ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
ПО ЖАНУ ПИАЖЕ
Ж. Пиаже открыл ряд особенностей детских представлений о мире:
неразделенность до определенного возраста мира и собственного Я (своих
действий, мыслей), анимизм (одушевление мира), артификализм (понимание мира
как созданного руками человека) и др., в основе которых лежит определенная
умственная позиция ребенка, названная Пиаже эгоцентризмом.
Эгоцентризм определяет, согласно Ж. Пиаже, и особенности детской
логики, для которой свойственны:
- синкретизм (от греч. syn ≈ с, вместе и лат. cresco ≈ расту,
увеличиваюсь) ≈ это особенность мышления и восприятия ребенка раннего
и дошкольного возрастов. Проявляется в тенденции связывать между собой
разнородные явления без достаточного внутреннего основания. Пиаже
считал синкретизм основной характеристикой детского мышления,
объясняющей неспособность ребенка к логическому рассуждению из-за
тенденции заменять синтез соположением.
- нечувствительность к противоречиям;
- переход от частного к частному без обращения к общему;
- непонимание относительности некоторых понятий;
Кроме того, эгоцентризм проявляется в эгоцентрической речи. Пиаже
считает, что детская речь эгоцентрична, поскольку ребенок говорит лишь "со
своей точки зрения" и не пытается стать на точку зрения собеседника.
Ребенок думает, что другие его понимают (так же как и он себя), и не
испытывает желания воздействовать на собеседника и действительно сообщить
ему что-либо. Для него важен лишь интерес со стороны собеседника.
По Пиаже, ребенок не осознает различия собственной и чужой точек
зрения. Однако важно отметить, что эгоцентрическая речь не охватывает всю
спонтанную речь ребенка. Коэффициент эгоцентрической речи (эгоцентрическая
речь/вся спонтанная речь) изменчив и зависит от активности самого ребенка и
от типа социальных отношений, установившихся между ребенком и взрослым и
между детьми-ровесниками.
С возрастом коэффициент эгоцентрической речи уменьшается:
1. В 3 года он достигает наибольшей величины (75% от всей спонтанной
речи);
2. От 3 до 6 лет ≈ постепенно убывает;
3. После 7 лет практически исчезает совсем;
В среде, где господствует авторитет взрослого и отношения принуждения,
процент эгоцентрической речи довольно высокий. В среде ровесников, где
возможны дискуссии и споры, ее процент снижается.
Эгоцентрическая речь, по мнению Ж. Пиаже, характеризуется тем, что
субъект недостаточно осознает значение своей позиции и личных возможностей
в картине внешнего мира и проецирует в этом мире свои субъективные
представления.
В последствии эгоцентризм преодолевается благодаря процессу
социализации.
Пиаже создал концепцию стадиального развития интеллекта, выделив
следующие периоды:
- период сенсомоторного интеллекта (до 2 лет);
- период "конкретных" операций (до 12 лет), куда в качестве подпериода
включена стадия дооператорного интеллекта (до 6 - 7 лет);
- период формирования "формальных" операций (примерно до 15 лет).
Пиаже рассматривал психическое развитие ребенка как спонтанный процесс,
обусловленный в большей степени генетически, нежели воспитанием и
обучением.
Различные теоретики постфрейдистского направления, пересматривая
психоаналитическую теорию, придавали особое значение эго и его функциям.
Эрик Эриксон, один из наиболее выдающихся эго-психологов, сделал упор на
динамику развития личности на протяжении жизненного цикла. Он рассматривал
личность как объект влияния социальных и исторических сил.
Согласно его эпигенетической концепции развития человека, каждая стадия
жизненного цикла наступает в оптимальное время. Последовательное
развертывание жизненных стадий есть результат взаимодействия биологического
созревания индивидуума с расширяющимся пространством его социальных связей.
Жан Пиаже придерживался скорее генетического подхода к вопросу развития
психики и рассматривал развитие ребенка вне культурно-исторического
контекста. Он считал его скорее спонтанным процессом, практически не
зависящим от обучения.
Пиаже ввел понятие эгоцентризма и эгоцентрической речи, что позволило
провести грань между понятиями инфантилизм и зрелость личности. По мнению
Пиаже, по мере взросления процент эгоцентрической речи уменьшается до
практически полного ее исчезновения. И таким образом, включенный в социум
взрослый индивид имеет возможность продуктивно общаться ≈ получать и
реагировать на обратную связь.
[Ответ]