Программа семинара:
ПЯТНИЦА с 19:00
Знакомство.
Представление ведущего, краткий рассказ о его биографии, опыте, взглядах на воспитание собак и их эволюции, об учителях и источниках знаний.
Представление участников, рассказ об их ожиданиях от семинара, опыте, интересах, проблемах. Организационные вопросы и планы на ближайшие дни.
СУББОТА с 11:00
- Отношения человека и собаки: их история, эволюция, актуальные вопросы
- Науки и профессии связанные с этими отношениями: кинология, ветеринария, зоопсихология и т.д.
- Современная зоопсихология: что это?
- История изучения поведения и рассудочной деятельности животных (источники информации). Эта тема рассматривается в зависимости от интереса аудитории.
- Различные методы воспитания и дрессировки собак и место наших концепций в этой системе.
- Почему собаки нас не слушаются?
- От чего зависит характер животного?
- Собака: что за зверь? Биологические особенности и их значимость для практического общения с человеком.
- Особенности мировосприятия собаки. Мысли, чувства, эмоции, коммуникация.. Особенности мышления и органов чувств. Что объединяет собаку с человеком, а что отличает нас друг от друга.
- Как общаться с собакой, чтобы она нас понимала? Мимика, жесты, формулировки задач, интонации - что из этого важно? На что собака способна, а чего и ждать от неё не стоит? Как объяснить собаке, что можно, а что нельзя?
- Источники непонимания и конфликтов между человеком и собакой. Возможно ли избежать противостояния? И что делать, если его избежать не удалось?
- Основы бесконфликтного воспитания собак.
- Какие качества необходимы собаке, чтобы радовать человека и слушаться его?
- какие качества стоит развивать в себе человеку, чтобы быть понятным и привлекательным для собаки.
- Что вызывает стресс у собак, насколько он опасен и как с ним бороться?
- Отношения собак друг с другом и с людьми: сходства и различия. Как собака воспринимает человека? Отношения с сородичами: нужны ли они? Мешают ли они взаимодействию с человеком, или помогают?
- Особенности социальных отношений у собак и их диких родственников.
- Собаки - стайные животные. Что это значит? В чём отличие стаи от стада? К чему стремятся собаки? Выбирают ли они себе вожаков? Или вожаки подчиняют себе всех остальных? Бывают ли стаи без вожака?
- Страшное слово "иерархия": мифы и реальность. Зачем нужна иерархия в природе и как это влияет на отношения с домашней собакой.
- Кто в доме хозяин, и так ли это важно?
- Доминантность, лидерство, доверие, подчинение, покровительство, страх, забота... Что означают эти понятия у животных? Как они связаны? Ко всем ли собакам стоит относиться одинаково?
- Какая модель отношений лучше всего подходит для домашней собаки?
- По каким признакам собаки определяют, у кого учиться, а кого учить? С кем дружить, а кого прогнать?
- Алгоритм построения оптимальных отношений с собакой в семье.
- От чего зависит характер и темперамент животного, и насколько можно его поменять без ущерба для собачьей психики?
- Основные нервные процессы
- Какие гормоны определяют характер животного и его реакции?
- Как и зачем уравновешивать нервные процессы у собаки?
- Как повысить устойчивость собаки к стрессам?
- Что такое игра для собаки и как этим пользоваться?
- Как и во что стоит играть с собакой? Какие игры полезны, а какие вредны? Как с помощью различных игр влиять на характер собаки и отношения с ней.
- Агрессия у собак: виды, причины, и что с этим делать.
- Страхи и фобии у собак: виды, причины, и что с этим делать.
- Различные методы дрессировки. Чем они так различны?
- Оперантные методы дрессировки, "работа с подкреплением". Что это такое, зачем нужно, плюсы и минусы.
- Как правильно использовать подкрепление для выработки навыков и формарования моделей поведения.
- Синтетический алгоритм "идеальной" выработки.
навыков. Возможные ошибки при его применении.
- Как обучать собак любым фокусам быстро и с минимумом стресса.
- Потребности собак: что о них нужно знать и зачем.
- Насколько счастлива наша собака? Всё ли мы об этом знаем? По каким признакам можно определить состояние собаки.
- Как сделать собаку наиболее счастливой. Как добиться привязанности и благодарности от собаки.
- Вредные привычки у собак: откуда они берутся и что с ними делать. Способы борьбы с нежелательным поведением. Почему иногда они бывают неэффективными? Все ли привычки можно побороть?
- Прогулки с собаками: как погулять наиболее эффективно? Что делать если нет времени на длительные прогулки, а собаке явно не хватает активности.
- Собачий этикет. Отношения с сородичами. Как пресекать и профилактировать драки? Что делать, если собаки подрались.
- Этика владельца собаки.
- Как повысить мотивацию и заинтересованность собаки в работе?
- Что делать, если собака не интересуется играми и лакомством?
- Что делать, если собаке надоело делать то, чему её научили?
- Как исправить ошибки неправильной дрессировки и откорректировать какие-либо навыки?
ВОСКРЕСЕНЬЕ, С 11:00
Изложение теоретических тем, которые не успели рассмотреть в субботу.
Ответы на вопросы по теоретической части.
Практическая часть.
Упражнения для собак и их владельцев.
Упражнения на развитие связи в паре "Человек-собака"
Упражнения для формирования определенных отношений с собакой.
Упражнения на развитие внимания собаки и развитие у человека способности привлекать и удерживать внимание собаки.
Упражнения на баланс и самообладание собаки.
Способы успокоить и расслабить собаку.
Навыки обращения с амуницией и лакомством.
Массажи, прикосновения, почёсывания, воздействия амуницией и т.п., влияющие на психоэмоциональное состояние собаки и взаимоотношения с ней.
Интересные и полезные игры с собакой для всей семьи.
Методы борьбы со стрессом и страхами у собак, профилактики и пресечения агрессии, повышения их мотивации к обучению, развитие устойчивости нервной системы и выносливости, и т.д.
Обмен впечатлениями о семинаре.
Заключительная дискуссия.
Вручение сертификатов о прохождении семинара.
Можно видеть, что программа семинара действительно обширна. Как уже говорилось, подробность или уместность рассмотрения той или иной темы решается с каждой аудиторией индивидуально.
[Ответ]