Вот, вкратце о чем.... мне потом надоело писать.... потому не до конца о книге написал, но, думаю, что если кто дочитает хотя бы мою рецензию - то уже волшебный человек...
Итак, пишу рецензию на книгу, которая сама состоит из рецензий. В книгу вошли:
Cтатья/восхваление Ефиму Эткинду. Если кто не знает, - Ефим Эткинд – филолог, переводчик, работавший в советский период. Интерпретатор Пушкина. Ему принадлежит введение термина “психопоэтика” – аналог появившемуся на Западе чуть позднее постструктурализму. Интерпретировал тексты в соответствии c дотекстовой реальностью автора.
Исследование о проблеме субъекта у Кагана и Хабермаса.
Перепечатка опубликованных ранее двух посланий Борису Парамонову. Первое – написано в честь юбилея, второе – критическое. Камнем преткновения между Парамоновым и А. Эткиндом становится сексуальная репрессия и истоки гомосексуального влечения. Достается не только Парамонову, но и Розанову, и Фрейду. Если Парамонов видит в Революции Октября гомосексуальный подтекст, то Эткинд опасается политизировать гомофобию и психологизировать политику, от чего он и пытается отвадить и читателя.
Воспоминание/некролог о Галине Старовойтовой.
Рецензия на книгу Бейтсона ”Экология разума”.
Рецензия на двухтомник Исайи Берлина.
Знакомство читателя с Анной Рэнд – на мой взгляд, ужасной либералкой, как бы Эткинд ею не восхищался, называя ее ”радикалом от капитализма”.
В «Поэтике заглавий” Эткинд структурирует заглавия различных произведений, рассматривая их как отдельный метатекст , живущий по своим законам. К примеру, ”Золотой петушок” Пушкина – ”Серебряный голубь” Белого – ”Стальной соловей” Асеева; параллельно этому ряду идет Золотой век Пушкина – Серебряный век символистов – Стальной век пролетарской поэзии. Заводная птица (петушок, соловей - стальной) для православной культуры – символ зла, а голубями называли себя скопцы. То есть налицо антиправославная тенденция. Мы и догадывались, что не все так просто у наших писателей и поэтов…
Далее следует небольшая работа о гностицизме, точнее о его влиянии на известные работы Соловьева, Блока, Булгакова и др. А также сравнение сегодняшних писателей-”псевдогностиков” с носителями гностической традиции начала прошлого века.
За что я люблю А.Эткинда, так это за то, что он вскрывает и заново преподносит для исследования опыт сближения русского сектантства с русскими революционерами. Секс, секты и тексты. Вот три составляющие его фундаментальных исследований. В этой же книге Эткинд показывает, как видели русское сектантство приезжие, как этот захватывающий феномен отразился потом в текстах путешественников (Хаксли, Фюлоп- Миллер, Захер- Мазох); и как местные авторы преподносили сектантство (Горький, Бонч-Бруевич, Липандри, Мельников – Печерский, Пушкин, Белый).
Помнится, издательство НЛО выпустила книгу Лоры Энгельштейн ”Скопцы и царство небесное”, лично на меня произведшая хорошее впечатление. Но Эткинд не оставляет ей ни малейшего шанса. Энгельштейн он обвиняет в том, что она видит скопцов сквозь работы других авторов (Бонч-Бруевича, к примеру) и не задается теми вопросами, ”которые скопцы задали сами себе – община и кастрация, религия и тело, отношение высокой и низкой культур”. Наверное, имеет на то право…
В ”Девичьих грехах” Эткинд препарирует дневник Марии Башкирцевой и Елизаветы Дьяконовой. Кто это такие? Обычные дамы. Дневники которых вмещают изрядный промежуток их жизней. Так случилось, что они вдруг стали памятниками эпохи (начало прошлого века). Такое бывает… вот ведешь-ведешь дневник, а он не дай Бог, - возьмет и сохранится для потомков…
Далее следует интересная работа о тайном коде ”людей лунного света”. Вот читали вы, к примеру, Набокова. Читали и не подозревали, что все его ”лунные” упоминания в произведениях – это робкие намеки на гомосексуальные переживания героя. Начиная от ”я дико влюблен в его душу – и это также бесплодно, как влюбиться в луну” и заканчивая тем, что в фамилии Лужин, при желании тоже можно увидеть ”луну”. Если этот контекст держать в голове при прочтении Набокова, поверьте мне, - совсем все по- иному читается. Многое становится так понятно… так понятно!
