В этой теме буду делиться материалами по постройке модели малого речного буксира. Проект сборный и полуфантазийный. Реального копийного прототипа он не имеет.
За основу при строительстве была взята просто картинка из интернета с хорошо различимой разверткой деталей набора корпуса.
Набор был расчерчен вручную, пересчитан под нужный мне размер. Палубные надстройки изначально также планировалось делать в духе оригинальной модели. Но обо всем по порядку.
На этой фотке модель так называемого "Dozer boat" - маленького буксира кантовщика, которые работают в основном на кантовке сплавного леса на реках на севере США и в Канаде. Фото настоящих таких буксирчиков также прилагаю.
Но в процессе постройки было принято решение делать другую палубную надстройку и вообще другой масштаб.
Изображения
После создания чертежей набора корпуса, детали были переведены на рекламный пластик(стирен), вырезаны, и началась сборка. Детали обшивки корпуса, борта и дно изготавливались приблизительно и подгонялись точно в размеры уже после склейки с каркасом.
Изображения
Первое и самое главное, конечно, дейдвуд.
Дейдвуд тут полностью самодельный. В основе алюминиевая труба 10мм, приводной вал из стальной проволоки 3,7мм На концах вала бронзовые втулки. В качестве сальников будут использоваться силиконовые уплотнительные кольца.
Моторама и ее крепления смоделированы и распечатаны на 3д принтере из АБС пластика. Мотор использован коллекторный 540 класса на 55 витков.
Также смоделирован и изготовлен на 3д принтере гребной винт.
Изображения
Килевая балка, перо руля, распорка крепления дейдвуда были смоделированы и изготовлены на 3д принтере.
Гельмпортовая труба, не заморачиваясь, сделана из той же трубы что и дейдвуд, т.к. очень удачные силиконовые резинки для уплотнения, которые так классно подошли к дейдвуду захотелось использовать и на уплотнении гельмпорта. Балер также сделан из того-же материала что и гербной вал. Таким образом получилось унифицировать детали. Единственное, что в дейдвуд я залил жидкую трансмиссионку, после экспериментов с циатимом. Циатим оказался слишком вязкий, мотору было тяжеловато крутить, и дейдвуд заметно грелся если тапку в пол. А вот гельмпортовую трубу вполне нормально было заполницть циатимом, т.к. там такого вязкого трения не будет.
Посадку винта выполнил на стопорную втулку из латуни с лысками под винт. Втулка зажимается гужонами на лысках на гребном валу. А сам винт фиксируется гайкой.
Одно недоглядел. Направление вращение винта получилось на отворот резьбы поджимной гайки. Если будет самооткручиваться, придется вместо гайки также применять стопорную втулку. Пока же рабочий вариант остается с гайкой.
Изображения
Далее на свое будущее место примеряю комбинированный узел помпы-имитации звука. Это устройство по задумке будет осуществлять прокачку забортной воды через радиатор охлаждения двигателя в постоянном режиме, и будет замикшировано с оборотами двигателя. А также специальный барабанчик будет имитировать звук дизеля буксира. Видео Изображения
Олег Аксёнов, Спасибо) Успехи всегда в копилку!
[Ответ]
FastMozG 20:58 04.08.2021
Поставил штуцеры:
Впускной, выпускной штуцер сдвоенный, куда будет выход водички из охлаждающего контура и дыма, штуцер отдельный маленький в борт для отдельной автоматической помпы для откачки воды из трюма в случае протечки. Эта маленькая помпа будет включаться сама при попадании воды на контакты транзисторного ключа.
На видео дымок идет прям сильно толчками, т.к. в системе пока нет воды. когда в системе будет вода, по задумке дым будет идти более равномерно, но все равно будет пульсировать, в такт звуку дизеля. совместный тест дым-машинки и помпы Работа автоматической помпы Изображения
После примерки всех деталек, и изготовления всех задуманных креплений, делаю первую грунтовку. Теперь можно будет провести первый мокрый тест, и оценить водоизмещение.
Компоновка агрегатов получилась довольно плотненькая. Дым-машинка сделана легко-съемной и крепится на клипсу на горбик радиатора двигателя. Это сделано чтобы ее можно было отсоединять при установке аккумуляторов.
Долго думал как сделдать эффективный отвод тепла с мотора, корпус то у коллекторника дырявый. Но на выручку как всегда пришел алюминиевый скотч.
