Сообщение от Aquit Arenada:
А вот картины, посвященные России - потрясли тогда в детстве:
Сообщение от Aquit Arenada:
Надо просто повспоминать любимых художников..(вот сразу Серова, Коровина и Поленова вспомнила..)
Сообщение от Impression:
попыталась выложить статью о нём из журнала, не получилось (( наверно, объем большой...
Сообщение от :
Творчество выдающегося чешского художника Альфонса Мухи - одно из интереснейших явлений в изобразительном искусстве рубежа XIX - XX столетий. Он попробовал себя во многих областях — был живописцем, монументалистом, театральным художником, иллюстратором и скульптором, ювелиром и плакатистом, и вошел в историю как один из создателей стиля Ар нуво (буквально — «новое искусство»), иногда справедливо упоминаемого как «стиль Мухи». Царивший два последних десятилетия XIX века в Европе и Америке он был «изобретен» под влиянием индустриального прогресса и эстетики символистов. Получивший в каждой стране свое название - Либерти, Сецессион, Яцессия, Модерн, - этот стиль имел единые характерные черты для любой национальной школы, внешне выражавшиеся в культе линии и орнаментов, выборе растительных, флореальных, мотивов, акценте на экзотических культурах и переосмыслении своих национальных традиций. Альфонс Муха (Мюша - на французский лад) был его ярким представителем и, как выразитель эстети¬ческих вкусов эпохи, стал его хроникером.
Родился Альфонс Мария Муха 24 июля 1860 года в моравском городке Иванчице. Не закончив обучение в католической гимназии в Брно, в пятнадцатилетнем возрасте был устроен отцом в Иванчицкий суд писарем. Еще в детстве Муха серьезно увлекся каллиграфией и, в совершенстве овладев этим искусством, не только облегчил свою судьбу, но и во многом определил черты своего будущего стиля. Каллиграфия стала для юноши отличной школой, познакомившей с решениями композиционных задач пространства листа, различными образцами старых шрифтов и орнаментов. В занятиях рукописными упражнениями, с декоративными росчерками и завитками заглавных литер, он отшлифовал свою удивительную линию, живую и выразительную.
В Париж Муха приехал в двадцативосьмилетнем возрасте уже сложившимся художником: хорошая академическая школа, полученная в академиях искусств Вены и Мюнхена, небольшой опыт работы иллюстратором, занятия фресковой живописью, несколько лет в качестве театрального декоратора и портретиста.
В первые годы пребывания во Франции Муха исполнял заказы по оформлению журналов, книг, образцов прикладной графики — меню, пригласительных билетов и визитных карточек. Получая работу непосредственно от издательств, художник сотрудничал с несколькими типографиями и литографскими мастерскими и, будучи человеком основательным, самостоятельно освоил приемы и технологию гравюры на камне. Свое первое предложение сделать плакат Альфонс Муха получил в парижской мастерской Лемерсье, где в это время по счастливой случайности работал с печатниками над оттисками своего приятеля. Появление на улицах Парижа театральной афиши к постановке спектакля «Жисмонда» с Сарой Бернар сделало знаменитым неизвестного чешского художника в один день, ошеломив парижскую публику и заставив говорить и писать о нем все столичные издания.
В жанровых картинах Альфонса Мухи сказывалось «академическое» воспитание — он был обречен на фатальную натуралистичность живописи. Мастеровитый художник слишком благоговейно относился к «школе», используя ее приемы. В «Жисмонде» проявилось иное ощущение формы — обобщенней, ярче, убедительней. Плакат, с его особыми требованиями к изобразительному строю, истребил все недостатки сложносоставных композиций Мухи, лишив их фабульности и дотошной детализации. Особого внимания потребовал контур; решенный гибкой и упругой линией, он создал легко читаемый и чарующе текучий силуэт. В этом пригодились сноровка каллиграфа и рисовальщика и усердные штудии, отточившие верность движения руки. Проявилась способность творца, готового преобразовывать, декоративно трактовать натуру. Афиша была признана шедевром в своем виде искусства, но внимание прессы к художнику в большой степени было связано с интересом к личности выдающейся французской актрисы Сары Бернар. Ее влияние на мировоззрение и формирование нового стиля Мухи трудно переоценить. Готовности художника поклоняться культу Дамы, девы-ангела, феи, демонической женщины, принцессы Грезы был найден идеальный объект: в одном лике воплощались все образы, отвечающие умонастроениям и моде тех лет.