О советском проекте ”Нового человека” отечественными авторами написано достаточно. Не всегда объективно, правда, но этого от них требовать сложно. Теперь на эту тему пишут американцы, японцы… Халфин, Хелбек, Байрау, Мацуи… Кто- то верит в силу Больших проектов, кто-то пытается понять советский опыт, понять террор, стремление к реализации Сверхчеловека. Вы кстати, знаете, что доктор Алексей Замков омолаживал большевиков, впрыскивая им в ягодицы мочу беременных женщин? Это ли не дерзость?!!! А гибридизация русских людей с шимпанзе? – опять же, во имя Проекта!
В разделе ”Вопросы и сомнения” – нас ждет эссе о музее снов Зигмунда Фрейда, причисление блоковских ”Скифов” к ”Майн Кампф” русского фашизма (кстати, перечитайте Блока, - а ведь – действительно…), рецензия на ”Другой Петербург” Ротикова К.К. – книга о гомосексе в Санкт- Петербурге, впечатления о посещении выставки, где в качестве выставляемых объектов было белье советской эпохи.
Воспоминания о выставке Малевича в Русском музее, где впервые были представлены новые датировки картин Малевича. Явление может быть для нас совершенно рядовое, но в научном мире, вызвавшее бурную дискуссию. Многие сравнивали эти открытия с научной революцией. Даже так.
Читающая публика на Западе очень интересуется литературой российской, и периодически там выходят огромные справочники, включающие в себя статьи о русских писателях – как известных, так и мало известных. По нему можно проанализировать своеобразный рейтинг ”на бирже русской литературы”, чем Эткинд и занялся помимо всего прочего. Кстати, в этом справочнике говорится, что Булгаков своим ”Мастером и Маргаритой” повлиял на написание Салманом Рушди ”Сатанинских стихов”. Вот.
Эткинд коснулся и ”еврейского вопроса”. Видно, в России это до сих пор актуально. Рассуждения о поэзии Холокоста, рецензия на многотомник, посвященный истории русско- еврейского сожительства и хвалебный отзыв на книгу Юрия Слезкина ”The Jewish Century”.
Книгу историка Андрея Зорина “Кормя двуглавого орла”, Эткинд взяв из Манхейма его определения ”утопии” и ”идеологии”, называет “историей государственной утопии”. Книга охватывает греческий проект Екатерины и священный союз Александра… кстати, последний и есть проект Единой Европы…
Существует ли предел интерпретации и комментария? – задается вопросом Эткинд, кивая на книгу Золотоносова М.Н. ”Слово и тело. Сексуальные аспекты, универсалии, интерпретации русского культурного текста 19-20 веков”. Золотоносова Эткинд упрекает в излишней любви к универсалиям, но отмечает страсть к деталям, которая позволила автору книги увидеть в детских стихах Чуковского ”бессознательный” антисемитизм, в пауке – ненавистного отца и Троцкого, в мухе-цокотухе – мать, а в комаре – масона, Михаила Архангела, Георгия Победоносца, праздник Купалы в Иванову ночь, ”восточный вопрос” у Достоевского… но, несмотря, на многие ошибки и просчеты Золотоносова, Эткинд высоко оценивает его работу за ”свежесть взгляда”.
вобщем надоело мне озябшими пальцами по клавиатуре щелкать - скажу что дальше там про операции на мужских половых железах и о формировании готических/вампирических моделях в р.с.ф.с.р. во время НЭПа.... вот... уффффффф....
[Ответ]