Аккуратно обтянул банку мотора скотчем а бочонок водяной рубашки просто установил на силиконовый герметик. Теперь мотор будет буквально омываться холодной водичкой. На удивление с первого раза все прямо герметично получилось.
Изображения
А вот с чего, как ни странно, началась идея постройки буксира.
Совершенно случайно натолкнулся в ю-тьюбе на видео об устройстве настоящего клаксона. Такого тру-аналогового. Не такие как сейчас, а олдскульные у которых внутри стоял мотор.
Захотелось повторить такое устройство в модельном формате. А потом появилась мысль, что такой сигнал чертвоски хорошо вписался бы на модель корабля. Звучит оно уж очень как-то тревожно. Изображения
Долго выбирал варианты,,какую делать палубную надстройку.
Из всей кучи пересмотренных фоток буксиров выбрал вот этого малыша-трудягу.
Буду опираться на его компоновку. конечно это не копия будет, а "модель по мотивам". Например, у моего буксира выхлопная труба не будет торчать вверх.
Выровнял борт и переборки, сделал палубу, крышку и приступил к созданию надстройки.
Очень хотелось сделать, чтобы крышка была поменьше, но из-за компоновки внутренних узлов пришлось отказаться от этой идеи и делать крышку почти во всю длину палубы. Но ничего, труба-фальшборт на корме позволит обыграть эту тему так, чтобы выглядело достойно.
Изображения
Поручни сделал. Очень сильно они влияют на внешний вид. Как только примерил, сразу восприятие приблизилось к окончательному виду.
Внутренним деталям рубки тоже время уделил. Рубку делаю, опираясь на такую фотку. Забавно, я долго ломал голову, что за черные штуковины на стеклах сверху, пока не увидел, что это приводы пантографических стеклоочистителей. Как-то казалось что они должны быть спрятаны над стеклом в корпусе. Оказывается в стеклах отверстия и моторы приводов стоят вот так на стекле.
Также поискал инфу про приборы в рубке, чтобы разобраться что-есть-что. Было интересно.
Изображения
Загрунтовал крышку и рубку. Снаружи рубку покарсил в белый, а пока краска сохнет(основаня часть красок у меня сохнет 30-60мин, но эта белая сохнет 6 часов),потихоньку начал делать мелочевку.
В прожекторах диоды 3мм, это самые крупные примененные на модели светодиоды - во всех остальных местах будут 2х3мм SMD, мельче рисового зернышка в 2,5 раза(на фотке в сравнении с обычным 5мм диодом).
Паять их - возня, зато можно делать очень миниатюрные фонарики.
Вырез в крышке предусмотрен для того, чтобы звук выходил из корпуса наружу. Если вырез не делать, звук получается очень реалстичный, глухой, но тиховатый. Экспермиентировал так и эдак, прежде чем добился нужного звука. На самой рубке сзади под окнами будет решетка, и через нее-то звук из корпуса и будет выходить наружу.
Изображения
Добралcя до покраски и сборки.
Прежде чем разметить ватерлинию, были проведены гидростатические испытания со всеми механизмами и аккумуляторами внутри.
Тесты показали что нужно много догружать. около 1,8кг балласта.
Полное водоизмещение составит ~3600г В руках ощущается очень очень увестситым.
Балласт решено делать в виде мешочков со свинцовой дробью, которые лягут в узкие отсеки по краям вдоль бортов.
Изображения
Вот и пришла очередь компоновать крышу рубки и протягивать проводку.
Навигационные огни на мачтах и бортовые включаются вместе с подсветкой рубки и приборкой. Прожекторы включаются по отдельному каналу.
Не все пока на местах, деталировку еще предстоит монтировать, и потом укладывать уже окончательно всю проводку.
Жгут проводов от фонарей с крыши рубки пришлось пустить вдоль стойки между левым и центральным передними окнами и направить в отверстие пердней полки приборов. Монтаж крыши рубки предусматривает возможность снятия и установки на случай каких-то ремонтов.
А яркость всех фонариков отрегулирована так, чтобы диоды горели не более чем на 75% от полной яркости. Так фонари выглядят более реалистично.
Только прожектора светят "на все бабки".
Изображения
Эксперименты с везерингом начал с швартовочного штурвального пункта. примерно в таком стиле будет обработан весь буксир.
Доукомплектовал рубку, можно теперь устанавливать крышу на место.
Изображения
Установил резиновые отбойники.
