заповедей? — Нищета духа.

Едва христианин захочет осуществлять в действиях своих, внешних и внутренних, евангельские заповеди, как увидит поврежденную свою природу, восстающую против Евангелия, упорно противодействующую Евангелию.

Христианин, при свете Евангелия, видит в себе падение человечества.

От этого зрения естественно рождается смиренное понятие о себе, называемое в Евангелии нищетою духа [3].

Нищета духа — блаженство, первое в евангельском порядке, первое в порядке духовного преуспеяния, первое состояние духовное, первая ступень в лествице блаженств.

Всякое ощущение и состояние, принадлежащие естеству обновленному, составляют по необходимости и блаженство, как проявление в душе небесного царства, как залог спасения, как предощущение вечного блаженства.

О нищете духа сказал святой Давид: жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит [4].

Нищета духа — соль для всех духовных жертв и всесожжений. Если они не осолены этой солью, — Бог отвергает их. Зрение падения своего уже есть блаженство для падшего человека. Видящий падение свое способен признать необходимость спасения. Спасителя, — способен уверовать в Евангелие живою верою.

Такое состояние — дар благодати, действие благодати, ее плод, а потому и блаженство.

Нищему свойственно печалиться о нищете своей.

Нищета духа рождает следующее за ним блаженство: плач.

Плач — благочестивая печаль верной души, глядящейся в зеркало Евангелия, видящей в этом зеркале бесчисленные свои греховные пятна.

Такая душа омывает свои пятна святою водою — слезами; стирает пятна святою печалью.

Несказанное утешение, несказанная легость проливаются в сердце после пролития спасительных слез о грехах, о падении, —слез, являющихся по причине ощущения нищеты духовной.

Если здесь, на земле, благочестивый плач доставляет такое несравнимое духовное утешение, — какое же он приготовить блаженство в будущем веке?

Христос произнес приговор о благочестиво плачущих: блаженни плачущии [5].

Ты сделал грехи? — Пролей слезы.

Кто занят глубоким рассматриванием самого себя, кто видит себя оскверненным бесчисленными грехами, кто признает себя достойным вечной муки, и уже оплакивает, как присужденного к ней: тот мало видит или вовсе не видит недостатков в ближнем, удобно извиняет те недостатки, которые видит, — охотно, от сердца прощает все обиды и оскорбления.

Состояние души, при котором устранены из нее гнев, ненависть, памятозлобие и осуждение, есть новое блаженство: оно называется: кротость.

Блаженни кротции [6], возвестил Спаситель, яко тии наследят землю.

Какая это земля?... После падения Бог назвал землею Адама, а в Адаме назвал землею и меня: земля еси и в землю отыдеши [7].

Будучи землею, я вместе с тем и лишен владения этою землею: похищают ее у меня различные страсти, в особенности насилующий и увлекающий меня лютый гнев; я лишен всей власти над собою. Кротость возвращает мне эту власть, вводит меня во владение моим наследием, моею землею, мною, моею плотью, моею кровью, моими порывами. Кротции наследят землю, и насладятся о множестве мира [8].

Возобладав снова землею, начинаю желать неба: вхожу в новое состояние, устрояемое во мне благодатью, в новое блаженство: начинаю алкать и жаждать правды Божией, — не пустой, человеческой [9].

Правда Божественная явилась человечеству в Божественном милосердии, и повелела нам уподобиться Богу совершенным милосердием [10], не какою другою добродетелью.

Милосердие никого не осуждает, любит врагов, полагает душу за друзей, соделывает человека Богоподобным. Это состояние — опять блаженство [11].

Сердце, объятое милостью, не может иметь никакого помышления о зле; все помыслы его — благость.

То сердце, в котором движется одно добро, есть сердце чистое, способное к Богозрению. Блаженни чистии сердцем, яко тии Бога узрят [12].

Что значить чистое сердце? спросили одного великого наставника иночествующих. Он отвечал: “сердце, по подобию Божества движимое безмерным чувством милости ко всем созданиям [13]”.

В чистое сердце нисходит мир Божий, соединяет дотоле разделенные ум, душу и тело, воссозидает человека, соделывает его потомком Нового Адама.

Мир Божий — удел святых Божиих: посредством святого мира, христианин, совершив поприще покаяния, примиряется с Богом, со всеми обстоятельствами, со всеми ближними, с самим собою; он соделывается сыном Божиим по благодати [14].

Мир Божий сопутствуется явственным присутствием в человеке Святого Духа; он — действие, плод Святого Духа.

