Появление на свет — важное событие в жизни каждого человека, некий рубеж, отделяющий один мир от другого. В постнатальный период происходит коренное изменение образа жизни ребенка, связанное с физическим отделением от материнского организма: это новый тип дыхания (включаются легкие ребенка), новый способ питания, новые температурные условия и т.п. Поэтому новорожденность с физиологической точки зрения — это переходный период, когда происходит приспособление к внеутробному образу жизни, становление собственных систем жизнеобеспечения организма.
Некоторые психологи придают особое значение явлению бондинга. Так называют форму раннего контакта с ребенком сразу после рождения. Утверждается, что в первые полтора часа после появления на свет существует критический (сензитивный) период, когда «запускается» врожденный механизм формирования привязанности у ребенка и по отношению к ребенку. Взаимное пристальное «разглядывание», телесный контакт, поглаживание, прикасание способствуют появлению у всех членов семьи особо теплого, интуитивного отношения к ребенку, которое отличается устойчивостью и в долговременном плане оказывает развивающий эффект.
Характерные особенности периода новорожденности: малое различение сна и бодрствования, преобладание торможения над возбуждением, спонтанная двигательная активность (нецеленаправленная, импульсивная, толчкообразная). Большую часть времени новорожденный погружен в себя и просыпается из-за дискомфорта, вызванного ощущением голода, жажды, холода и др. Л.С. Выготский характеризовал своеобразие психики новорожденного, отмечая такие моменты: «исключительное преобладание недифференцированных, нерасчлененных переживаний, представляющих как бы сплав влечения, аффекта и ощущения»; невыделенность себя и своих переживаний из восприятия объективных вещей, неразличение социальных и физических объектов.
У ребенка первых двух недель жизни единственным очевидным выражением эмоций является реакция неудовольствия, на дискомфорт или насильственное пробуждение. Сигналы неудовольствия, издаваемые ребенком, привлекают внимание ухаживающих взрослых, которые и помогают ребенку избавиться от неприятных ощущений. Положительные эмоциональные реакции в ранний период новорождённости отметить не удается, поскольку удовлетворение потребностей приводит к успокоению и засыпанию ребенка.'
Методы исследования психики новорожденных и младенцев, Многие исследователи подчеркивают исключительную сложность изучения психики детей младенческого возраста и недопустимость умозрительных рассуждений. В России начало объективного изучения психического и физиологического развития младенцев было положено в 1920-х гг. сотрудниками И.П. Павлова и В.М. Бехтерева Н.М. Щеловановым, И.Л. Фигуриным и др. Для этой цели были использованы систематическое наблюдение, экспериментальные методики анализа условных рефлексов и ориентировочной реакции.
В последние десятилетия в связи с расширением возможностей точной регистрации поведенческих проявлений наблюдается новый всплеск интереса к психологии младенцев. В настоящее время при исследовании процессов восприятия, памяти, внимания у детей первого года жизни используют регистрацию целого ряда объективных «индикаторов»: частоты сердечных сокращений, ритма дыхания и сосания, микродвижений глаз, поворотов головы, появления и угасания ориентировочной реакции.
Какими -же способностями обладает новорожденный? Прежде всего это определенный набор безусловных рефлексов, облегчающих приспособление к новым условиям жизни:
—- рефлексов, обеспечивающих работу основных систем организма (дыхания, кровообращения, пищеварения и др.), в частности сосательного рефлекса, пищевого и вестибулярного сосредоточения (затихание, торможение движений);
— защитных рефлексов (например, при прикосновении к векам ребенок,закрывает глаза, зажмуривается при ярком свете);
— ориентировочных рефлексов (поисковый рефлекс при легком надавливании на середину верхней губы, поворот головы к источнику света);
— атавистических рефлексов (например, хватательный рефлекс, или рефлекс Робинсона, — захват пальцев взрослого, вложенных в руку ребенка; рефлекс спонтанного ползания — положенный на живот ребенок поворачивает голову в сторону и ползает без помощи рук, а если к его подошвам подставить ладонь, то ребёнок рефлекторно отталкивается от нее и ползет активнее — рефлекс Бауэра; автоматическая походка — если, придерживая под мышки, ребенка поставить на опору и слегка наклонить, у него появятся шаговые движения, не сопровождающиеся движениями рук, и др.).
Наличие безусловных рефлексов свидетельствует о функциональной зрелости ЦНС новорожденного, однако на протяжении первого года жизни большинство из них угасает. При этом существует четкая связь между созреванием мозга и исчезновением большинства из этих простейших рефлексов. Причина в том, что многие из них контролируются подкорковыми стриктурами, в первую очередь средним мозгом, который развивается у плода с большим опережением. Простейшие рефлексы постепенно уступают место более сложным рефлекторным реакциям и условно-рефлекторным поведенческим комплексам, в обеспечении которых решающую роль играет кора головного мозга.
