Коммунистическая партия в период борьбы за установление диктатуры пролетариата по своей сути является ничем иным, как организацией пропаганды и агитации. Так было в прошлом, точно также дело обстоит и в настоящем. В наше время значение теоретической работы намного возрастает ещё потому, что от неё зависит не только влияние партии на массы, но и её идейно-организационная прочность. Нельзя, конечно, утверждать, что теоретическая работа является самоцелью. Она – средство организационно-массовой работы. Без неё невозможно представить организацию рабочего движения.
Сегодня часто можно наблюдать презрение к теории. Идеология (причем подчас весьма далёкая от марксизма) процветает, а теория находится в кризисе. Многие наши коммунисты, или желающие быть таковыми, считают теорию десятым делом, выпячивая на первый план героику баррикадной борьбы. Конечно, практика, в том числе и баррикадная борьба, если стоят цели защиты рабочего движения, необходимы, но только в диалектическом единстве с настойчивой, длительной теоретической и агитационной работы. Без этого любая баррикадная борьба превращается в преступление, в бессмысленный бунт или в лучшем случае в фарс, простое хождение со знамёнами по Красной площади и требование невозможного.
Сегодня к коммунистическому движению примкнула масса людей, а частью и возглавила его, совершенно не подготовленных теоретически. Более того, в коммунистическое движение внедрились различные буржуазные идеологи, стоящие на страже интересов капитала (например, «красные путинцы»). И весь этот разброд в теории неизменно ведёт только к одному: к разброду в практике, к ослаблению и подчас удушению революционного движения, подмену его реформистской, оппортунистической тактикой.
«Без революционной теории не может быть и революционного движения» - говорил Ленин. И сейчас значение теории для коммунистического движения усиливается тремя обстоятельствами.
Во-первых, наше комдвижение только оправляется после сокрушительного удара, нанесённого контрреволюцией 1991 года, а потому в нем преобладает крайний идейный разброд, поэтому в данных условиях является крайне важным направить теоретическую работу таким образом, чтобы поставить комдвижение на единственно научную основу – марксизм-ленинизм. Разумеется, нельзя говорить о полном преодолении сектантства, оппортунизма, анархо-синдикализма, ренегатства и мелкобуржуазности – все эти явления носят классовый характер и будут, к сожалению, ещё долго существовать в среде рабочих. Однако начать необходимо уже сегодня.
Во-вторых, коммунистическое движение является международным по существу, поскольку имеет под собой международную социальную базу – мировой пролетариат. Поэтому действительные коммунисты, то есть марксисты-ленинцы, должны налаживать связи с зарубежными товарищами. Ибо капиталистическому интернационалу может противостоять только коммунистический интернационал.
В-третьих, теоретическая работа, теоретическая борьба необходима для начала преодоления «коммунистической многопартийности» - этой язвы, которой поражено комдвижение, и причём не только в России, но и во всём мире. Многие из наших левых коммунистов самым позорным делом считают объединение. Они полагают, что объединение повлечёт за собой ревизионизм, оппортунизм и т.д. Это, конечно, смотря с кем объединяться. У нас есть несколько партий, большинство членов которых стоит на позициях марксизма-ленинизма. Это РКРП-РПК, ВКПБ Н. Андреевой, КПСС О. Шенина. Известно их неприязненное, враждебное отношение друг к другу. Но ведь бояться объединения (если не в одну партию, так хотя бы в один блок) может лишь тот, кто на себя не надеется, кто не уверен в своих позициях, в прочности своего мировоззрения. Маркс говорил вожакам немецкой социал-демократической партии:
«если уж надо было объединяться, то заключайте договоры, ради удовлетворения практических целей движения, но не допускайте торгашества принципами, не делайте теоретических «уступок».
Так должны действовать марксисты в деле преодоления коммунистической многопартийности, скатывания в сектантство, ибо пока в нашем движении разброд, буржуазия укрепляет свои ряды, усиливает свою мощь.
Почему же мы так настаиваем на необходимости постановки коммунистического движения на марксистскую основу. Потому что мы знаем, что, как говорил Ленин, «роль передового борца может выполнить только партия, руководимая передовой теорией». А теория марксизма является именно такой. Она впитала в себя все достижения человеческой мысли в области политэкономии, философии, социализма, критически переработала их и указала пролетариату путь к действительному освобождению.
Теоретическая работа должна вестись широким фронтом. Мы должны особое внимание направить на разоблачение буржуазной идеологии, всевозможных «теорий», объясняющих несостоятельность социализма и вечность капитализма, нам необходимо разбить ту лживую идею, что частная собственность является основой свободы, а общественная собственность основой тоталитаризма, критически разобраться в причинах крушения Советского Союза. Мы должны уделить значительное внимание проблемам развития современного глобального капитализма, национальному вопросу в эпоху глобализации, процессу установления диктатуры пролетариата и слома старой буржуазной государственной машины как основы подлинного социалистического народовластия. Кроме того, имеется целый ряд вопросов, решение которых имеет важный политический и идеологический смысл в борьбе с буржуазией. Это проблемы преодоления отчуждения индивидуума от общественных средств производства, мотивации труда при социализме, экономики и политики переходного от капитализма к социализму периода, роли товарно-денежных отношений при капитализме, соотношения госкапитализма и социализма.
