Функция штатива кажется простой – поддерживать камеру в устойчивом положении. Таким образом, вам требуется приобрести штатив, который как можно лучше обеспечил бы такую возможность.
В лучшем случае любой штатив - компромисс между размером, весом, гибкостью, удобством, и стоимостью: сложность заключается в том, чтобы выбрать модель, которая наилучшим образом соответствует всем вашим требованиям и возможностям.
Всегда помните, что нет никакой совершенной треноги и что наименее дорогие модели как раз являются доказательствами этого утверждения. В этом вы убедитесь, когда пробуете использовать дешевый штатив. Что вы должны искать при посещении магазина для покупки штатива?
Размер: Ваш штатив должен быть достаточно высок, чтобы поместить вашу камеру на уровне глаз. Для большинства фотографов, это означает основную высоту между 155 и 180 сантиметрами. Не стоит серьезно учитывать центральную штангу при вычислении рабочей высоты; основное предназначение центральной штанги – небольшое регулирование высоты камеры.
Вес: Одно из самых печальных правил фотографии - то, что вес штатива пропорционален его стабильности. Это означает, что, при прочих равных условиях, более тяжелый трипод способен быть более устойчивым, чем более легкий. Однако, недавно появившиеся штативы, использующие в своей конструкции углеродные волокна. Это допускает производство более легких моделей, но все же с превосходной стабильностью. Единственный реальный недостаток углеродной конструкции состоит в том, что оно является более дорогим чем сопоставимые неуглеродные треноги. (Однако появляется еще одноновое ограничение для штативов из композитных материалов - устанавливая на легкий трипод тяжелую головку, вы повышаете положение центра тяжести системы и тем самым ухудшаете ее устойчивость. Так что для дорогих штативов требуются легкие качественные головки)
Вообще, избегайте очень легких многосекционных штативов, которые могут быть не только неустойчивы, но и медленны в установке. Для большинства задач, штативы с двумя – тремя секциями, весящие от 2 до 4 килограмм, должны обеспечить устойчивое положение для 35мм камер и камер среднего формата.
Головка: головка - наиболее важный компонент любой треноги. Мы считаем, что наиболее удобными для большинства съемок являются головки с двумя ручками, которые легко и точно позволяют отклонять и поворачивать головку с установленной камерой в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Эти головки предпочтительней головок с одной единственной ручкой, которые были первоначально разработаны для кинокамер, требующих только горизонтального отклонения. Головка с единственной ручкой может быть использована, но это не столь удобно и получается не столь точное позиционирование камеры как у головки с двумя ручками.
Шаровые головки используют в своей конструкции шар и гнездо, в котором и размещается шар, и поэтому обеспечивают плавное отклонение камеры и широко используются, но они должны быть довольно больших размеров и очень хорошо сделаны, чтобы обеспечить для камеры требуемую устойчивость и удобство управления положением камеры. В частности, конструкция фиксатора положения должна быть весьма прочной и обеспечить точную и безопасную фиксацию шара.
Платформа, которая является частью головки, и на которой располагается ваша камера, должна быть достаточно большой, чтобы поддержать вашу камеру и в то же время не мешать использованию сменных объективов. (Это обычное явление для 35 мм зеркальной камеры, что оправа теле или зум-объектива большого диаметра находиться ниже самой камеры. Это может ограничивать его использование на штативе с платформой, которая сильно выходит за границы камеры, тогда возможны трудности при установке требуемого значения диафрагмы или зуммирование и наведение на резкость объектива. В идеале, большие и тяжелые телеобъективы должны иметь собственное гнездо для штатива так, чтобы объектив был установлен на штативе, в то время как камера просто прикреплена к объективу.) Таким образом, для большинства камер подойдут платформы с размерами 5х5 см. или 5х7,5 см.
Одной из полезных функций площадки может оказаться система quick release (быстрого выпуска) для быстрой установки и съема вашей камеры на треноге. Одна из вариантов использует пластину, которая вворачивается в гнездо для штатива на вашей камере. Вы тогда просто вставляете пластину в углубление на головке штатива и фиксируете ее. Таким образом, вместо привинчивания и отвинчивания вашей камеры, вы можете устанавливать это или снимать камеру быстро и легко, используя при этом площадку quick release.
Центральная штанга: Центральные штанги бывают двух типов, простые и оборудованные устройствами для подъема. Простые штанги поднимаются и опускаются вручную, затем происходит фиксация положения штанги в нужном положении. В штангах оборудованных устройствами используется ручку, для перемещения штанги вверх и вниз. Штанги, оборудованные устройствами подъема, позволяют управлять положением камеры одной рукой при помощи рукоятки. Простые штанги могут быть перемещены одной рукой, в то время как другой рукой надо держит штатив. Мы не нашли ни одного аргумента чем один тип штанги лучше чем другой.
