Сообщение от :
В расхожем мнении чудеса света находятся за тридевять земель. Того же, что у нас под боком, зачастую не замечаем и не ценим.
Есть всемирно известные Кижи, наше всячески оберегаемое достояние. И есть в Новоусманском районе село Горенские Выселки, а в нем – деревянный Покровский храм, рубленный, между прочим, как и «карельская жемчужина», без единого гвоздя. Деревянное зодчество на лесистом севере выглядит чудом закономерным, в нашей же родимой степи – чудо из чудес. У храма богатая история и печальное настоящее.
Покровская церковь перенесла много невзгод и сумела выстоять. Однако существует такое разъедающее явление, как людское равнодушие. Оно похлеще любой вселенской беды и способно стереть все, даже память о прошлом. А без этого нация мертва, будьте уверены. Мы очень ревностно радеем о своих правах, но начисто забываем об обязанностях.
Покровский храм, увы, гибнет. Местные жители, конечно, пытались что-то сделать. Но… тишь, гладь, вот только отнюдь не Божья благодать. Священники Новоусманского благочиния на вопрос: «Делается ли что-нибудь для спасения Покровского храма Горвыселок?» из года в год отвечают отрицательно. Представители благочиния и рады бы помочь, вот только спрашивать надо не только с них, а с кого повыше. Да, было время, наезжали в село разнокалиберные комиссии и пришли к «компетентному» мнению, что храм восстановлению не подлежит. Формально может оно и так, но только если оторваться от корыта, можно узреть на небе звезды. Что, денег, как всегда нет? Конечно, откуда им взяться-то? Все ушло на ночные клубы, казино да коттеджи.
Ныне Покровский храм выглядит не разрушенным, нет, но каким-то осунувшимся. Внутри пусто и стыло, купольные балки-бревна, словно переломанные ребра, торчат в разные стороны. Окна повыбиты, пола нет. На опаленных стенах кое-где еще угадывается роспись, и останки святых ликов страдают от поругания. Церковь взывает о помощи молча и скорбно. Пора бы услышать.
Не лучше обстоит дело и в недалеком от Горвыселок селении Волна, где в свое время впечатляюще смотрелся каменный Казанский храм. Сейчас он немощен, но когда-то вместе с усадьбой Шуриновых вокруг царила полная гармония окружающей природы и дворянской архитектуры 18-19 веков.
Что-то от усадьбы осталось. Например, здания некогда известных шуриновских конюшен, часть усадебного парка со старинными вязами и сильно заиленный, считай, заболоченный пруд.
Казанская церковь в Волне даже в полуразрушенном состоянии величественна и грациозна Да, ворота разбиты, и двери еле держатся. Вершина купола сияет небесного цвета дырой. До революции купол украшал стеклянный витраж, и солнечный свет, сродни божественному, лился в храм. Под ногами хрустит битый щебень и… новые Святые образа со свежими свечами. И тут же на ободранных стенах до боли знакомые надписи. Процарапано со смаком, со всей силушкой богатырской и с орфографическими ошибками. «Катя + Рома», «Здесь был я»… И это тоже деяния наших современников. Надписи и иконы, почитание и глумление, порок и святость соседствуют друг с другом. По делам нашим будут судить нас. Внуки-правнуки, безусловно, спросят. А ответить-то и нечего. Но давайте и мы спрашивать нашу будущую смену.
Казанский храм в «убитом» состоянии, зато главная улица дачного поселка Волна выспренно именуется «Большая дворянская». Название написано на фанере и прибито к деревянному столбу электропередач. Молодая «дворянская» поросль (или недоросль?) во всю упражняется в правописании, выбрав для этого Казанскую церковь, как самую беззащитную.
СМИ уже надоели своим назойливыми призывами к возрождению отечественной духовной и материальной культуры. То – слова, не более. На деле картина гораздо хуже. Понятно, что вот так, разом, все и вся восстановить невозможно, но хотя бы попытаться сохранить еще оставшееся мы, наверное, в состоянии.
Совсем рядом с Волной в селе Рыкань храм Архангела Михаила признан памятником архитектуры. Рыканцам тоже хвалиться особо нечем, но сельчане убрали из церкви мусор, провели в храме свет и организовали православную библиотеку. Естественно, работы еще непочатый край. По внешнему состоянию храм скорее плох, чем хорош, и мраморная доска на стене, текст которой гласит, что данный объект охраняется государством, вызывает в лучшем случае досаду и недоумение. Не напоминает ли это «Рому + Катю», только на государственном уровне? Повесили охранный ярлык – и руки отряхнули (или умыли, кому как нравится). А то, что рачительными дачниками вовсю и безбожно растаскивается прочнейший церковный кирпич – мелочи, само собой. Главное, в наличии и на виду мраморный «документ с печатью».
Может быть, конечно, от малого – к большому? Это хорошо. А может, и не хорошо, если лишь этим самым малым и будем довольствоваться.
В Волне Казанская церковь и старше рыканской, и меньше разрушена, но не «охраняется государством». Дело, естественно, не в старшинстве и ценности объекта. Суть – в том же возрождении нашей духовности на деле, но не в рамках болтологии.