Покорявил, как смог, в попытках создать впечатление воздействия времени и водной среды обитания... На фотографиях тяжело ухватить восприятие внешнего вида из-за балланса белого, и глаз цепляется за мелкие детали, в то время как в живую глазами видишь более целостно... Но позже сниму видео. Видео обычно лучше передает целостное восприятие.
Изображения
Доделал решетки, деталировку крыши рубки, остекление, двери на петельках закрываются-открываются, стелкоочистители 2 пантографических и центральный ротационный.
И конечно не удержался от первого "гидродинамического" испытания с проверкой всех систем.
Звук, свет, дым, прокачка забортной водички.
Газ сильно ограничил на пульте для стесненных условий ванны, + движение только на самом малом газу, поэтому не слышно синхронизации звука двигателя с оборотами, но в целом впечатление уже можно получить. Звук конкретно отвлекает и с непривычки плохо чувствуется когда ты уже включил двигатель, а когда он еще не крутит. На авиа пульте не чувствуется центральное положение ручки газа. Надо привыкать.
Еще предстоит допиливать бокс для транспортировки, кое какие детальки, убрать щель под потолком рубки сзади, чтобы лампа внутреннго освещения не просвечивала, и еще по мелочам, но сам буксир уже на ходу. ВИДЕО ПРОБНОГО СТАРТА Изображения
Супер!!! Как бы поделиться чертежами для пионеров?
[Ответ]
FastMozG 15:00 12.08.2021
Шеф А, все, что бралось для постройки, это картинка с набором корпуса. Больше никаких чертежей. Детали потом вручную подгонялись по местам. Чертежи этой модели я поискал в цифровом виде, но найти не смог, делал по картинкам.
[Ответ]
FastMozG 21:37 16.08.2021
С ящикм вышел неприятный момент, растянувшийся на 6 дней нервотрепки....
Если коротко:
НИКОГДА, ребята, не покупайте эмаль пф-115 от "Расцвет" Эта дрянь сохла 6 дней прежде чем перестала липнуть.
Причем если посильнее нажать, чувствуется что в глубине она не просохла до исх пор. После 3 дней ожидания высыхания я ее грел феном, ставил под напор вентилятора на сутки под вытяжку, выставлял на солнце..... Крови попила эта зараза, не передать. Покрытие вторым слоем я решил вообще отменить, хрен с ним, пусть такой говнистый остается ящик. Эту краску врагу не пожелать. И отзывов аналогичных про нее хватает.
Ну да ладно. Главный посыл поста все же позитивный. Ящик готов и модель готова к первому выезду и испытаниям на открытой воде.
Изображения
В надежде на защиту от "бороды" и для большей всепролазности сделал защитную решетку.
По задумке, при движении вперед, никакая трава не должна засасываться на винт - будем испытывать.
Изображения
Заходи к нам в гости в СЮТ-3 (Переверткина 42 Б) пообщаемся.
[Ответ]
FastMozG 17:51 30.08.2021
Наконец то добрался до воды с бускиром.
Первые ходовые испытания считаю прошли успешно, хотя пришлось сначала повозиться с настройками, и чуток разгрузить нос. При отгрузке балластом по ватерлинию сильно зарывался носом при добавлении большого газа, буквально окунал в воду кранец.
С балластом придется еще немного повозиться.
А в остальном я доволен. Даже по непролазной тине прокатил его, защита преркасно отрабатывает и не дает ничему подобраться к гребному винту.
Звук на видео такой из-за аквабокса - к сожалению попытки вытянуть и отфильтровать не дали больших результатов. В живую звук намного приятнее. ВИДЕО Изображения
С удовольствием прочел весь квест. Мастер!
[Ответ]
FastMozG 15:20 06.09.2021
После первых испытаний вскрылись некоторые проблемы.
1. Протечка воды, которая произошла через помпу охлаждения. Помпа была перебрана, и соединения уплотненные фум лентой были посажены вместо фумки на силиконовый герметик.
Проверка показала что течь устранена, теперь нужно посмотреть, как покажет себя в плане долговечности.
2. Трюмная помпа для откачки воды отказала. Транзистор автоматического включения не выдержал нагрузки моторчика. В результате схему с 2 транзисторами 8050s я дополнил еще одним более мощным ключом кт815, а цепи двух 8050s защитил от КЗ электродов резисторами по 680Ом
Если вдруг кому пригодится такая схема для реализации автоматической помпы - прилагаю картинку.
Питается она от бека одного из регуляторов напряжением 5В.
Мотор стоит сейчас от стандартной сервы.
При правильно собранной схеме мотор должен включаться при погружении электродов в воду.
Изображения