Сообщение от :
Спускается от улицы Таранченко на берег водохранилища. Располагается в исторической, наиболее старой части города. Застраивался с конца XVI - начала XVII века. Начало ему положила Затинная слобода, о которой сообщает уже такой ранний документ, как «Дозорная книга» (1615 г). В слободе жили затинщики - служилые люди, состоявшие на службе в крепости, защищавшие город при помощи малокалиберных артиллерийских орудий - затинных пищалей.
Через нижний участок переулка проходила дорога, которая вела из Затинных ворот крепости к реке. Верхний отрезок пролегает непосредственно по прежней крепостной территории.
Нынешняя планировка переулка относится к XVIII веку. С тех пор она не изменилась, однако после сооружения водохранилища не стало участка, проходившего по берегу от улицы Софьи Перовской (Большой Успенской) до самой реки.
В прошлом официальное название переулка связывали с Вознесенской улицей, от которой он отходил (ныне Таранченко), и с Вознесенской церковью. В документах XVIII века он назван Вознесенским переулком, в некоторых источниках первой половины XIX века - 2-й Вознесенской улицей. Во второй половине столетия закрепилось название «Вознесенский переулок». (В первой половине XIX века Вознесенским именовали иногда и другой переулок: прибрежную часть современной ул. Володарского.)
Нижний отрезок переулка (между ул. Белинского и рекой) имел и другие названия. Они теснее связаны с живой, разговорной речью горожан. В документах 1880-х годов мы находим топоним «Капканщиков переулок». Он напоминает о том, что внизу, на реке, находилась «Капканщикова мойка» - предприятие для промывания шерсти, которое содержали известные купцы Капканщиковы. А возле «мойки» было традиционное место купания горожан.
«Мойка» представляла собой бывшую «цитадель» адмиралтейского двора (см. статью «Петровская набережная»), приспособленную для промышленных нужд. В конце XVIII - начале XIX века на остатках этой петровской крепости был построен салотопенный завод. В 1837-1838 годах развалины крепости и завода переделывали под «мойку» Алексей (1800-1850), Карп (ок.1804-1871) и Аркадий (ок. 1806-1867) Капканщиковы - сыновья Петра Карповича Капканщикова-старшего (ок. 1768-1831), который передал им опыт промывания шерсти. После этих братьев владельцем «мойки» был сын Карпа - Петр Карпович Капканщиков-младший (ок.1848-после 1917), самый знатный из Капканщиковых. В зрелом возрасте он проявил себя как авторитетный общественный деятель, в 1883-1887 годах работал городским головой. В 1890-е годы здание «мойки» перешло в другие руки, а после Октябрьской революции его стены разобрали...
В начале XX столетия тот же нижний участок именовали Девяткиным переулком (топоним был признан официальным в первые годы Советской власти). Название происходило от фамилии домовладелицы - мещанки Татьяны Иосифовны Девяткиной, которая с 1878 года владела усадьбой ниже современного дома № 11, на пересечении с улицей Большой Успенской. По описанию 1913 года, ее угловой дом имел каменный низ и деревянный верхний этаж; во дворе стояли два сарая и ледник. Теперь этой усадьбы нет.
В 1928 году переулки Вознесенский (верхний отрезок) и Девяткин объединили в один - Бауманский - в память об известном революционере-большевике Николае Эрнестовиче Баумане (1873-1905). Он посетил Воронеж в 1902 году и, выехав из города, был арестован в селе Хлевном (тогда - Воронежской губернии, ныне - Липецкой области).
В верхней части Бауманского переулка сохранился крупный дом крестьянина-предпринимателя, организатора торговой фирмы К. М. Фирюпкина (№ 39, 1914-1915 гг.).
Переулок Бауманский 39, постройка скорее всего начала 20-го века:
Изображения
Сегодня сделал снимок в Бауманском пер. Виден полностью дом, такого снимка здесь нет. А интересно что же это за дом. Кто жил. Так спрятан за аркой на Таранченко и только можно представить улицу и этот проулок.
