Фотографы Воронежа открыли в городе Год фотографии, а попутно отметили четыре юбилея, посетили три выставки и прошли один мастер-класс.
Одно событие, четыре повода
Кремлевская мода на тематическое летоисчисление (Год ребенка, Год семьи, Год молодежи, и т.д.) не обошла стороной и лучший город: 2009-й год в Воронеже и области объявлен Годом фотографии. Такое решение приняли в областном отделении Союза фотохудожников России, и мотивировали его тем, что в этом году исполняется…
- 170 лет фотографии. В 1839 году француз Луи-Жак Манде Дагер и англичанин Вильям Генри Фокс Тальбот одновременно изобрели два способа получения фотографического изображения. Первый создал дагерротип — картинку на медной пластине, покрытой серебром и проявленной в парах ртути. Второй сделал первый негатив, используя бумагу и хлористое серебро.
- 105 лет Воронежскому фотографическому научно-художественному обществу. Оно было создано в 1904 году и занималось организацией фотовыставок, общественной и краеведческой работой. Просуществовало чуть менее 30 лет, потом закрылось и возродилось осенью 1964 года в виде народного фотоклуба «Экспресс» в ДК имени Карла Маркса (ныне ДК железнодорожников).
- 45 лет фотоклубу «Экспресс». За 45 лет клуб воспитал целую плеяду воронежских фотографов: Анатолия Рыжкова, Николая Стребкова, Сергея Киселева, Андрея Архипова и многих других.
- 10 лет воронежскому отделению Союза фотохудожников России. С момента своего открытия (октябрь 1999 года) отделение организовало и провело около 25 фотографических мероприятий: персональные выставки воронежских фотографов, областные и городские фотоконкурсы, 4 акции-конкурса из серии проектов «15 мая. Россия: один день», два фестиваля профессиональной и любительской фотографии и др. Сейчас членами Союза являются 13 человек.
Наши и все остальные
Год фотографии открыли 3 марта в рамках фестиваля профессиональной и любительской фотографии «Знай наших! — 2009». Первый такой фестиваль прошел в лучшем городе в 1999 году (это была скромная выставка работ 20 фотографов Воронежа и области), второй более масштабный, был в 2007-м, а теперь открылся третий. В будущем фестиваль планируют проводить 1 раз в 2 года, а его цели сформулированы так:
- Привлечение общественного внимания к значительным датам, связанным с историей воронежской фотографии и ее современным развитием;
- Популяризация достижений российской и воронежской фотографии, сохранение культурного фотографического наследия;
- Содействие росту мастерства и творческого уровня фотографов Центрального Черноземья;
- Работа над проектом «Музей истории воронежской фотографии».
Первые три пункта, как водится, абстрактны и расплывчаты, четвертый — самый интересный. По словам Елены Чаплыгиной, руководителя воронежского отделения Союза фотохудожников, возможно, в будущем у отделения появится свое здание, в котором, кроме собственно музея будет выставочный зал для современных фотохудожников.
Пока же, как и раньше, площадки для фестивальных выставок предоставили сторонние организации. Всего их три — одна самая статусная, и две других, попроще:
1. Музей им. И. Крамского
На первом этаже разместили снимки лучших фотографов Воронежа (79 работ, 50 авторов) и экспонаты из будущего музея фотографии: старинные фотоаппараты, фотографии и фотооткрытки из личных запасов Михаила Квасова и воронежских коллекционеров.
Второй этаж заняла выставка «Классики литовской фотографии» — 60 работ, по которым можно составить мнение об одной из самых ярких фотографических школ советского периода.
Площадка открыта до 15 марта, вход по билетам музея.
Михаил Вязовой, фотокорреспондент газеты «Коммуна»:
Литовцы были пионерами в фотографии для страны. Мы многому у них учились, многому подражали. Ездили к ним на конкурсы, с жадностью смотрели их выставки в Москве. Прибалты для нас были некой меркой, как Париж, куда стремятся все влюбленные. Те имена, что представлены у нас, известны всему миру. На их работах учились целые поколения фотографов. Посмотришь на эти фотографии — вроде обычная картинка сельской местности, а душу щемит. Потому что там есть художественный образ.