Здоровый новорожденный обладает разными видами чувствительности — тактильной, температурной, болевой, вкусовой (способностью различить сладкое от горького, кислого, соленого). Хотя чувствительность у новорожденного ниже, чем у более старших детей, однако она заметно возрастает в течение первых недель жизни. Зрительная и слуховая функции у новорожденных довольно примитивны, но быстро совершенствуются. Существуют данные в пользу наличия врожденной координации слуха и зрения. На второй неделе жизни появляется слуховое сосредоточение — плачущий ребенок умолкает при сильном звуковом раздражителе (например, звонок) и прислушивается. К концу первого месяца жизни, а у отдельных
детей и раньше, появляется возможность кратковременной фиксации взгляда на блестящем предмете.
Появились новые поразительные данные о возможностях новорожденных и младенцев первых недель и месяцев жизни, например о так называемой лицевой имитации новорожденных'(способности имитировать вытягивание губ, высовывание языка, открывание рта).
Сообщается, что значимым фактором научения для младенцев оказывается вовсе не характер подкрепления, а особенности самой программы, включенность в нее задач, требующих от ребенка определенного решения.
Например, экспериментально задавалась такая схема: поворотом головы налево младенец может включить свет. Большинство двух-трехмесячных детей вскоре обнаруживали эту взаимосвязь и включали свет неоднократно за короткий промежуток времени. Затем частота поворотов головы уменьшалась и сохранялась на низком уровне до смены программы. Когда ребенок случайно открывал изменение схемы (теперь включение света происходило при повороте головы направо), всякий раз наблюдался рост активности.
Пяти-шестинедельные младенцы научались так регулировать темп сосания пустышки, чтобы достигать наилучшей фокусировки изображения на экране телевизора.
Современные исследователи обнаруживают некоторые факты, свидетельствующие о врожденных предпосылках общения. Это способности избирательных контактов ребенка с человеком: предпочтение с первых минут жизни живых человеческих лиц, а не других сложноорганизованных зрительных изображений; способность выделять человеческий голос среди других звуков; выделение голоса матери из прочих голосов; достаточно сложные лингвистические задатки. Врожденные схемы взаимодействия поведенчески проявляются в направленности взгляда в момент расположенности к общению, в закрывании глаз и отворачиваний головы как сигналах свертывания общения.
Утверждается, что подлинные способности маленького ребенка к обучению часто оказываются непродемонстрированными в силу неподходящей организации экспериментальной ситуации —-важна физическая близость к матери, лучше всего контакт «кожа к коже ».
Биологическая беспомощность новорожденного и ее значение для развития. И тем не менее те способности, о которых мы говорили выше, рассматриваются как предпосылки будущего развития.
Новорожденный не имеет, ни одного готового акта поведения, ни одной сложившейся формы движений. Даже безусловный сосательный рефлекс нуждается в «доводке»: некотором обучении ребенка в первые дни жизни. Исследования показали, что такие двигательные акты, как хватание и ползание, не являются естественным продолжением врожденных рефлексов. Напротив, требуется угасание безусловных движений, чтобы могли быть сформированы новые произвольные двигательные акты.
Человеческий детеныш — самый беспомощный на Земле. Его биологическая беспомощность увеличивает количество степеней свободы в выборе Направления развития и обеспечивает гибкость адаптации.
Наиболее эволюционно близкий к человеческому детеныш обезьяны, физически отделившись от матери, обладает ценной для выживания способностью ухватиться за ее шерсть и удерживаться таким образом в первые два месяца после рождения. На начальном этапе развития решающее условие выживания новорожденного — это уход взрослого человека, удовлетворение им всех жизненных потребностей ребенка. Любое отношение к предмету осуществляется только через и посредством взрослого человека. Имея в виду именно это, говорят о новорожденном как о максимально социальном существе.
[Ответ]
Sweet Cherry 22:41 01.12.2007
Здравствуйте, уважаемый психолог.
Честно говоря, я не прочитала всё то, что вы тут написали. Я - ваша аудитория, имеющая маленького ребёночка, не имеющая много времени Чувствуется, что вы пишете что-то очень интересное, но времени прочитать нету...
Вы же психолог. Пишите, пожалуйста, покороче.
[Ответ]
psi1 12:05 12.12.2007
Сообщение от Sweet Cherry:
Здравствуйте, уважаемый психолог.
Честно говоря, я не прочитала всё то, что вы тут написали. Я - ваша аудитория, имеющая маленького ребёночка, не имеющая много времени Чувствуется, что вы пишете что-то очень интересное, но времени прочитать нету...
Вы же психолог. Пишите, пожалуйста, покороче.