Таким образом, вождям компартий (здесь я говорю только о тех, кто ещё не порвал с марксизмом по всем пунктам) необходимо всё более и более просвещать себя и массы по всем теоретическим вопросам, все более и более освобождаться от влияния старых, традиционных, закостеневших фраз и лозунгов, иметь в виду, что «социализм, с тех пор как он стал наукой, требует, чтобы с ним и обращались как с наукой, т.е. чтобы его изучали» (В. И. Ленин. Соч. 4 изд. т.5, стр. 344). Кроме того, он требует, чтобы его развивали, иначе из науки социализм превращается в религию своего рода, с раз и навсегда данной догматикой. Хотя следует признать, что даже религия с течением времени изменяет свои догматы, приспосабливает их к изменившимся условиям.
Вот самое краткое изложение принципов, на которых должно строится коммунистическое движение, если оно хочет быть действительно таковым.
1) Борьба против всех видов эксплуатации человека человеком.
2) Социалистическая революция есть единственный путь свержения власти буржуазии и начало коммунистического преобразования общества. Это отличает марксистов-ленинцев от реформистов, утверждающих, что социализм можно «ввести» путём медленных изменений, реформ.
3) Интернационализм и сплочение трудящихся всех стран на классовой основе – это один из величайших принципов коммунизма. Это отличает марксистов-ленинцев от националистов всех оттенков, которые разжигают между трудящимися разных стран вражду и ненависть, что только играет на руку буржуазии, ослабляя рабочее движение.
4) Ликвидация классового неравенства, обращение в общественную собственность всех средств производства, обеспечение политических прав трудящихся и трудовых коллективов, создание условий для свободы творчества во всех областях человеческой деятельности.
5) Опора на достижения науки и техники. Отсюда разоблачение религиозного дурмана, требование отделения церкви от государства и школы при всём уважении к чувствам верующих.
6) Нравственные идеалы коллективизма, социального равенства, товарищеского взаимоотношения и взаимопомощи, гуманизма. Нам скажут: «Утописты! Человека нельзя изменить!». Но мы знаем, что общественное бытие определяет общественное сознание. Ещё недавно в нашем обществе не было такого остервенелого культа денег, насилия, индивидуализма, власти, безнравственности, как теперь, после «буржуазной революции» 1991 года. Значит, изменения в социально-политическом строе изменяют и психологию людей.
Главная задача коммунистов сегодня – это объединение на марксистско-ленинских принципах, изгнание из своих рядов оппортунистов, преодоление сектантства и многопартийности. Это – основа нашего возрождения и нашей победы.
Коммунистическое движение возродится – в этом нет сомнений. Главное сегодня преодолеть раздробленность, догматизм в пропаганде и агитации, в лозунгах и словах. Коммунисты должны освободиться от политических стереотипов прошлого, овладеть современными технологиями ведения политической борьбы. Это очень важно. Ибо если мы не изучим тактики наших классовых противников, мы всегда будем проигрывать, всегда плестись в хвосте.
Несколько месяцев назад мне довелось прочитать сочинение одного товарища, в котором он утверждал, что распространение коммунистических взглядов есть результат потребности в них общества. То есть, делался вывод, сегодня коммунистическое движение и коммунистические взгляды не нужны, но вот когда понадобятся, народ сам придёт к ним. И такое направление в комдвижении отнюдь не является большой редкостью, ведь кто не «знает», что революции не совершаются «по заказу», что для всякой революции необходима революционная ситуация.
И здесь мы можем увидеть только одно: невероятную теоретическую путаницу, которая служит торможению пролетарской борьбы, а значит на руку буржуазии.
Трудящиеся борются за свои права, вступают в жестокие бои с капиталом. В этих боях они закаляются, начинают чувствовать необходимость коллективного отпора, постепенно начинают осознавать эксплуататорскую сущность капитализма, порывают с рабской покорностью перед начальством. Но сами по себе трудящиеся массы никогда не придут к социализму, не имея авангарда, вооружённого передовой теорией, основанной на научном анализе действительности, они всегда будут плестись в хвосте у буржуазии, всегда будут довольствоваться её жалкими подачками. Ни о какой политической борьбе в этом случае говорить не приходится. Будут стихийные выступления, будет кровопролитие, однако всякая борьба без авангарда заранее обречена на провал. Более того, умаление роли сознательного коммунистического элемента в рабочем движении означает только усиление стихийного влияния буржуазной идеологии на рабочих. Поэтому и Маркс, и Энгельс, и Ленин видели первейшей задачей коммунистов распространение социалистических взглядов среди рабочих, руководство классовой борьбой пролетариата, организацию этой борьбы, соединение политической, экономической и теоретической борьбы против существующего строя. К чему же сводится эта организация рабочего движения?
