Практически любой. Удобны аккумуляторы емкостью 60 или 75 а/ч, особенно зимой. Не стоит брать старые совковые (черные с открытыми перемычками залитые мастикой) - неудобно.
Какие ещё параметры важны? Прежде всего, это максимальный стартерный ток, КПД, приведённая энергия и скорость саморазряда.
Максимальный ток зависит от внутреннего сопротивления батареи и показывает, как быстро аккумулятор может отдать накопленную энергию.
КПД определяется соотношением фактической ёмкости батареи и энергии, потраченной на её зарядку. Аккумуляторы с низким КПД требуют более долгой зарядки, поэтому при коротких частых поездках зимой с включёнными фарами могут возникать проблемы. Нормальный КПД нового аккумулятора должен быть в пределах 80--85%.
Приведённая энергия численно равна произведению фактической ёмкости на среднее напряжение разряда, делённое на вес батареи. Этот параметр показывает удельную энергию батареи или эффективность использования её массы, что позволяет косвенно судить о совершенстве конструкции и качестве исполнения.
Саморазряд -- постепенная самопроизвольная потеря ёмкости аккумулятора при отключённой нагрузке. Причиной его чаще всего становится сурьма, которая может содержаться в решётках и токоотводах некоторых аккумуляторов. Именно скорость саморазряда определяет интервалы подзарядки при длительном хранении батареи. Чем ниже температура и плотность электролита и чище поверхность аккумулятора, тем медленнее идёт саморазряд. Именно поэтому при постановке автомобиля на зимнее хранение рекомендуется оставлять батарею на нём (естественно, отключив клеммы), а не уносить домой: на холоде она хранится лучше. При температуре +20 градусов хороший аккумулятор теряет 0,7-1% ёмкости в сутки.
Увы, все вышеприведённые параметры имеют для покупателя ценность чисто теоретическую, так как на батарее они не указываются, а проверить их при покупке невозможно. Поэтому стоит обратить внимание хотя бы на то, что бросается в глаза: на конструкцию аккумулятора. Возможно, важным потребительским свойством для вас будет наличие ручки для переноски: если автомобиль ночует возле дома, забрать аккумулятор с собой будет нелишней предосторожностью, таскаться же в обнимку с тяжеленной батареей -- удовольствие не из приятных, да и одежда этого не переживёт. Также стоит прикинуть и габариты предполагаемой покупки. Некоторые аккумуляторы имеют нестандартные размеры, так что иногда даже не помещаются под капотом. Особенно это относится к батареям повышенной ёмкости (более 60 а/ч) и изделиям старого образца, типа "6СТ-55ТМ".
Сейчас на рынке аккумуляторов представлено много так называемых "необслуживаемых" батарей. Чем они отличаются от обычных? Основное отличие в том, что их сепараторы выполнены в виде мешочков, запаянных снизу. Поскольку активная масса таких аккумуляторов не может осыпаться, то шламоотстойника внизу батареи нет, пластины опущены ниже, а освободившийся объём заполнен электролитом. При нормальных условиях эксплуатации к тому времени, когда он будет израсходован, наступит естественный износ в результате сквозной коррозии каркаса решёток. Впрочем, даже на необслуживаемых батареях пробки банок можно снять и долить электролит, если, к примеру, он выкипел в результате перезаряда, так что бояться их не стоит.
Доступнее всего, естественно, изделия отечественного производства, самым дешёвым из которых является саратовская батарея "6СТ-55ЭМ". Это типичный образец старинной конструкции: большой и тяжёлый аккумулятор, залитый сверху мастикой. Впрочем, многим это даже нравится, так как такая батарея условно ремонтопригодна: расковыряв мастику, можно заменить одну из банок, если она вышла из строя. Кроме того, конструкция батареи не препятствует доступу к перемычкам между банками, что позволяет подзаряжать "слабую" банку отдельно. К недостаткам этого аккумулятора можно отнести большие габариты - не под всякий капот поместится - и большой вес: 19 кг.
Из отечественных аккумуляторов сейчас популярны тюменские батареи. Это изделие из белого полупрозрачного пластика по дизайну и электрическим характеристикам не уступает большинству импортных аккумуляторов. Продаётся заправленным и заряженным - полностью готовым к действию. К недостаткам можно отнести отсутствие ручки для переноски и размещённые в лотке пробки. При эксплуатации батареи в этом лотке скапливается грязь, которая при откручивании пробок может попасть внутрь банки.
Близки по цене к отечественным выпущенные в Турции по югославской лицензии аккумуляторы "Zafer". Синие, "обтекаемого" дизайна батареи имеют все атрибуты европейского изделия: пластиковую ручку, закрытый лоток с пробками и индикатор разряда.
В эту же ценовую категорию попадает и польская батарея "Centra". Аккумулятор несколько попроще: ни закрытого лотка, ни индикатора, ни стилистических изысков. На некоторых экземплярах присутствуют ручки. е стоит путать польскую "Centra" с французской. Головное отделение фирмы выпускает более дорогие и качественные батареи.
Самые дорогие в этой категории - словенские аккумуляторы "Topla", отличающиеся ярко-красным цветом корпуса и броским дизайном.
По отзывам продавцов, самые популярные аккумуляторы в Воронеже - "Mutlu". Это турецкое предприятие, работающее по немецкой лицензионной технологии, поставляет свою продукцию в нашу страну уже более 20 лет и имеет довольно высокую репутацию. Её не портит даже турецкое происхождение, столь непопулярное в России.
А где покупать - в принципе неважно. Я бы предпочел авторыно, оптовые ряды - там несколько дешевле.
[Ответ]