Это я цитирую... В дискуссиях я пишу короче...
Я вас понимаю, но пять минут в день на теорию ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ найти можно. Когда будут у вас реальные "плоды" вы будете уделять на это дело времени больше. И ещё совет. Читать необходимо не для интереса, а для пользы. Прочитали полезное и сразу старайтесь использовать опыт.
Удачи вам.
[Ответ]
Sweet Cherry 11:13 17.12.2007
Не совсем поняла, что вы подразумеваете под плодом.
Если вы о ребёнке, то на него уходит не пять минут, и на чтение тоже даже не десять
Но вы правы, я скопировала, прочитала на досуге, действительно, короче нельзя.
Знать это всё, это одно. А вот применить, причём на бессознательном уровне... Думаю, вы помните свою жену, когда вашим детям было по 0-2 месяца. Ей было не до думания, не так ли? Так что читала на будущее. Вдруг ещё рожу.
Хотела у вас, как у специалиста, спросить. Не посоветуете ли что-нибудь приобрести или скачать по вопросам воспитания после года. До года у меня есть, а вот дальше - боюсь почуствовать себя беззащитной
Заранее спасибо.
[Ответ]
psi1 23:31 02.03.2008
Сообщение от Sweet Cherry:
Не совсем поняла, что вы подразумеваете под плодом.
Если вы о ребёнке, то на него уходит не пять минут, и на чтение тоже даже не десять
Но вы правы, я скопировала, прочитала на досуге, действительно, короче нельзя.
Знать это всё, это одно. А вот применить, причём на бессознательном уровне... Думаю, вы помните свою жену, когда вашим детям было по 0-2 месяца. Ей было не до думания, не так ли? Так что читала на будущее. Вдруг ещё рожу.
Хотела у вас, как у специалиста, спросить. Не посоветуете ли что-нибудь приобрести или скачать по вопросам воспитания после года. До года у меня есть, а вот дальше - боюсь почуствовать себя беззащитной
Заранее спасибо.
Сообщение от Sweet Cherry:
Не совсем поняла, что вы подразумеваете под плодом.
.
Плод это биологическое существо, которое беременная мама будет рожать.
А кем плод станет, когда ему обрежут пуповину?
[Ответ]
Глафира_Грушина 16:30 01.11.2008
Сообщение от psi1:
Плод это биологическое существо, которое беременная мама будет рожать.
А кем плод станет, когда ему обежут пуповину?
В корне не согласна с этим определением.С первых дней беременности для каждой мамочки-это её ребенок.
Сомневаюсь в вашей компитенции по данному вопросу.
[Ответ]
kompromiss 21:02 01.11.2008
Глафира_Грушина, это, медицинское определение. Пока ребёнок не родился - он плод. Затем новорождённый, младенец и тд..
[Ответ]
Глафира_Грушина 15:19 02.11.2008
kompromiss, тут дело не в медицинском определении,а в человеке,который собрался давать советы по новорожденным,относясь к ним как к мясу.Такой подход психолога,мягко говоря,настораживает.
[Ответ]
ChSister 15:56 30.06.2009
Господа психологи и просто разбирающиеся, дайте, пожалуйста, консультацию по теме.
Ребёнок с 3 недель подолгу бодрствует днём (по 2-5 часов). Когда 2 часа - ещё всё просто, а вот чем дитя занять, когда оно 4-5 часов гуляет - не представляю. Как развлечь?
[Ответ]
Fenista 16:21 30.06.2009
ChSister, ходи по дому\улице, рассказывай обо всём, что видишь. Давай пощупать разные по фактуре ласкуточки, опусти ручку в воду. Сейчас ребёнку нужно море ощущений. малышу интересно буквально ВСЁ! Тунцуй с ним на руках, делай ему легкий массажик во время проветривания(т.е. голенькому). Когда занята домашними делами комментируй всё, что делаешь.
[Ответ]
ChSister 22:40 30.06.2009
Fenista, спасибо за совет.
Сообщение от Fenista:
Когда занята домашними делами комментируй всё, что делаешь
когда она не спит заниматься можно только ей во всяком случае, пока так получается)
[Ответ]
Fenista 23:31 30.06.2009
ChSister, мне когда надо было погладить несколько вещичек быстро, я укладывала дочку на кровать, обкладывала подушками и пела ей песни и приплясывала ещё когда дочка требовала большего внимания.
да уж, малышки требуют очень много внимания. потерпи немножко и всё, что ты сейчас вложишь вернётся к тебе в тройном размере. Постепенно малыш начнёт сам себя развлекать, если ты научишь как. Удачи и терпения. [Ответ]
Юляша 12:00 01.07.2009
Fenista, с моим такое не прокатывает он требует чтоб сидели рядом сним при этом разговаривали глядя в глаза либо носить по квартире на руках рассказывая что да где, а уж про улицу я вообще молчу....