1) К пропаганде научного социализма, к выработке у рабочих правильного понятия о современном общественно-экономическом строе, его основаниях и его развитии, о различных общественных классах и их борьбе.
2) К агитации, состоящей в том, что коммунисты принимают участие во всех стихийных проявлениях борьбы рабочего класса, во всех столкновениях рабочих с капиталистами по поводу рабочего дня, заработной платы, условий труда и т.д.
3) К слиянию деятельности коммунистов с практическими вопросами рабочей жизни, к помощи рабочим точнее формулировать свои требования к буржуазии, к развитию у рабочих сознания своей солидарности, сознания общих интересов и общего дела всех трудящихся России, как части всемирной армии пролетариата.
4) К организации партийных комитетов, профсоюзов, работе в уже существующих буржуазных профсоюзах, в буржуазном парламенте, подготовке и осуществлению политической борьбы рабочего класса.
Это последнее отличает тред-юнионистскую позицию от коммунистической, ревизионистскую от марксистской. Коммунистическая партия – пролетарский авангард – руководит борьбой трудящихся не только за наиболее выгодные условия продажи рабочей силы, как это делают реформисты, но и за уничтожение того строя, который заставляет рабочих продаваться капиталистам. Коммунистическая партия представляет рабочий класс не в его отношении к данной группе буржуа, а в отношении ко всем классам капиталистического общества, к буржуазному государству, как организованной политической силе.
Ленин говорил, что для революции необходима революционная ситуация, когда «низы не хотят старого и когда верхи не могут по-старому». Это совершенно верно. Мы, марксисты, в отличие от анархистов, не говорим, что революцию можно начать хоть завтра, вооружившись топорами и дубинками. Однако представим: начался глубокий политический кризис, «верхи» по-старому управлять не могут, «низы» по-старому жить не хотят. Но если у «низов», то есть у эксплуатируемых и угнетенных масс, нет сознательного авангарда, пролетарской партии, то все их выступления будут не более чем бессознательным бунтом, который рано или поздно будет подавлен, а у власти вновь окажутся буржуа-эксплуататоры. Следовательно, социалистическую революцию коммунистам необходимо готовить, обучать массы, самим учиться и готовиться, чтобы в тот момент, когда кризис «верхов» и «низов» достигнет высшего предела начать решительное и бесповоротное наступление, поддерживаемое пролетарскими и полупролетарскими слоями города и деревни. Те же, кто говорят, что революции возникают сами собой на пустом месте, очевидно, просто, не изучили истории ни одной революции. Совершенно верно, на определённом этапе эволюционного общественного развития возникает необходимость революции: количество решающим поворотом переходит в новое качество. Однако совершенно ненаучно, тактически неверно отрицать во всякой революции роль идей, политических и общественных учреждений. История всех революций дает нам пример этого. На основе конфликта между производительными силами и производственными отношениями, на основе новых экономических потребностей общества возникают новые общественные идеи, теории, политические и общественные организации, партии, которые мобилизуют массы, массы сплачиваются в новую политическую армию, создают революционную власть и используют её для свержения старых порядков и установления новых. Стихийный процесс развития заменяется сознательной деятельностью людей, эволюция порождает революцию.
Напротив отрицание необходимости подготовки революции, работе с массами, означает только дальнейшее одурачивание масс буржуазной идеологией. Некоторые, однако, могут возразить, что рабочие должны сами выработать свою идеологию, им не нужно ничего «навязывать». Это совершенно неверно. Здесь вопрос стоит однозначно: либо буржуазная идеология, навязываемая трудящимся массам через средства массовой информации день и ночь, либо социалистическая идеология, открывающая путь к освобождению от нищеты, гнёта, унижения. Никакой середины тут нет и быть не может, ибо в обществе, разделённом на противоположные классы вообще не может быть никакой середины, никакой «третьей» идеологии, никакого «третьего» пути. Этот третий путь, о котором говорят реформисты, есть лишь путь идейного порабощения рабочих буржуазией. Поэтому главнейшей задачей действительных коммунистов является борьба с реформизмом, со стихийностью, подготовка и обучение рабочих, постановка рабочего движения на марксистские, социалистические рельсы.
Но, - спросит читатель, - почему же неорганизованное, стихийное рабочее движение непременно идёт в направлении порабощения буржуазной идеологией, ведь говорили же классики, что рабочие стихийно идут к социализму? А потому, что буржуазная идеология гораздо старше идеологии социалистической, располагает несравненно большими средствами распространения, намного сильнее её. Рабочие стихийно идут к социализму - это верно, но совсем в другом смысле, а именно, что коммунистическая теория глубже и вернее всех показывает бедствия рабочего класса, определяет причины этих бедствий и указывает дорогу к их преодолению, а потому быстро овладевает угнетёнными массами.
[Ответ]