»Радиолюбитель>Фильтрация помех и пульсаций бортовой сети автомобиля.
-=Женек=- 16:09 17.12.2010
Господа, проектирую девайс, который будет питаться от бортовой сети автомобиля. Девайс серьезный, AVR, ARM, SDRAM. Хочется сделать питание понадежней. 3 вольтовую цепь
Возникший вопрос крутится вокруг входного конденсатора.
В поисках требований к устройствам, работающим от автомобильной 12 вольтовой сети я наткнулся на какой-то последний ГОСТ. По этому ГОСТу оборудование тестируют короткими импульсами амплитудой в 100 вольт. То есть подразумевается, что генератор может давать помехи в 100 вольт, но весьма короткие по длительности. В микросхемах преобразователях есть защита от перенапряжения, а вот конденсатор не защищен.
По идее короткоимпульсные помехи не спалят конденсатор, 100 вольтовый ставить не обязательно. Но вот как найти компромис между емкостью и вольтажом? Особенно, если учесть что места на плате нет.
У меня есть два варианта, которые влазят на плату - 1000 мкф х 35 вольт и 470 мкф х 63 вольт.
Что в автомобильном генераторе опаснее - длительность помех или их амплитуда? Какой конденсатор предпочесть - на большее напряжение или на большую емкость?
Гена то ладно, помехи от БСЗ до 400 вольт бывают.
Глянтьте осциллом на 12В при работе двигателя - удивитесь..
[Ответ]
-=Женек=- 16:35 17.12.2010
Да я все понимаю, но вопрос то практический - какие конденсаторы ставить, чобы не повздувались?
Может есть схема чего-то, работающего именно от авто и имеющего понижающий преобразователь?
[Ответ]
Serge N 16:44 17.12.2010
знаю что умельцы ставили 10 тыщ на 50 в (БСЗ 2108)
[Ответ]
xlr8 16:45 17.12.2010
А супрессоры не защитят ваши конденсаторы от воздействя коротких импульсов?
[Ответ]
-=Женек=- 16:49 17.12.2010
На elextronix.ru была целая тема про супрессоры - так конкретного совета никто и не дал.
Только ли один супрессор нужен или еще какая обвязка?
Есть готовые решения?
[Ответ]
Serge N 16:54 17.12.2010
Хм. вот я вспоминаю, что нормальная магнитола в авто не ловит ничего по питанию (а там тьюнер с хорошим чутьем)
а всего то LC фильтр простенький.
[Ответ]
-=Женек=- 17:06 17.12.2010
Есть у меня дросселек на 5А 15 мкГн. Не помешает? Где его ставить до супрессора или после?
[Ответ]
xlr8 17:35 17.12.2010
Ду маю, что можно - до. Дросселю так и так ничего не будет, а на суп. нагрузка всеже поменьше.
Вообще ставил в БП супр-р SMCJ33... (би дирекшЫнал помоему), по цепи 27В, проверял его (БП) потом на воздействие импульсов +-250В 100мкс. Никаких сбоев в работе питаемых устройств (DSP и много чего еще) не наблюдалось.
[Ответ]
-=Женек=- 17:50 17.12.2010
Наверное поставлю я дроссель и супрессор
О! Вопрос родился - а что все таки происходит в цепи, когда срабатывает супрессор? Он обрубает напряжение до равного порогу срабатывания или вообще провал на линии возникает?
Планирую поставить супрессор где-то на 30-35 вольт - преобразователи себя хорошо чувствуют до 37 вольт, а низковолтный супрессор ставить не хочется, а то будет срабатывать по всяким пустякам...
[Ответ]
xlr8 18:53 17.12.2010
Когда превышен порог, он начинает быть сильнопроводящим и тем самым шунтирует импульс, при возврате напряжения вниз (!!! напряжение отпускания ниже чем напр. срабатывания) он взад становится высокоимпедансным. Просада напряжения не наблюдал. Короче суть как у сабилитрона, только побыстрей помоему и помощней. Юзал в безвыходных ситуациях как стабилитрон, разницы не наблел.