Стяжавший в себя мир Божий, способен к прочим окончательным блаженствам: к благодушному претерпению, к претерпению с радостью поношений, клевет, изгнаний и прочих напастей.

Стяжавший мир Божий не страшится внешних волн: на весах сердца его утешение благодатное уничтожило всю ценность земного великого и сладостного, всю тягость земного скорбного и горького.

Осмотри величественную духовною лествицу блаженств евангельских, осмотри каждую ступень. Хорошо быть на высоте этой лествицы; но поистине блажен и тот, кто находится хотя на первой ее ступени.

На этой лествице скачки невозможны: непременно должно восходить со ступени на ступень.

Ведет по ним Божественная благодать: возводит человека на следующую ступень не тогда, когда он удостояет себя этого, но когда она признает его достойным.

Достойны возвышения — смиренные.

Не сочини сам себе блаженства: гордое и глупое самомнение может сочинить для человека такое блаженство, и оно в течении всей жизни будет обманывать тебя, льстить тебе, — лишит истинного блага на земле и на небе.

Ищи нищеты духовной. Искание этого блаженства позволительно и похвально. Оно — основание, податель всех прочих блаженств. Когда поколеблется основание: тогда и тот, кто стоял на высшей степени духовного преуспеяния, обрушивается вниз, и часто разбивается до смерти.

Обретается нищета духа изучением Евангелия, исполнением его велений, сличением своих действий и качеств с велениями Евангелия, принуждением своего сердца к великодушному перенесению обид, самоукорением, молитвою о получении сердца сокрушенного и смиренного.

Прошения гордые Бог отвергает, ненужные не исполняет, но когда Его создание просить у Него дара существенно полезного и необходимого, — Он ниспосылает его из неоскудевающих Своих сокровищ.

Существенно полезный, необходимый для человека духовный дар от Бога — нищета духа. Аминь.


[1] Иоанн. III, 6.

[2] Иоанн. VI, 63.

[3] Матф. V, 3.

[4] Пс. L, 19,

[5] Матф. V, 4.

[6] Матф. V, 5.

[7] Быт. III, 19

[8] Пс. XXXVI, 11.

[9] Матф. V, 6.

[10] Матф. V, 48.

[11] Матф. V, 7.

[12] Матф. V, 8.

[13] Преподобный Исаак Сирский, Слово 48.

[14] Матф. V, 9.

Можешь еще ченьть от туда почитать например

Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты. Том I "Слово о спасении и о христианском совершенствовании"

В интернете легко найдешь, например здесь
http://www.pravbeseda.ru/library/ind...ge=book&id=204 [Ответ]
Антон Ю.Б. 09:35 10.02.2009
vi0, меня в последнее время слегка утомляет Ваша склонность к лозунговости.

Сообщение от vi0:
Во-первых, ценность творчества Кара-Мурзы для меня более, чем сомнительна. Автор - своего рода Кураев от марксизма-ленинизма, пишет претенциозные манипулятивно-пропагандистские книги - причем, как и Кураев, не особо заботится о маскировке подгонок и натяжек. Для любого критически мыслящего человека чтение такой литературы сродни мазохизму.

Ясно, что относится к Кара-Мурзе можно разно, к говоримому им - еще более разно, но для оценок типа Вашей все же нужны аргументы, ссылки и т.д. Иначе это просто полемический выкрик.

Маркса (и статью о нем) я привел по простой причине - его позиция в каком-то смысле суммирует общий взгляд Нового Времени на стадиальность развития общественного сознания. В этом смысле она не столько экспертна, сколько репрезентативна. 20 век отказался от этой упрощенной (и ненаучно абстрагированной) схемы. В 21 веке говорить о том, что научное сознание является более высокой ступенью, чем религиозное мировоззрение - глуповато (как и об эволюции христианства из вавилонского язычества). Но Вас же глуповатость не пугает? - приправленная парой терминов она становится вполне удачной демагогией, особенно для тех, кто в осмыслении вопроса ограничится веткой форума [Ответ]
vi0 12:54 10.02.2009

Сообщение от Антон Ю.Б.:
vi0, меня в последнее время слегка утомляет Ваша склонность к лозунговости. Ясно, что относится к Кара-Мурзе можно разно, к говоримому им - еще более разно, но для оценок типа Вашей все же нужны аргументы, ссылки и т.д. Иначе это просто полемический выкрик.