Центральные штанги неоценимы для аккуратного незначительного регулирования высоты. Но не поднимайте штангу на ее максимальную высоту с установленной камерой – штанга будет не в состоянии обеспечить требуемой устойчивости. Поднимая камеру на максимально выдвинутой штанге, вы превращаете устойчивый трипод в монопод с соответствующей потерей стабильности.
Ноги (опоры): В идеале, ноги должны быть изготовлены из притертых полностью закрытых трубок. Вообще, избегайте ног с открытым каналом. Устройство фиксации положения ног должно быть удобно и в ослаблении и сжимании. Защелки несколько быстрее и более легки в применении, чем кольцевые зажимы, но оба типы фиксаторов могут быть вполне приемлемы, если хорошо выполнены на качественном штативе.
Проверить наконечники: ноги штатива должны позволять устанавливать различные наконечники - шипов для использования в уличных или походных условиях, резиновые наконечники для расположения штатива в домашних или студийных условиях. Большинство штативов имеют тип приспосабливаемых ног, которые позволяют использование любых наконечников в зависимости от ситуации.
Наши рекомендации для покупки штативы подобны рекомендациям для покупки практически любого оборудования. Во-первых, проверьте различные каталоги от главных изготовителей штативов, чтобы стать осведомленным о доступных моделях и ценах на рынке штативов. Все больше треноги становятся частью системы аксессуаров камеры, и предлагают широкий выбор комбинаций трипода и головки, продаваемых отдельно. Во-вторых, сравните спецификации и цены, чтобы видеть, какие модели будут соответствовать вашему фотографическому образу жизни. Если вы активно путешествуете, например, вы можете искать небольшие, более легкие штативы. Если Вы используете вашу штатив прежде всего в закрытом помещении, то можете поискать и большую, более тяжелую модель.
Хорошо сделанные, удобные в работе треноги - не дешевы. Вы сразу должны рассчитывать на стоимость от 100 $ и 150 $ для хорошей, простой модели, оснащенной головкой с двумя рукоятками для поворота. Тренога с низкой ценой может напоминать более дорогие модели, но различия в точности установки и удобстве станут ясными сразу же – в первый же раз, когда вы попробуете использовать ваш штатив.
[Ответ]
plure 16:05 25.11.2006
Настольные и карманные штативы
Достоинства подобных штативов – небольшой вес и компактность: они с легкостью размещаются если не в кармане, то в средних размеров сумке. Однако не стоит ожидать от карманных штативов абсолютной надежности и устойчивости – как правило, эти устройства рассчитаны на легкие компактные камеры или, в крайнем случае, на «продвинутые» компакты категории prosumer. Такие штативы обычно имеют короткие двух- или трехсекционные опоры, шаровую головку или головку, обеспечивающую вращение в двух плоскостях, возможно и наличие вместо головки площадки с винтом под соответствующую резьбу. Центральная штанга у подобных моделей – скорее исключение, чем правило, причем даже в том случае, если центральная штанга все-таки присутствует, она может быть телескопической, что также не добавляет штативу устойчивости. В этот класс могут быть зачислены миниатюрные штативы типа «паучьи ножки», а также струбцины и присоски, которые позволяют закрепить камеру практически на любой поверхности. Все штативы этого класса будут удобны при макросъемке, но могут использоваться и в других жанрах съемки, при наличии достаточно высокой и устойчивой поверхности, на которой можно было бы зафиксировать подобное устройство.
Giottos Ball Pod 2 Giottos Epod QE2280 Slik Mini
Штативы для цифровой фототехники
Многие владельцы цифровых фотокамер, особенно начинающие пользователи, убеждены, что для подобной фототехники необходимы особые штативы. Это подтолкнуло производителей штативов к выпуску специальных «цифровых» моделей, что можно считать скорее удачным маркетинговым ходом, чем действительно актуальным нововведением. Впрочем, штативы этого класса все-таки имеют некоторые особенности, отличающие их от всех других. В частности, благодаря миниатюрности цифровой фотокамеры и сравнительно небольшому количеству подвижных элементов в ее конструкции, подобные модели не нуждаются в тяжелых штативах и могут обойтись гораздо более изящными и элегантными устройствами. Кроме того, штативы для цифровой фототехники поставляются в различных цветовых исполнениях, поэтому, при желании, фотограф может подобрать модель под цвет своей любимой фотокамеры.