[Ответ]
CMP_SYS 19:17 17.12.2010
Тема выеденного яйца не стоит! Ты хоть раз встречал автомагнитолу вылетевшую по этому поводу, а я вот нет!
[Ответ]
-=Женек=- 19:40 17.12.2010
Сообщение от CMP_SYS:
Тема выеденного яйца не стоит!
Ути-пути...
Я делаю вещь на заказ и за приличные деньги. Там дорогостоящих деталей полведра. Кроме того, я не хочу быть потоянной службой техподдержки и гарантийного обслуживания.
Сообщение от :
Ты хоть раз встречал автомагнитолу вылетевшую по этому поводу, а я вот нет!
А ты встречал глючащие ARM7, SDRAM и контроллер TFT -дисплея? Не вылетевшие, а просто глючащие? Если нога на педальке газа дрогнет... Так вот я тоже не хочу повстречать.
[Ответ]
petrd 20:40 17.12.2010
Сообщение от -=Женек=-:
Наверное поставлю я дроссель и супрессор
О! Вопрос родился - а что все таки происходит в цепи, когда срабатывает супрессор? Он обрубает напряжение до равного порогу срабатывания или вообще провал на линии возникает?
Планирую поставить супрессор где-то на 30-35 вольт - преобразователи себя хорошо чувствуют до 37 вольт, а низковолтный супрессор ставить не хочется, а то будет срабатывать по всяким пустякам...
Из опыта - своего и чужого.
Супрессор и варистор не любят длительных превышений напряжений (исключительно импульсные), но при выходе из строя (не по своей вине) ведут себя по-разному. Варистор сначала выполняет свою работу сколько может, а продержаться он однозначно должен дольше чем предохранитель на входе. Но если предохранитель почему-либо не сгорит, то беда - может разлететься, как его и не было и тогда все напряжение пойдет на стабилизатор, а там уж как карта ляжет.
А вот если умирает супрессор, то получается железное КЗ, видимо у него внутри при этом происходит какой-то необратимый процесс (на 1,5КЕxxx несколько раз наблюдал - на корпусе трещина, внутри КЗ). И выходит из строя он быстрее предохранителя, т.е. сначала супрессор, потом предохранитель. Работу по защите он выполнит, но лечится только заменой.
У америкосов видел такое (девайс на 12 вольт бортовой сети) - предохранитель - варистор 27 в - низкоомный резистор - супрессор 16 в + электролит - дроссель + электролит- step-down. И все обвешано керамикой как по входу так и выходу.
[Ответ]
-=Женек=- 20:47 17.12.2010
Сообщение от :
А вот если умирает супрессор, то получается железное КЗ,
Ничего страшного, КЗ на автомобильном аккумуляторе испарит почивший супрессор.
Сообщение от :
Работу по защите он выполнит, но лечится только заменой.
Ну и ради бога, эти броски это импульсные помехи. Учтите, что у меня еще дроссель стоит перед супрессором.
Кстати, а керамика не погорит от этих коротких импульсов?
Ну предположим у меня керамика на 25 вольт, всякие шумы во время работы она скушает, но вот если при включении зажиганич будет кратковременный всплеск на 100 вольт - выживет? Или искать керамику на 100 вольт?
Какая емкость керамики должна быть? "Гирлянда" из 0.01, 0.1 2.2 мкФ подойдет или еще какие номинальчики?
[Ответ]
petrd 21:33 17.12.2010
Сообщение от -=Женек=-:
Ничего страшного, КЗ на автомобильном аккумуляторе испарит почивший супрессор.
Это понятно, что испарит, главное, чтобы супрессор до смерти успел предохранитель испарить, чтобы остальные полведра живые остались.
Сообщение от -=Женек=-:
Ну и ради бога, эти броски это импульсные помехи. Учтите, что у меня еще дроссель стоит перед супрессором.
Кстати, а керамика не погорит от этих коротких импульсов?
Ну предположим у меня керамика на 25 вольт, всякие шумы во время работы она скушает, но вот если при включении зажиганич будет кратковременный всплеск на 100 вольт - выживет? Или искать керамику на 100 вольт?