Изображения
Улица в 1993 году еще не была заасфальтирована. И фонари стояли эти же, деревянные. Улочка была такой патриархально-милой, что мы, на радостях, расположились на ней со своими этюдниками, но быстро были изгнаны ревнивыми жителями, они орали что-то вроде - "Будете о деревья краску вытирать", как акварель о них вытирать...Мы пытались что-то объяснить, но бесполезно, пришлось отступить к церкви, там лежала большая куча бревен (сейчас одно из них все еще валяется, напротив улицы Герцена) и размышлять, глядя на сохранившуюся с дореволюционных времен ажурную церковную ограду. С тыльной, герценовской, стороны она стояла почерневшая, с большими выбоинами, а местами и вовсе отсутствовала (опорная стена с контрфорсами была, это видно на фото elena71). Кроме того на фото elena71 еще не видны вишневые садики перед домами, наверное их еще не посадили, а в мае 93-го они стояли совсем молоденькие, бурно цветущие, часть из них жива и сейчас перед сохранившимися домиками.
Изображения
Из воспоминаний архитектора Г.П. Пономарева "... Как-то Филадельф Петрович Головинский (директор института "Воронежгражданпроект" с 1959 по 1975 гг) доверил мне, еще молодому специалисту, работать под руководством Ю.В. Львова и А.И. Трунова над гостиницей для высокопоставленных персон по ул. Таранченко.
Сроки были крайне жесткими, а работа чрезвычайно ответственной и интересной. Справились со всеми трудностями весьма достойно при всемерной поддержке председателя горисполкома В.В. Поспеева. Тоже, кстати, безгранично умного и хозяйственного человека. В гостинице действительно останавливались люди самого высокого ранга - А. Новотны, Ф. Кастро, А.Н. Косыгин, шах Ирана с супругой и многие другие. Кстати, первый посетитель гостиницы - президент Чехословакии А. Новотны - предложил отметить авторский коллектив. И первая благодарственная запись в моей трудовой книжке остается для меня самой дорогой наградой."
[Ответ]
Murawey 17:30 21.01.2012
vik 01, имеется ввиду этот дом на пересечении ул. Таранченко и Карла Маркса?
Изображения
Мемориальная доска Почётному гражданину Центрального района города Воронежа, фронтовику, гвардии подполковнику Павлу Максимовичу Арчакову открыта пятого мая на доме №31 по улице Таранченко областного центра, в котором жил ветеран. Автор – скульптор Виталий Локотков, мастер художественного литья – Александр Даниленко.
Виктор Григорьев
Павел Максимович войну начал в Бресте и четыре года прошагал в солдатской шинели. Участвовал в легендарном военном параде 7 ноября 1941 года в Воронеже, освобождал Воронежскую область от фашистов, штурмовал Берлин. После увольнения в запас более четырех десятков лет посвятил военно-патриотической работе: собирал данные о воронежцах, воевавших на фронте, встречался со школьниками. Был известен как руководитель областного Совета ветеранов-однополчан. Ушел из жизни 16 января 2014 года.
Эта доска на Таранченко, пожалуй, вторая в Воронеже, которой отмечаются ветераны именно за заслуги в военно-патриотической работе. Первая была установлена другу Павла Максимовича – Евгению Васильевичу Владимирову. Они шли по жизни вместе и очень многое сделали для увековечивания памяти погибших на фронтах Великой Отечественной. Оба – подполковники в отставке, и до конца жизни они были Солдатами Памяти.
Митинг прошел в теплой, душевной обстановке. Пришли школьники из школы №29, ветераны, представители городской администрации, областной Думы. Здесь же – дочь Павла Максимовича, Надежда Фалькова, и его внуки – Роман, Екатерина и Мария. Право открыть доску было предоставлено дочери и председателю областного Совета ветеранов Станиславу Ходаковскому.
Павел Максимович оставил о себе светлую память. «Он не ушел от нас, он среди нас, пока мы помним его…» – такая мысль связующим рефреном шла через все выступления.
Близкие Павла Арчакова у мемориальной доски его памяти..Фото Виктора Григорьева
Источник: газета «Коммуна», №36 (26576) | Пятница, 6 мая 2016 года
Изображения