[Ответ]
Fenista 12:10 01.07.2009
Юляша, так как ме помогать некому было, а муж уходи в 8 утра и приходил в 10 вечера и плясала и пела и чё только не делала. И готовила обед, качая одной рукой каляску. Безвыходных ситуаций нет. Ребёнка сегда можно завлеч чем-то. Подвешивала к коляске разные игрушечка на уровне рук и глаз на тесёмочку.
[Ответ]
Юляша 12:56 01.07.2009
Fenista, я согласна что безвыходных ситуаций нет, я вот все делаю на одной руке держу дитя, а одной делаю муж аналогично в 7 уходит в 7 вечера приходит, единственное насчет еды мне мама приходит помогает, спасибо ей БОЛЬШОЕ
[Ответ]
Fenista 14:01 01.07.2009
Юляша, муж дома в 7 вечера - это мечта. хоть купать должен помогать и укладывать, а я и купаю и укладываю одна, а потом ещё уставшего голодного мужа уважить\накормить\спать положить надо. Тум много таких.
Я всегда думаю так " Если тебе плохо - найди того, кому ещё хуже и помоги!"
Мой зато денежки зарабатывает и я не думаю где взять денег на еду, а мамы-одиночки??? вот кому тяжело! Там и заработать ещё приходится. А с больными детками?
Короче главное не ситуация, а собственное отношение к ней. Со вторым малышом буду в сто раз проще на всё смотреть. ...надеюсь........
[Ответ]
ChSister 17:27 01.07.2009
Fenista, спасибо и респект))
мне мама помогает, приезжает или мы к родителям ездим, если б не они, я с осложнениями своими вообще не знаю, что бы делала)
[Ответ]
nastenka21 23:01 30.11.2009
psi1, Здраствуйте. Такой вопрос, малышу 2,5 месяца, и уже полторы недели ребенок ложиться в час ночи, и крайне мало спит днем. До обеда все как положено,по графику скажем так, а потом все. Может не спать с 18.00 до 1.00. Очень активно себя ведет, машет руками, ногами. Уже прям незнаем что делать. Терапевт посмотрела сказала все вроде в порядке.
[Ответ]
Глафира_Грушина 23:01 30.11.2009
nastenka21, я думаю,что ответа вы не дождетесь..автора очень давно не было.
[Ответ]
wizard18 23:53 30.11.2009
nastenka21, может невропатологу показать ребенка?
Мы у Рыжкова наблюдаемся, он про режим дня и сон спрашивает.
[Ответ]
Аква 19:05 01.12.2009
Сообщение от nastenka21: psi1, Здраствуйте. Такой вопрос, малышу 2,5 месяца, и уже полторы недели ребенок ложиться в час ночи, и крайне мало спит днем. До обеда все как положено,по графику скажем так, а потом все. Может не спать с 18.00 до 1.00. Очень активно себя ведет, машет руками, ногами. Уже прям незнаем что делать. Терапевт посмотрела сказала все вроде в порядке.
Сейчас среди малышей распространен гипертонус. У нас примерно такое было. обязательно сходите к невропатологу. Сделайте узи головы, там проверят внутричерепное давление. Нам помогли расслабляющие массажи.
[Ответ]
nastenka21 22:23 01.12.2009
Сообщение от wizard18: nastenka21, может невропатологу показать ребенка?
Мы у Рыжкова наблюдаемся, он про режим дня и сон спрашивает.
это в какой поликлинике? Мы в 11. нам не терапевт , не невролог ничего толком не сказали. посоветовали сдать кал на анализ , мол это живот.Хотя малыш не плачет, а очень активно бодрствует
[Ответ]
nastenka21 22:24 01.12.2009
Сообщение от Аква:
Сейчас среди малышей распространен гипертонус. У нас примерно такое было. обязательно сходите к невропатологу. Сделайте узи головы, там проверят внутричерепное давление. Нам помогли расслабляющие массажи.
nastenka21, Рыжков Борис Николаевич, на Ломоносова принимает или в "Здоровом ребенке" запись к нему предварительная. Кстати, при этой клинике открылся "центр сна". Вот ссылка на сайт ихний. http://zr-vrn.ru/
Центр сна. Контакты: Воронеж, ул. Минская 2а. тел/факс 8(4732) 27−94−84, диспетчер 58−51−51.
В отделении медицины сна ЦЕНТРА Здоровый ребенок поможем при:
Нарушениях сна у грудных детей
Судорожных состояниях
Бессоннице
Синдроме беспокойных ног
Лекарственной зависимости от снотворных
Гиперсомнии (избыточной дневной сонливости)
Снохождения и сноговорения
[Ответ]