Прима французской сцены дерзко дразнила обывателей экстравагантными выходками, моралистов - своими увлечениями, провоцируя слухи и сплетни. Укрощала самых злобных критиков и умела расположить к себе врагов. Используя целый арсенал женских хитростей и профессиональных уловок и не будучи красавицей, слыла самой обворожительной женщиной Франции. Ее дивный, глубокий голос, дикцию, выразительные позы и отшлифованные жесты К.С.Станиславский находил примером сценического совершенства. Любовь и дружба Гюстава Доре, Александра Дюма, Виктора Гюго, поклонение поэтов-символистов — лучшая рекомендация неординарной женщине и выдающейся актрисе. Французы шутили, что в Париже есть две главные достопримечательности: Эйфелева башня и Сара Бернар. Она была так непохожа на всех, и уникальность ее была так своевременна, что получила заслуженное право стать идеалом своей эпохи.
Молодой славянин подкупил актрису не лестью, а искренним почтением перед ее талантом: композиция «Жисмонды» решена как героический монумент, достойный королевы. Вертикаль фигуры Бернар усилена вытянутыми пропорциями листа, а ракурс подчеркивает положение зрителя, словно находящегося у подножия ее пьедестала. Верно взятый тон первого плаката решил дело, в 1895 году актриса заключила договор с художником на выполнение афиш и программ к ее спектаклям. Это пятилетие, период их сотрудничества, по праву можно назвать самым блистательным в творчестве Альфонса Мухи. Он занимается сценографией, проектирует театральные костюмы и ювелирные украшения Сары Бернар. Одновременно с этим плодотворно работает в других видах искусства — дизайне мебели, костюмов, интерьеров. Замечательный по красоте магазин парижского ювелира Жоржа Фуке с его фасадом и внутренним убранством сохранился памятником стиля Ар нуво, где все — от мелкой фурнитуры до скульптур, витражей камина и мебели, спроектировано чешским мастером в 1901 году.
Но мировую известность и признание Альфонсу Мухе принесли плакаты, заслуга художника в развитии этого искусства велика. Он изменил до неузнаваемости характер «развлекательных листов» с карикатурным рисунком, раскрашенным яркими локальными цветами, придав классическую весомость «легкому жанру». Муха мастерски стилизовал все элементы в единой гармонии, где каждая деталь в согласии с остальными, начиная с необычно вытянутого длинного формата листа и заканчивая авторской монограммой. В его виртуозных композициях нет прямых углов и строгих геометрических форм, в них присутствует только сознательная кривизна, волнообразная подвижность и гибкость, текучесть линий, столь характерные для нового стиля. Его знаменитые арабески, выразительные складки драпировок и прихотливые извивы локонов складываются в эффектные, каллиграфически точные и безупречные композиции. Муха первым ввел в плакат сложные, блеклые цвета, золото и серебро, используя новые возможности, предоставленные развитием литографии.
Еще одна черта плакатов Альфонса Мухи – это редкая согласованность текста с изображением. Попытки уйти от безличного техницизма наборного шрифта случались и задолго до него. В экспериментах французских плакатистов и иллюстраторов начала XIX века уже были попытки возвращения к традиции ручного письма. Обращались к рукописной трактовке шрифта и его знаменитые современники — Боннар, Валлотон, Лобель, Грассе. Но в лучшем случае они заполняли разрывы изображения, пустоты в фоне текстовой графикой, остающейся отчужденной этому изображению и композиционно и стилистически.
Сообщение от :
Заслуга Мухи в том, что он ввел надпись в композиционную структуру листа, наделил ее образностью и общей стилевой завершенностью. Здесь проявилась столь очевидная изначально композиторская чуткость художника, обладающего врожденным чувством линии и формы, владеющего острым ощущением границ изобразительной плоскости. Эти качества и позволяли ему собирать в единый организм гармоничные композиции, сопрягая между собой все ее составные элементы - орнаментальные, изобразительные и шрифтовые. Четко вычерченное поле текста принимает геометрические формы, повторяет арочные изгибы и статичность оснований архитектурных строений, вплетается в локоны женских волос, вписывается в причудливые виньетки.
Орнамент в произведениях Мухи достоин отдельного исследования, трудно вспомнить равного ему виртуоза в декоративном переосмыслении флоры и фауны, знатока исторического и народного орнамента, изобретателя собственных символических мотивов.
Вырабатывая свои стилевые приемы, он безошибочно следовал конъюнктуре: умеренный символизм, буржуазная роскошь Ар нуво, легкий налет мистицизма, чувственность в рамках приличия и обнаженность модели в границах дозволенного. Ему удалось соблюсти приятную меру возбуждающей новизны изобразительного языка и сохранить лестную для зрителя доступность восприятия. Преодолев ортодоксальность академизма, он сохранил верность ему. Сухой натурализм преобразован им в ирреальность, воплощая призыв Поля Верлена: «Почти бесплотность предпочти всему, что слишком плоть и тело».