Какая емкость керамики должна быть? "Гирлянда" из 0.01, 0.1 2.2 мкФ подойдет или еще какие номинальчики?
ХЗ, но 100 в навести на нехилых проводах питания, на которых сидит еще тот насос - АКБ, тоже постараться надо, не-не спорить не буду, так мысли. Через руки прошло пару сотен подобных девайсов, но ни одного из них не видел с чем-то частично выгоревшим по этой причине. А конденсаторы по питанию сплошь 0,1 мкФ (типоразмер 0805 или 1206, напряжение увы, не знаю) .
[Ответ]
вредный микроб 21:38 17.12.2010
А по моему CMP_SYS не так уж не прав. Сейчас навалом всякой автомобильной дряни и с процессорами, и с драмом, и с экранами. И в массовом порядке эта хрень не глючит и не вылетает. Иначе фирмы производители этих девайсов давно бы повесились. А от глюков ты всё равно на 100% не застрахован, и не такие вещи глючат, начиная от флешек и роутеров и заканчивая шаттлами и спутниками глонас.
По теме: думаю нормальный LC фильтр + ИМС-стабилизатор напряжения избавят от проблем. Я бы поставил двойную катушку на ферр. кольце + пару катушек с небольшой индуктивностью + что нибудь типа 78хх, ну и керамических и танталовых конденсаторов чуток. Ну и чтоб спалось крепче запузырь туды супрессор. Хотя и половины от этого наверное будет достаточно.
[Ответ]
-=Женек=- 21:48 17.12.2010
вредный микроб,
Сообщение от :
Сейчас навалом всякой автомобильной дряни и с процессорами, и с драмом, и с экранами. И в массовом порядке эта хрень не глючит и не вылетает.
Он неправ в одном - производители массовой дряни с процессорами имеют возможность производить широчайшие испытания.
Вон на форуме electronix тема загнлуась, когда автору сказали - твои методы тесрирования - фигня, такие тестовые импульсы может генерировать только специальный стенд стоимостью 1 кбакс. Кроме того испытание не одного экземпляра а десятков позволяют быть уверенными в том, что данная схема 100% рабочая.
Мне же приходится делать штучный товар и перестраховываться, так как я не знаю, где вылезет.
В твоих словах есть главное - "чтоб спалось крепче" )))
[Ответ]
xlr8 22:59 17.12.2010
Вообще-то дроссель на 15
Сообщение от вредный микроб:
По теме: думаю нормальный LC фильтр + ИМС-стабилизатор напряжения избавят от проблем. Я бы поставил двойную катушку на ферр. кольце + пару катушек с небольшой индуктивностью + что нибудь типа 78хх, ну и керамических и танталовых конденсаторов чуток. Ну и чтоб спалось крепче запузырь туды супрессор. Хотя и половины от этого наверное будет достаточно.
Еще разрядничек небольшой нужно по замутить, вдруг молнией трахнет!).... Шутка. А вот дроссель я бы лучше побольше зарядил, 15мкГн слабовато, к примеру в сетевых епкосовских EMI фильтрах (по 220 вольтам в БП ставятся) стоят катушачки номиналы которых исчисляются единицами миллиГенри. Кстати в даташитах приведены схемы ентих самых фильтров, так что можно почерпнуть много полезной информации.
Что касаемо варистора, то он гораздо медленнее чем супрессор, но может поглащать гораздо более мощные импульсы (имхо в тачке таких не найти). Однако количество этих самыых отловленных импульсов должной мощности ограничивается десятками штук, апосля чего варистор становится неадекватным. Подтверждения этому не находил, но в книжках пишут шт это так. В бытовухе находил их либо просто разорванными на куски или обугленными.
[Ответ]
CMP_SYS 09:09 18.12.2010
По теме: думаю нормальный LC фильтр + ИМС-стабилизатор напряжения избавят от проблем. Я бы поставил двойную катушку на ферр. кольце + пару катушек с небольшой индуктивностью + что нибудь типа 78хх, ну и керамических и танталовых конденсаторов чуток. Ну и чтоб спалось крепче запузырь туды супрессор. Хотя и половины от этого наверное будет достаточно.[/QUOTE]
Я считаю нужно так и поступить! А иначе можно так загнаться с этой фильтрацией. Глючить устройству скорее будет программно, а не по железу.