В этом отношении новоусманские земли являются странной и показательной смесью. Да разве только лишь новоусманские? Куда ни кинь – всюду клин. Не надо забираться в отдаленные уголки нашей области, взглянем лишь на близкие к Воронежу районы Семилукский и Рамонский.
В самих Семилуках «старому» храму – 17 лет! Строго говоря, это и не церковь вовсе, а молельный дом. Через стенку в том же здании расположился магазин «Север», а ранее была забегаловка. В Старой Ведуге общую стенку делят церковь и кузница.
Покровский храм в Семидубравном давным-давно превратился в складское помещение, а от усадьбы Потаповых, которая в разные годы привечала М.Ю. Лермонтова и И.С. Никитина, почти ничегошеньки не осталось.
В Рамонском районе разбиты и разрушены Свято-Никольская церковь (18 век) в Нелже, Михаила Архангела - в Сенном. Смотришь на храм Параскевы Пятницы в Хвощеватке и видишь картину, идентичную Волне и Рыкани.
Село Пекшево, церковь Богоявления, выстроенная в стиле ампир в начале 19 века, позабыта-позаброшена. В селе Карачун, что через овраг от Пекшево, влачит жалкое существование храм Владимирской Божией Матери. Все перечисленные церкви находятся на федеральном и региональном учете, имеют свой порядковый номер, да и только.
Иногда можно услышать: «Для кого восстанавливать, если в упомянутых селах доживают свой век, условно говоря, по два с половиной человека?». Лукавое мудрствование такие рассуждения. Никому ничего не нужно, к сожалению – вот и весь сказ.
После того, как Воронежско-Липецкая епархия раздробилась на Воронежско-Борисоглебскую и Липецко-Елецкую, стало очевидно, что у соседей перспектива на этот счет выглядит заметно радужнее.
Безусловно, и у нас имеются удачные примеры. Восстали из небытия Богоявленская церковь в Терновом и храм Михаила Архангела в Чертовицком. Капля в море, то самое пресловутое исключение.
А сколько заброшенных храмов и осколков от некогда блестящих дворянских усадеб в области? Не счесть. Отделять светское от духовного не стоит, ибо это единое целое, частица нашей с вами богатейшей культуры, которую мы разбазариваем с легкостью поразительной. «Тут и других забот невпроворот» - обычная формула отмахивания от проблем. Но наше наплевательское отношение есть своеобразный бикфордов шнур, подожгут – не затушить, а громыхнет так, что долго потом отряхиваться придется. Если, конечно, будет кому.
Сообщение от SERG16:
Под Воронежем разрушаются уникальные храмы
На втором фото - восстановленный Богоявленский храм из села Терновое. Когда видишь его издалека, то как будто это не памятник 17 века, а игрушечный домик, обшитый сайдингом). Кстати, видела его и до реставрации и все этапы его восстановления - стоит по пути на фазенду.
Кадры из фильма "Судьба человека" Бондарчука:
А храм Покрова, конечно, жалко ( и другие из статьи тоже). Деревянных храмов в нашей области почти не осталось. Да и во всей России подобных в архитектурном плане немного. В частности, называются церкви:
1 - в с. Васильевское, Подмосковье (отреставрирована в 1970-х),
2 - в с. Семёновское, Подмосковье (тоже отреставрирована ещё в 70-х, была перевезена в истринский музеей деревянного зодчества, сгорела в 2001-м)
3 - на Заячьем острове, Соловки:
как бы, таким он должен быть (или когда то был)
Не знаю как сейчас, храм в Горенских Выселках всё же собирались восстанавливать,но несколько лет назад видела его в таком же печальном состоянии как и на фото:
Историю этого храма и ещё фото можно посмотреть здесь и здесь.
Изображения
Сообщение от salex:
Что-то у всех фазенда в одном месте
Какое небо красивое. Такая тишина и спокойствие на фото, прям повеяло. А моя фазенда дальше, ещё км на 15, но пейзажи схожие, только церкви нет, зато есть лес и озеро)
Сообщение от Alex66:
Вот какой деревянный храм восстановили в женском монастыре в г. Серафимович Волгоградской области на берегу Дона.
Вот это да! Ничего себе - деревянный... С виду и не скажешь. Буду теперь знать, куда бы поехать в Волгоградскую область.
[Ответ]
Wanooo 21:41 07.05.2010
Есть вопрос... Кто нибудь знает где можно поискать архивы где и когда строились монастыри?
[Ответ]
Alex66 08:34 08.05.2010
Сообщение от Wanooo:
Есть вопрос... Кто нибудь знает где можно поискать архивы где и когда строились монастыри?
Вас интересуют конкретные монастыри или вообще любые?
По истории Воронежских монастырей лучше Акиньшина почитать (книга "Храмы Воронежа") - там и про основание монастырей, и про строительство их зданий и храмов, и про настоятелей. По другим монастырям надо искать, видимо, отдельно по каждому - вряд ли где-то есть централизованный архив.
[Ответ]
Wanooo 13:59 09.05.2010
Сообщение от Alex66:
Вас интересуют конкретные монастыри или вообще любые?