Manfrotto 714B Manfrotto 728B Slik Sprint Mini GM
Видеоштативы
Штативы для видеокамер легко отличить от фотоштативов по единственной, но достаточно длинной ручке на головке. С помощью этой ручки осуществляется горизонтальное и вертикальное панорамирование, причем, для обеспечения плавности хода, головка должна иметь хороший демпфер (в дорогих моделях – жидкостный), подавляющий возможные толчки. В остальном же видеоштативы должны отвечать тем же требованиям, что и штативы для фотосъемки.
Универсальные штативы
В этот класс входят недорогие устройства, которые подходят как для фото-, так и для видеокамер. Из недостатков подобных штативов можно отметить небольшую высоту, часто недостаточную для комфортной работы с «зеркалками». Впрочем, владельцы цифровых зеркальных фото- и видеокамер вряд ли заметят это неудобство, поскольку поворотные видоискатели и ЖК-дисплеи подобных устройств позволяют с комфортом использовать камеру практически в любом положении. Опоры штативов этого типа, как правило, выполняются из алюминия, а сочленения между секциями – из пластика. Для большей устойчивости устройства, между опорами и центральной штангой штатива могут быть добавлены жесткие «перепонки». Многие штативы этого класса поставляются с несъемными головками. При этом сама головка обладает двумя степенями свободы и снабжена площадкой, которая обеспечивает перемещение по третьей оси, позволяя отклонять фотокамеру на 90 градусов в сторону. Подобные штативы не предназначены для работы с тяжелыми камерами – при использовании модели, вес которой превышает расчетный, центральная штанга может самопроизвольно «съезжать». Во всех остальных отношениях штативы этого класса будут идеальны в любительской практике – они имеют небольшой вес и не требуют от пользователя специальных знаний и умений.
Slik SDV-20 Slik U 2000 Slik U 9000
Профессиональные штативы
К штативам профессионального класса предъявляются повышенные требования по устойчивости и надежности, поэтому чаще всего они представляют собой достаточно массивные конструкции с опорами, выполненными из алюминия, стали, титана или карбона. Все перечисленные материалы обладают высокой прочностью, различаясь между собой лишь весом. Число секций опор у штативов этого типа не превышает трех, а сочленения между ними изготовляются из износоустойчивых композитных материалов и рассчитаны на интенсивную ежедневную работу. Для максимального удобства работы, предусмотрена возможность устанавливать опоры штатива в фиксированные положения под различным углом друг к другу, то есть изменять рабочую высоту штатива. Центральная штанга обычно имеет возможность переворачиваться головкой вниз, что будет полезно при макросъемке. Входящие в этот класс штативы комплектуются головками с 3 степенями свободы (или шаровыми), выполненными из металла и снабженными съемными площадками. Возможно также наличие жидкостного уровня и градуированной панорамной шкалы. Кроме того, профессиональные штативы могут продаваться и без головки. Отличительная черта профессиональных штативов – большое количество аксессуаров, которые позволяют расширить сферу их использования.
Manfrotto 055ProB, 804RC2 Manfrotto 190DB Mini Pro Slik Pro 714CF II
Основные характеристики штативов
Умение «расшифровать» базовые характеристики штативов весьма важно для того, чтобы не ошибиться при выборе оптимального для своих нужд устройства. Наибольшее значение имеют такие характеристики, как рабочая высота, высота в сложенном состоянии и вес. Среди характеристик штатива также может быть указано наличие ручного привода для изменения положения центральной штанги, наличие съемной площадки на головке штатива, количество и диаметр секций опор и др.
Рабочая высота - расстояние от поверхности, на которой стоит штатив, до площадки на которой закреплена фотокамера (может указываться высота без учета головки), причем центральная штанга должна быть закреплена в обычном положении, а не перевернута.
Каждый штатив имеет максимальную и минимальную рабочую высоту. Главный критерий при выборе штатива – собственный рост фотографа: при установке камеры на штатив ее видоискатель должен быть как минимум на уровне глаз пользователя. Однако желательно, чтобы максимальная рабочая высота штатива превышала рост фотографа – выдвинутая до максимума центральная штанга не добавляет штативу устройчивости.
Высота в сложенном состоянии и вес штатива определяются каждым фотографом индивидуально. Оптимальная высота в сложенном состоянии зависит от условий транспортировки штатива (в кармане, в сумке вместе с камерой, ручная переноска, использование автомобиля). При выборе нужного веса следует искать компромисс между максимальным, который обеспечит наилучшую устойчивость, и минимальным, удобным для транспортировки. Рабочая нагрузка – показатель, который говорит о том, насколько тяжелой может быть камера, с которой используется штатив. Если критический вес превышен, штатив может самопроизвольно сложиться или даже сломаться. Максимальная рабочая нагрузка зависит от особенностей конструкции штатива, материалов, из которых выполнены его подвижные элементы, и, разумеется, качества изготовления. Желательно, чтобы наиболее уязвимые элементы штатива (сочленения, соединения), были изготовлены из металла или композитных материалов (например, силумина).