2 и 3. Дом Актера и кинотеатр «Пролетарий»
Здесь выставлено около 120 фотографий менее именитых воронежских и иногородних фотографов (более 70 человек). Особенно много снимков из молодежного фотоклуба «Дебют». Ограничений по жанру нет, есть разнообразие — от студийных работ до фотографий из Африки.
Площадки открыты до 25 марта, вход свободный.
Кто быстрее, тот и прав
Украшением фестиваля стал мастер-класс всемирно известного фотографа Владимира Вяткина — обладателя самого престижного в фотожурналистике приза Golden Eye и трех золотых медалей World Press Photo, фотокорреспондента РИА «Новости», преподавателя факультета журналистики МГУ и Национальной школы телевидения, академика Международной гильдии фотографов СМИ, победителя различных международных фотоконкурсов и т.д.
На мастер-классе можно было узнать, что…
- В течение 20 лет 200-300 дней в году Вяткин проводил в командировках — «создавал себе имя» (в нашей стране создать его очень сложно, и у нас оно не стоит ничего).
- Вяткину не интересно делать один снимок, ему интересно создавать фотографические серии-исследования, фотоочерки, фотоистории. Подобная работа требует времени, но современная фотожурналистика его не предоставляет.
- Вяткин не вписывается в современную фотожурналистику по двум причинам: он не владеет компьютером и английским языком. Все, что можно сделать в «Фотошопе», он делает своими мозгами, глазами, сердцем. Но обязуется в ближайшее время исправить это, иначе в современный фотобизнес не попадет никогда.
- Основа фотожурналистики — документальность, которая убивает художественный аспект фотографии. Но сейчас идет неожиданный для многих синтез того и другого: год назад на конкурсе World Press Photo в Амстердаме 40% работ-победителей совмещали в себе и документальность, и художественность. Еще 20 лет назад подобные фотографии вообще не допускались до конкурса.
- Фотожурналистика сейчас находится в упадке, и главная тому причина — развитие телевидения и Интернета. Фотожурналистика не может конкурировать с ними по скорости передачи данных. Отсюда — нездоровая конкуренция среди фотожурналистов: неважно, как ты снял, важно, как быстро передал снимок в редакцию, поэтому на спортивных мероприятиях часто можно наблюдать сразу нескольких фотографов от одного издания. Человек снимает буквально первые 5-10 минут, и не важно, удачные у него снимки или нет. Если кто-то через час сделал более ценную с точки зрения искусства фотографию, но опоздал в ее передаче, она уже никому не нужна.
Таких мастер-классов в лучшем городе еще не было, поэтому зал был полон (многие стояли, записывали выступление мастера на видеокамеры и диктофоны). Показ работ автор сопровождал историями: «Этого парня, который прошел войну и потерял ногу, я снимал на протяжении 30 лет, наблюдал, как его брат стал наркоманом, как сам он попал за убийство в тюрьму»; «Фотожурналистика — это умение работать с людьми»; «Выдержка здесь 1/60, диафрагма 5,6». Те, кто не попал на мастер-класс, могут посмотреть работы Вяткина
на сайте МДФ.
Реплика от редакции:
Кроме фестиваля в этом году пройдут конкурсы, персональные выставки, мастер-классы и другие мероприятия (полную программу можно посмотреть
на сайте воронежского отделения Союза фотохудожников). Все это нас радует, но вот формулировка «Год фотографии» вызывает вопросы:
Этот год в Воронеже объявлен не только Годом фотографии, но еще и Годом Алексея Кольцова (в октябре исполняется 200 лет со дня его рождения). Это не считая общероссийского Года молодежи. Не приведет ли мода на громкие имена к обесцениванию самого понятия — «Год чего-то/кого-то»? И зачем вообще понадобилось название «Год фотографии», когда у нас есть фестиваль «Знай наших!» — свой бренд с десятилетней историей, которым нужно гордиться и развивать его?
Юлия Репринцева, фото автора и Эдуарда Юзбашяна
Лучший Город - Воронеж
[Ответ]