«Утро Петербурга»: Первый наш «Оскар»
5 марта в Лос-Анджелесе состоится церемония вручения премии Американской киноакадемии — самой почетной награды в мире кино, известной больше как «Оскар». Но давайте вспомним не о номинантах, а о самом первом нашем фильме, удостоенном этой премии.
Мало кто знает, но «Оскар» изначально учреждался лишь для англоязычного кино. Только в 1956 году была оформлена номинация, раскрывшая двери «остальному миру»: приз за лучший неанглоязычный фильм. Причем премией награждается не режиссер, не фильм, а страна. С тех пор СССР — Россия завоевывали «Оскар» неоднократно: «Война и мир», «Дерсу Узала», «Москва слезам не верит», «Утомленные солнцем»...
Но самое удивительное, что самым первым «Оскаром» наш фильм был отмечен еще в 1943 году! Тогда в номинации лучший «Лучший документальный фильм» лауреатом стала лента «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой», созданная фронтовыми операторами Леонидом Варламовым и Ильей Копалиным. Как такое могло случиться?
В озвученном 4 марта 1943 года, на 15-й церемонии, решении Киноакадемии значилось: премия присуждена картине «Москва наносит ответный удар»/ Moscow Strikes Back (СССР-США, реж. Альберт Мальц и Эллиот Пол).
Какая еще «Москва наносит ответный удар?». Какие еще Мальц и Пол? И что это за копродукция такая: СССР-США?
Документальная «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой» с большим успехом была показана в странах антигитлеровской коалиции, и ее выдвинули на соискание «Оскара». Киноакадемия присудила нашей ленте свою высшую премию единогласно! Однако американцы сочли возможным допустить вольности по отношению к зарубежному фильму. В США наша картина подверглась перемонтажу, была переименована, озвучена на английском. Более того, союзники добавили «вставные» эпизоды своей кинохроники, чтобы в кадре на их фоне работали американские комментаторы. И только после этого советская картина вышла на экраны США.
Сегодня Академия объясняет такой давний поступок тем, что в дни войны альтернативы представить в самом выгодном свете советскую картину в Америке не было.
Перенесемся из солнечной Калифорнии в Россию ноября-декабря 1941 года, когда враг подступил к Москве и Гитлер уже даже отдал приказ чеканить медали в честь своей победы. Однако Красная Армия не просто оборонялась, а готовила сокрушительное наступление. И этот факт должны были запечатлеть кинодокументалисты.
Из воспоминаний Ильи Копалина: «Мы понимали, что фильм должен быть создан в кратчайший срок, что народ хочет как можно быстрее увидеть на экране первую победу своей армии. Поэтому мы монтировали и днем и ночью, не уходя в убежище даже при воздушных тревогах».
23 февраля 1942 года, в день Красной Армии фильм вышел на экраны страны. Успех был огромен. Посмотревшие его рабочие брали на себя новые трудовые обязательства, раненые в госпиталях просили поскорее отправить их на фронт, солдаты на передовой клялись еще мужественнее сражаться в бою.
А началось все с того, что группе кинооператоров было поручено снимать военный парад на Красной площади 7 ноября 1941 года. За два дня до этого поступил еще один приказ — заснять 6 ноября на станции метро «Маяковская» торжественное собрание, посвященное 24-й годовщине Октябрьской революции, где выступит товарищ Сталин. Эта съемка прошла успешно, и тут же началась подготовка к новой. Обычно парады начинались в 10 часов, а съемочная аппаратура доставлялась к восьми. Но когда операторы появились на Красной площади, оказалось, войска уже построены, а с трибуны мавзолея Сталин уже произносит свою речь.
Киношники, действуя на свой страх и риск, приняли решение начать съемку. Однако речь вождя полностью записать не удалось. Что же теперь будет? Расстрел?
На свидание с грозным начальником охраны Сталина генерал-лейтенантом Власиком пришли режиссер Варламов, операторы Беляков и Трояновский. Власик сказал, что товарищ Сталин придает большое значение своему выступлению на Красной площади и посему предлагает снять все заново. Но где? Не выведешь же Сталина снова на мавзолей...
В Большом Кремлевском дворце построили из фанеры часть трибуны мавзолея, покрасили под мрамор и поставили микрофоны. Для достижения полной достоверности, открыли все окна, чтобы изо рта выступающего выходил пар, как на улице. В 12.00 вошел Сталин, с ходу уверивший собравшихся, что он готов повторять свою речь сколько понадобится.
В итоге парад и досъемка Сталина были вмонтированы в фильм.
Рассказывает историк кино Евгений Аб: «У меня в руках газета «Ленинградская правда» за воскресенье, 4 января 1942 года. На последней странице объявление: «Сегодня и завтра в кино». В «Художественном» показывают две документальные картины (обе идут около часа). Одна из них — «Парад наших войск в Москве на Красной площади 7 ноября 1941 года». Другая — «Торжественное заседание Московского Совета депутатов трудящихся, посвященное празднованию XXIV годовщины Великой Октябрьской социалистической революции».
Как видим, «конфуз кинооператоров» породил уникальную ситуацию. Получается, в Ленинград все-таки попали «бракованные» копии «Разгрома...». Но главное, впрочем, не в этом, а в том, что 4 января 1942 года, в едва ли не самое страшное для Ленинграда время, кинотеатр «Художественный» показывал жителям блокадного города важнейшие события в жизни страны. А на других сеансах там же шла «Большая жизнь» с Петром Алейниковым и Борисом Андреевым.
«Оскары» в категории «неанглоязычный фильм»:
1. Италия — 13 наград
2. Франция — 12 наград
3. СССР и Россия — 4 награды
4. Испания — 4 награды
5. Япония — 3 награды
6. ЧССР и Чехия — 3 награды
7. Швеция — 3 награды
8. Нидерланды — 3 награды
9. ФРГ — 2 награды
10. Швейцария — 2 награды
11. Дания — 2 награды
Фильмы еще семи стран получили только один «Оскар».
--------------------------------------------------------------------------------
© 2000-2006 ИА «Росбалт»
При цитировании ссылка на ИА «Росбалт» обязательна.
Сухарь, не виноватая я, он сам просил.
[Ответ]