Главной темой его творчества была женщина, в акварелях, эстампах, декоративных панно он создал галерею образов - Девы, Дамы, Принцессы, Чаровницы. Появилось понятие «La Femme Muchas»: прелестные нимфы, видения «из мира снов и грез», радующие взор нежностью и грацией, со струящимися локонами распущенных волос, являлись образцом идеальной красоты для целого поколения, объектом мужского поклонения и примером для подражания современниц.
Развитие литографической печати, сменившей дорогие трудоемкие технологии, и возникновение в Париже большого количества высокопрофессиональных мастерских, работавших в технике хромолитографий и фототипий, позволили насытить рынок дешевой художественной продукцией. Это стимулировало интерес публики к современному искусству, привлекало художников широкими возможностями, быстротой и высоким качеством исполнения. В 1896 году Муха заключает контракт с мастерской Фернана Шампенуа на литографирование своих творческих работ. Декоративные панно «Времена года» были для Мухи первым проектом серийных листов для украшения интерьера. Затем последует менее удачное повторение темы смены сезонов в вариантах иного формата - циклы «Виды искусства», «Цветы», «Драгоценные камни», «Звезды», «Французские провинции».
Популярность творчества Мухи была невероятно высока. Рисунки и акварели художника, переведенные в технику литографии, расходились тысячами экземпляров — плакаты, декоративные панно, художественные открытки. На афишных тумбах, на улице, в кабинетах признанных эстетов, в дамских будуарах и салонах простых обывателей — повсюду можно было встретить его литографии. Это была роскошь, своей дешевизной доступная всем сословиям обшества, это была гармония, безупречность которой признавала радикальная художественная богема и консервативная в своем большинстве публика. Объявленные бесплатным приложением к журналам эстампы и календари Альфонса Мухи поднимали тираж изданий. Количество заказов художнику росло с невероятной быстротой, а популярность его творчества была такова, что почти сразу же заговорили о «феномене Мухи».
Тяготясь положением модного художника, вынужденного выполнять однообразные заказные работы, он придет к мысли о подготовке своеобразного пособия для дизайнеров. В автобиографических заметках Муха писал: «Многократно я откликался на просьбы спроектировать различные предметы в различных материалах — дереве, золоте, керамике. Это был непосильный поток заказов, и я решил опубликовать специальный труд, содержащий декоративные элементы и вещи, в которых эти элементы можно использовать. Конечно, я совершенно неверно воображал, что наконец заживу в спокойствии. Отнюдь, я стал получать еще больше просьб от желающих ювелирных украшений или еще чего-нибудь невероятного». В два года Альфонс Муха создает сборник таблиц с образцами орнамента и затейливых арабесок, эскизами отдельных деталей предметов и целых комплектов мебели, посуды, ювелирных украшений в стиле Ар нуво. Гибкие стебли растений, изящные цветы и листья послужили щедрым материалом для его творческих фантазий.
После отъезда в США в 1904 году, куда он был приглашен для преподавания в художественных институтах Бостона и Чикаго, и возвращения Альфонса Мухи на родину, в Прагу, был осуществлен проект создания цикла живописных полотен из «Славянской эпопеи». Задуманный художником еще десятилетие назад, он состоял из двадцати огромных жанровых картин, посвященных истории славянского народа. Для изучения истории, костюмов и быта Муха объездил все славянские государства, посетив Москву в 1914 году. Композиция «Отмена крепостного права на Руси» была создана по многочисленным зарисовкам и фотографиям художника, сделанных на Красной площади. Работа над многофигурными и масштабными полотнами, пафосными и театральными, длилась более восемнадцати лет. Умер Альфонс Муха в 1939 году, в дни оккупации Праги немецкими войсками. Подаренные родине все произведения цикла «Славянская эпопея» находятся в Моравско-Крумловском замке в Праге, самая большая коллекция работ знаменитого чеха принадлежит наследникам художника и демонстрируется в постоянной экспозиции Музея Альфонса Мухи в Праге.
Творчество последних лет мастера не может сравниться с триумфальностью его плакатов парижского периода. Модерн, исчерпав себя, уступил место новым направлениям в искусстве — Ар деко и функционализм были непримиримы к своему предшественнику. Осужденный за «буржуазность» и вульгарность стиль «прекрасной эпохи» и творчество одного из главных его идеологов были надолго забыты. Только с возрождением интереса к модерну вспомнили о прикладном искусстве и графике чешского художника. С приобретением новых поклонников в конце XX века, он разошелся чудовищными тиражами на календарях, конвертах, игральных картах и суперобложках женских романов. Такая популярность Мухи сыграла негативную роль в оценке его творчества у многих эстетов и специалистов, несправедливо ассоциирующих художника с мещанским вкусом обывателя.