Аксессуары для штативов
Многие модели, предназначенные главным образом любителям, продаются уже в «готовом виде» – купив такой штатив, пользователь избавляется от необходимости думать о каких-либо дополнительных аксессуарах. Однако опытные любители и профессионалы предпочитают приобретать различные принадлежности для различных видов съемки, что менее экономично, зато позволяет с успехом решать сложные творческие задачи.
Наиболее многочисленную группу аксессуаров составляют штативные головки. В зависимости от конструкции, они делятся на несколько видов: с двумя осями вращения, с тремя осями вращения, шаровые. Кроме того, существуют фото- или видеоголовки, предназначенные для работы с разными видами аппаратуры соответственно, а также головки для моноподов. Наконец, особую группу составляют панорамные головки, которые позволяют поворачивать закрепленную на них фотокамеру на заданный угол.
2D и 3D головки имеют, соответственно две или три степени свободы. Для поворота камеры по разным осям предназначены отдельные фиксаторы, одновременно выполняющие роль рычага. Как правило, 3D-головка обеспечивает вращение фотоаппарата на 360° по вертикальной оси, наклон вперед не менее чем на 90° и отклонение назад на 15-30°, а также наклоны в обе стороны – не менее чем на 90° в одну и на 15-30° – в другую.
В основе конструкции шаровых головок, как нетрудно догадаться по названию, лежит шар большего или меньшего диаметра с прикрепленной к нему площадкой. Вращая этот шар, фотограф и выбирает положение камеры. Шаровая головка обеспечивает оперативность работы и позволяет быстро и просто зафиксировать камеру в любом положении.
Главная задача видеоголовки - гарантировать плавное панорамирование при видеосъемке, а потому ее конструкция предусматривает специальное демпфирующее устройство, подавляющее толчки (в наиболее дорогих моделях – жидкостное). Управление видеоголовкой осуществляется с помощью одной, достаточно длинной ручки.
Широкое распространение получили и аксессуары другого вида, а именно – съемные площадки (quick-release). Эти приспособления позволяют фотографу снимать камеру вместе с площадкой, не откручивая ее каждый раз от головки. Если в работе используются несколько камер, то, установив по площадке на каждую, фотограф может зафиксировать нужную камеру на штативе за считанные секунды. Большинство производителей выпускают съемные площадки под любые типы головок и фотокамер.
Наконец, не стоит забывать и об удобстве транспортировки, которое обеспечит такой полезный аксессуар, как чехол. Хороший чехол не только позволит взять штатив с собой в любое путешествие, но и поможет защитить его от неблагоприятных внешних воздействий.
[Ответ]
A.Penkin 20:24 25.11.2006
FahrenHeit, желателено наличие пузырькового уровня на стойке и головке.
[Ответ]
plure 22:19 26.11.2006
Сообщение от Littleman:
самый лутшый штатиф - чугуниевый. Он не качается и не сотрясаецо!
Одна проблема: нужно иметь транспорт или 1-2 человек, чтобы штатив стал портативным.
Или объектами съемки станут предметы/люди, находяещееся вокруг штатива (Тема: если гора не идет к Магамеду, то Магамед идет к горе).
[Ответ]
plure 09:37 27.11.2006
Почему нет, например:
Штатив чугуниевый
Длина в сложенном состоянии60 см.Минимальная рабочая высота26 см.Максимальная рабочая высота с центральной штангой160 см.Головка в комплектепанормная, 3 степени свободы.Возможность замены головки+Съемная площадка+Возможность переворота центральной штанги+Количество секций в штативных ножках3Диаметр секций штативной ножки23 мм.Рекомендуемая максимальная нагрузка3 кг.Ручной привод подъема центральной штанги+Цветсеребристый
На гусинечном ходу (2 гусинецы в комплекте).
[Ответ]
Мне штатив Монаха понравился...тяжелый такой....
[Ответ]
Sapienti_Sati 20:39 27.11.2006
Круче всего - отобрать (выменять) штатив у геодезистов.
[Ответ]
maxxxmen 22:54 30.11.2006
Сам искал до 1000р и высотой около 150см. Но нашел в кее за 490р высотой 145см(а если ножки поставить ближе и то больше) с пузырьковым уровнем и с удобным чехлом для переноски ). Один минус он пластмассовый, но и легкий. короче я очень доволен. Для начала за глаза. Вот про него http://shop.key.ru/shop/goods/49979/[Ответ]