[Ответ]
xlr8 13:37 18.12.2010
Еще не помешает предохранитель на случай, если пробъет супрессор, что бы провода не поплавились.
[Ответ]
Alt 22:14 18.12.2010
Сообщение от -=Женек=-:
Хочется сделать питание понадежней. 3 вольтовую цепь
step-down
Надежнее с любой материнки сваять синхронный понижающий step-down контроллер, типа RT9214 например. Можно и лобзиком....
[Ответ]
abcdefzx 00:39 19.12.2010
Как сложно насоветовали то... Почему то все забыли, что для КОРОТКИХ импульсов (а они действительно короткие), проводка и масса тоже являются не малой индуктивностью, а по входу стабилизатора, по меньшей мере, 10мкФ стоит обязательно. Даже после такой самоорганизующейся LC цепочки короткие 100 вольтовые импульсы, едва ли превысят 1-2В (лень считать в час ночи постоянную времени).
Далее ИМХО. Как я бы делал чтобы
Сообщение от -=Женек=-:
"чтоб спалось крепче"
1. Массу на кузов, а не отдельным проводом к аккумулятору.
2. По плюсу от акк вначале предохранитель на 2*I потребляемое устройством максимум.
3. От предохранителя до устройства плюсовой провод намотать на ферритовое кольцо с максимальной проницаемостью из имеющихся, размера так же максимально допустимого. В один слой.
4. На входе электролит ~47-100 мкФ х min 35В, и параллельно ему ОБЯЗАТЕЛЬНО керамику 0,01-0,1 мкФ (т.к. ESR-а электролита может хватить для пропускания импульса короче 100 мкс).
5. Если устройство очень ценное, то параллельно ёмкостям супрессор вольт на 30-50.
ps
Сообщение от -=Женек=-:
Есть у меня дросселек на 5А 15 мкГн. Не помешает?
Не помешает, но и не поможет. 15 мкГн для частот более 100 кГц (импульс 10 мкс) да и кусок провода соизмеримую индуктивность имеет.
[Ответ]
ILYA3 22:28 19.12.2010
Много лет назад делал БП для питания приёмника (3 В) от бортсети трамвая (24В ДС от двигатель-генератора, помехи те ещё.).
Т.к. ток маленький, сделал RC-фильтр+ КРЕНку. Т.е на входе резистор, потом диод от обратных всплесков, потом уже остальное. Схема оказалась очень живучей.
В данном случае стоит посмотреть как сделано в магнитолах.
Я видел LCкерам+прямой диод+Сэлектрол.
[Ответ]
Kolupashka 08:21 13.01.2011
Защита электронных схем в автомобилях
Важнейшими источниками перенапряжений в автомобилях являются устроиства, содержащие индуктивности: генератор переменнго тока, свечи зажигания , стартер, реле и т.п. Самым сильным источником помех является система зажигания, величина перенапряжений откоторой может достигать 300 В. вследствии этого в автомобилях широко применяется защита с помощью диодов TRANSIL. Для автомобильного радио-приемника достаточно включить один диод TRANSIL, в этом случае не надо беспокоится о выходе из строя его электронных компонентов. Подобные затраты всегда оправдываются. Вданном случае справедливо следующее правило: аккумулятор вследствии малого внутреннего сопротивления является наилучшим поглотителем перенапряжений.Поэтому лучше всего электропитание отдельных устройств перенести к месту как можно ближе к его зажимам. Фирма SGS-Thomson производитдлязащиты оборудования автомобилей специальные типы защитных диодов - LD24AS , LD24M. Их отличие от диодов обычногоприменения заключается в мощной металлической конструкции. Диоды имеют полупроводниковый кристалл больших размеров и выдерживают большую температуру. Это, однако, не означает, чтов автомобиле нельзя использовать обычные диоды TRANSIL .
это цитата.
[Ответ]