Знойным днем 1604 года гарнизон города - крепости Воронеж был поднят по тревоге — с удаленной «сторожи» поступил сигнал: «с юга надвигаются степняки-кочевники».
В те годы крепость подвергалась постоянным набегам ногайских татар, кочевники грабили окрестные поселения, угоняли скот, захватывали рабов. Поэтому большой неожиданностью очередное нападение не стало — в соседние крепости тут же были отправлены гонцы, жители близлежащих сел оповещены и укрыты за стенами крепости. Гарнизон приготовился к бою.
Но нескольким горожанам не повезло в тот день — они работали далеко в поле и оказались беззащитными перед надвигавшейся опасностью. Беспомощные крестьяне были без труда пленены ногайцами. Среди плененных оказался и герой нашего рассказа, Сафон Иванов.
Пешим ходом невольников пригнали в Азов, там погрузили на корабль и доставили в Стамбул, известный своими невольничьими рынками. Сафон был куплен турком-работорговцем и немного позже перепродан на галеры.
Незавидна жизнь невольника — каторжанина. Тяжелый подневольный труд, скудная пища, постоянные побои и избиения вот и всё, что сулило будущее Сафону. Но судьба подарила воронежцу шанс: после многолетнего рабства, в один из рейдов турецкая галера встретилась в бою с испанским кораблем и «ишпанские немцы его отгромили». Иванов был освобожден и доставлен в Испанию, где ему была предоставлена полная свобода.
Проскитавшись несколько лет по Испании, Сафон засобирался домой. Каким-то образом изыскал нужное количество денег и морем отправился в Италию. Дальнейший путь предстоял пешим.
Упрямый воронежец пересек Австрию, прошел через Чехию, Словакию и добрался до Варшавы, столицы Речи Посполитой. Оттуда через Киев, в Путивль — первый на его пути русский пограничный город. И вот, простой русский крестьянин Сафон Иванов, завершив фантастическую «одиссею», снова на родной земле, спустя 20 лет.
Надо отметить, что история Иванова не единственна в своем роде. Тысячи русских людей попадали в плен к кочевым народам, затем продавались на невольничьих рынках в рабство: на галеры, рудники и пр. И немало из них так или иначе возвращались домой. Кому-то удавалось убежать из плена, кого-то, как Сафона, освобождали в бою военные противники. Помимо этого существовал «полонячий приказ», который занимался тем, что выкупал и возвращал на родину русских пленников.
По заведенному порядку, возвращающихся из неволи досконально опрашивали в посольском приказе (министерстве иностранных дел по современному), затем, по-большей части, отпускали с миром домой, выплатив по 2 рубля как плату «за полонное терпение».
История же Сафона Иванова дошла до нас благодаря протоколу допроса от «августа месяца в 22-день лета 7132 года от сотворения мира» (1624 год), вершившемуся на патриаршем дворе, перед лицом московского патриарха Филарета. Сам факт такого допроса свидетельствует о том, что к Сафону были вопросы по части «чистоты веры». За годы неволи и скитаний произойти могло многое. Раб мог «стать басурманином», т.е. принять ислам, в том числе и насильно. Во время скитаний по заграницам, бывший невольник мог приобщиться к католической вере — в основном путь на родину лежал через монастыри, именно там путники могли отдохнуть в дороге и получить какую-никакую помощь. В таком случае, вернувшегося подробно расспрашивали о всех его контактах с западными католическими священниками, об участии в мессах, службах. И если выявлялось что прибывший хотя бы получал причастие или участвовал в каком-либо таинстве католической церкви — то возвращение было возможно только через миропомазание в православную церковь.
Дальнейшая судьба Сафона неизвестна, но сохранившиеся документы по аналогичным случаям говорят о том, что возвратившиеся пленники после всех проверок, по большей части отпускались домой и возвращались к своим прежним занятиям.
[Ответ]
Сообщение от salex:
Проскитавшись несколько лет по Испании, Сафон засобирался домой. Каким-то образом изыскал нужное количество денег и морем отправился в Италию. Дальнейший путь предстоял пешим.
Упрямый воронежец пересек Австрию, прошел через Чехию, Словакию и добрался до Варшавы, столицы Речи Посполитой. Оттуда через Киев, в Путивль — первый на его пути русский пограничный город. И вот, простой русский крестьянин Сафон Иванов, завершив фантастическую «одиссею», снова на родной земле, спустя 20 лет.
а что, в те годы был свободный въезд в страны без всяких там 'виз', документов?
[Ответ]