Я не вижу необходимости более подробно рассматривать в этой теме свое отношение к этому автору, равно как и многим другим "политологам", всплывшим из пучин марксистской гнили, потревоженной в начале 90х. Основные отличительные признаки - "проклятые дерьмократы развалили величайшую страну!", "мерзкие либеральные ценности загнивающего Запада" и "жидо-масонский заговор против России". К сожалению, творчество этой когорты деятелей вызывает у меня глубочайшее омерзение, поэтому заниматься анализом (тут поневоле вспоминается соответствующая медицинская процедура) я не буду. Просто обозначу свое отношение, sapienti sat.

Сообщение от Антон Ю.Б.:
Маркса (и статью о нем) я привел по простой причине - его позиция в каком-то смысле суммирует общий взгляд Нового Времени на стадиальность развития общественного сознания. В этом смысле она не столько экспертна, сколько репрезентативна.

Интересно, а почему вы сочли, что мировоззрение (равно как и его эволюцию) можно рассматривать лишь с позиций философии? Вообще-то я имел в виду хорошо известные исторические факты, а не чьи-то умозрительные построения. Прослеживая историю развития любого человеческого общества от древних веков до современного времени, мы видим, что ни один народ на этой планете не начал свое религиозное развитие с монотеизма (как утверждает Джемаль). Развитие религиозных идей хронологически происходило в соответствии с вышеописанной мною схемой. Это исторический факт и с этим, увы, ничего не поделать - хоть даже триста философов будут утверждать обратное.

Про эволюцию христианства: (....) -> язычество -> иудаизм -> христианство
Очевидно, что тут тоже не с монотеизма началось. Достаточно вспомнить, чем занялись соплеменники Моисея, когда того внезапно вызвали на гору Синай..
Вопросы?

Что до "лозунговости", которой вам представляется краткость - я не вижу необходимости излагать простые мысли и факты излишне многословно, подразумевая, что собеседник достаточно умен и ему не надо разжевывать каждую фразу. [Ответ]
Asinus 13:22 10.02.2009

Сообщение от vi0:
1) Магия - убежденность в возможности управления сверхъестественными силами:
"Если правильно сплясать у костра - обязательно пойдет дождь!"
2) Религия - убежденность в невозможности управления оными:
"Дождь пойдет, когда Богу будет угодно. Но все же давайте помолимся (попляшем у костра) - вдруг он смилостивится?"
3) Наука - убежденность в том, что никаких сверхъестественных сил нет:
"В связи с приближением циклона с четверга в Подмосковье начнутся дожди и грозы. Желающие поплясать у костра - захватите зонтик!"

Ключевое слово здесь - убежденность. Но откуда она берется и какова ее природа - вот вопрос.
Да, последняя фраза, по-моему, это, что называется, стёб, никакого отношения к науке не имеющий. [Ответ]
Антон Ю.Б. 21:44 10.02.2009
vi0, ну Сергей Георгиевич явно поглубже, чем ваше представление о нем.

Насчет же исторических фактов и монотеизма все тоже не так просто, как Вы пытаетесь представить. Ваши факты - это не совсем факты. А Джемаль - это и вовсе немного из другого разговора. [Ответ]
vi0 22:23 10.02.2009
Антон Ю.Б., ну да, Кураев тоже оказался "поглубже" моего весьма нелестного представления о нем.

Хорошо, оставим Джемаля в стороне. Давайте про исторические факты - чем они вам не понравились? Хотя, пожалуй, догадываюсь - ведь я считаю эту "эволюцию" делом человеческих усилий, а вы верите, что смены религиозной парадигмы были обусловлены непосредственным вмешательством божественной воли, так? [Ответ]
TAPX 22:31 10.02.2009
1lotos1, помница, был сайт, исихазм.ру, я как отттуда книжек скачал, так больше и не заходил туда. Если он еще жив - заходи, качай, читай, делай.
Антон Ю.Б.,

Сообщение от :
Форумец Тарх мог бы поделиться с Вами своими предпочтениями в такой литературе.

Предпочтения в литературе? Для чего? Просто читать смысла нет, нужно делать. и мои предпочтения никому нахрен не впились, в них (предпочтениях) рыбы нет. Если делать не собираешься, смысла читать нет, один хрен не поймешь ничего.
Ребро_Адама,

Сообщение от :
берешь 10 заповедей.
В певый день учишься жить по первой заповеди и не грешить.
Во второй день учишься жить по второй заповеди и не грешить.
.......
В деятый день учишься жить по десятой заповеди и не грешить.
На одиннадцатый день узриц Бога на облацех.

сама пробовала так? имхо, не реальный способ. [Ответ]
Страница 1 из 3
1 23 >
Вверх