В этой теме буду размещать книги, иконы и другие исторические предметы из моего собрания, государственных и частных коллекций, имеющие отношение к Святителям Митрофану Воронежскому и Тихона Задонскому.
Воронежский юбилейный сборник в память трехсотления г. Воронежа. Изд. Воронежским губернским статистическим комитетом. Воронеж. 1886 год. В 2-х томах. Около полутора тысяч страниц, почти два десятка иллюстраций.
Замечательный в своем роде сборник. Огромное количество статей по истории Воронежа. В целом совершенно светское (не церковное) издание. Но именно поэтому книга имеет величайшее значение для истории Воронежских Святителей Митрофана и Тихона.
Начинается сборник не с Истории города Воронежа, а с жития Святителя Митрофана и Святителя Тихона, составителем которых был Воронежский Вице-губернатор действительный статский советник Борис Гаврилович Карнович. Объяснение этому дается в предисловии. Привожу его ниже полностью. Желающие могут прочитать текст так же в оригинальной орфографии на фото.
Особое значение имеет экземпляр из моего собрания (к сожалению у меня только первый том). В конце 19 – начале 20 века эта книга находилась в Библиотеке Московской Духовной академии, которая, в свою очередь, располагалась в священном для русской церкви и русской истории месте – на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
ПРЕДИСЛОВИЕ
В настоящем 1886 году истекает трехсотлетие существования города Воронежа. Подобное важное событие в истории города Воронежский Губернский Статистический Комитет не мог оставить, не ознаменовав его изданием такого труда, которым воскресилось бы в памяти местного населения славное прошедшее города Воронежа и вследствие этого Комитет предположил начать издание периодического "Сборника".
Обыкновенно издания подобного рода начинаются с описания тех событий, памяти которых они посвящаются. В виду чего, казалось бы, что настоящий "Сборник" должен был начаться с исторического очерка города Воронежа, но пришлось сделать отступление от принятого порядка, потому что город Воронеж находится, в данном случае, в исключительном положении. В период трехсотлетнего существования этого города в нем жили, действовали и прославились такие два архипастыря, как Святители Митрофан и Тихон, перед деятельностью и подвигами которых меркнут все другие, совершавшиеся в тот же период времени важные события. Пастырская деятельность этих Святителей имела громадное воспитательное значение и благодаря ей полудикое, невежественное, не чуждое даже языческих обычаев, население Воронежского края стало на путь истины, гражданственности и преуспевания.
Вот почему настоящий "Сборник" начинается не с исторического очерка города Воронежа, а с описания жизни и пастырской деятельности Святителей Митрофана и Тихона. Призовем же молитвы их на трехсотлетний град наш, дабы ему и на будущее время "в мире спастись".
Изображения
В Воронежской старине есть материал про Тихона Задонского, к сожалению, сейчас точный выпуск не подскажу, попозже. Должен быть материал и в Памятных книжках, Воронежских Епархиальных ведомостях. В церковных лавках видела отдельные книжечки, посвященные Т. Задонскому и М. Воронежскому, их жизнеописание и акафисты.
[Ответ]
АВК 11:23 15.11.2014
В Воронежской старине отдельные выпуски были полностью посвящены юбилейным торжествам 200-летия со дня смерти Св. Митрофана (3 выпуск и часть 4-го) и 50-летию со дня прославления Св. Тихона (10 выпуск и часть 11-го). И конечно в них есть отдельные статьи о Воронежских Святителях.
[Ответ]
SERG16 11:36 15.11.2014
В Житие Св. Тихона Задонского рассказывается такая история о посещении святителем усадьбы в Репце:
Заступаясь за крестьян, нещадно угнетавшихся помещиком И. Кожиным из села Репец, что расположено в 5 километрах к северо-востоку от Задонска, св. Тихон был так резок в обличительной своей речи, что пастырское увещание вызвало обратную реакцию.
Своенравный землевладелец, возмущенный тем, что его, благородного по рождению, равняют с «рабами», разгорячился и, в конце концов, дал волю рукам, ударив святителя. Св. Тихон повернулся и покинул дом оскорбившего его. Но уже на пути в Богородицкий монастырь, анализируя произошедшее, св. Тихон понял, что сам невольно стал виновником случившегося, поведя беседу в неверной тональности и используя аргументы, абсолютно недоступные собеседнику с совершенно иным, сугубо крепостническим пониманием проблемы. Св. Тихон тут же велел вознице поворачивать.
Возвратясь обратно, он пал в ноги обидчику, прося прощения за то, что «ввел его в такое искушение». Увиденное проняло дерзкого в быту, но воспитанного в православной духовности помещика до такой степени, что Кожин и сам залился слезами раскаяния, видя перед собой живое олицетворение того, о чем ему в лучшем случае доводилось слышать на воскресной проповеди. Дворянин склонился к ногам святителя, умоляя в свою очередь простить и его. Вот так, примирением, благодаря явленному святителем Тихоном смиренномудрию, завершилась грозившая перерасти в скандал ссора.
Предание добавляет, что и предмет изначального спора — отношение к крепостным крестьянам — претерпел со стороны раскаявшегося помещика существенные изменения. Жалоб с их стороны более не поступало.
Крупноформатная литография. Святой Митрофан, Епископ Воронежский. Тип. Лемерсье. Издатель Джузеппе Дациаро, Москва и С-Петербург. Lith. E. Desmaisons. Прим. 1850-е г. Размер листа 40,5х56 см. Размер изображения 25х31 см.
Изображения
Выдержки из сочинений Святителя Тихона
самого БОЛЬШОГО и самого МАЛОГО форматов.
1. Листовка "Против пьянства", Литография Абрамова в Рогожской. 1882 год. Размер 44х34см. Собственное собрание.
2. Наша духовная азбучка. Из "Сокровища духовного" Св. Тихона Задонского. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1897 год. 16 страниц. Размер 10х7,5см. Собственное собрание.
Изображения
Служба с акафистом Святителю Митрофану Воронежскому. (Первое издание.) Москва. Синодальная типография. 1842. Размер 25х18,5х1,5. Титульный лист с выходными данными, шмуцтитул, 59 нумерованных листов. Цельно кожаный переплет с золотым тиснением.
Это не только первое, но и единственное крупношрифтовое московское издание середины 19 века. Следующую четверть века книги будут выходить только в Киеве, только мелким шрифтом, но за то с гравюрой Святителя.
Изображения
«Русский художественный листок» — печатный сборник, журнал, издавался живописцем и рисовальщиком В. Ф. Тиммом в течение 11 лет, с 1851 по 1862 годы в Санкт-Петербурге, три раза в неделю. Рисунки (литографии), с небольшим объяснительным текстом, печатались в два тона, красками. В «Русском художественном листке» В. Ф. Тимм помещал как свои собственные рисунки на камне, так и исполненные другими художниками. Литографии к изданию готовились в мастерской А. Э. Мюнстера.
Изображения