По истории Воронежских монастырей лучше Акиньшина почитать (книга "Храмы Воронежа") - там и про основание монастырей, и про строительство их зданий и храмов, и про настоятелей. По другим монастырям надо искать, видимо, отдельно по каждому - вряд ли где-то есть централизованный архив.
Меня интересует конкретный монастырь. Который находился в селе Борщево Хохольского р-на. В архивах я нашел только записи о строительстве церкви в этом селе в 1880 кажется году. А на картах 1780-1790гг есть монастырь в том же селе. На сегодняшний день нет ни церкви ни монастыря Я вырос в тех краях и очень интересуюсь историей тех мест.
[Ответ]
Serg_pat 12:00 25.05.2010
Вот что писал воронежский историк Андрей Олегович Амелькин Борщевский во имя Святой Троицы мужской монастырь находился в с. Борщёве (Боршёво) Коротоякского у. Воронежской губ. (ныне Хохольский р-н Воронежской обл.), на правом берегу Дона, в 35 верстах от Воронежа. Основан до 1615 г. игум. Симеоном и донскими казаками с разрешения царя Михаила Феодоровича по челобитной Войска Донского от 1611 г. В мон-ре был построен двухэтажный деревянный храм с 4 престолами: во имя Св. Троицы (главный), преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, вмц. Параскевы Пятницы и свт. Николая. Впосл. церковь была перестроена, часть престолов упразднена, в описи 1644 г. упомянут Троицкий храм с приделом свт. Николая. По др. сведениям, в 1-й пол. XVII в. в обители было 2 деревянных храма: Троицкий и Никольский. В 1621 г. по челобитью донских казаков указом царя Михаила Феодоровича и Патриарха Филарета обители были пожалованы на Дону, у р. Тихая Сосна, рыбные ловли Богатый Затон (Копанище) «с озеры, и с лесами, и со всеми угодьи»; мон-рь также получил 450 дес. пашенной земли, 50 дес. покосов и лесные угодья. После сооружения городов Коротояка (1647) и Урыва (1648) начались конфликты мон-ря с жителями уездов этих городов из-за земельных угодий. Тяжба с перерывами продолжалась с 1653 по 1683 г. и решилась в пользу Б. м., к-рому в 1683 г. добавили еще 789 дес. пашенной земли и 40 дес. покосов. В 50-х гг. XVII в. в Б. м. начал действовать конный завод. Обители принадлежали 3 мельницы, 4 подворья, в т. ч. в Воронеже, в 1688 г. к мон-рю было приписано 175 крестьянских дворов.
Б. м. являлся составной частью Белгородской черты (строительство завершилось в 40-х гг. XVII в.), предназначенной для защиты от набегов крымских татар. Б. м. контролировал ее 12-километровый участок вдоль Дона от Сухой Голышевки до Пороя, называвшийся Борщёвским. Мон-рь отвечал за ремонтные работы на укреплениях своего участка, крестьяне обители несли повинности по строительству крепостных сооружений Воронежа, одна из крепостных башен города называлась Борщёвской. К сер. XVII в. Б. м. представлял собой хорошо укрепленную крепость: с 3 сторон его окружал дубовый острог с бойницами, над воротами находилась башня с бойницами и колокольней, у монастырских ворот стояли 2 пушки и 2 железные пищали. Слобода, в к-рой жили монастырские крестьяне, наемные работники и казаки, имела укрепления в виде двойных дубовых надолб. Монастырские поля также были окружены надолбами, усиленными 3 караульными острожками.
Основными вкладчиками и постриженниками Б. м. были донские атаманы (часто ходатайствовавшие перед царями за обитель, напр. Епифан Радилов, Наум Васильев, Корней Яковлев, Фрол Минаев) и казаки. Опираясь на поддержку воронежского воеводы и Войска Донского, настоятели и ктиторы мон-ря часто вступали в конфликты с епархиальными архиереями, а иноки, не оставившие казачьих обычаев, споры с соседями зачастую решали с помощью оружия. 9 февр. 1686 г. Б. м. был приписан к воронежскому архиерейскому дому. Мон-рь продолжал принимать донских казаков, желавших принять постриг, др. людям нельзя было оставаться в мон-ре более 3 дней. Неск. раз Б. м. посещал свт. Митрофан, еп. Воронежский. В 1764 г. обитель была упразднена, Троицкий храм стал приходским. К наст. времени постройки мон-ря не сохранились.
Ист.: Вейнберг Л. Б. Мат-лы для истории Воронежской и соседних губерний. Воронеж, 1891. Т. 2. С. 227-230; ДАИ. Т. 9. С. 106; Т. 10. С. 47; Донские дела. СПб., 1898. Кн. 4. Стб. 814; Окладныя книги Рязанской митрополии 1676 г. Воронежский и Елецкий у. // Воронежская старина. 1902. Вып. 1. С. 116; Переписные книги Воронежской епархии мон-рям 1702 г. // Там же. 1903. Вып. 2. С. 211; Мат-лы по истории монашества на Дону. I. Обзор грамот Коллегии экономии // Там же. С. 120-149; Мат-лы по истории монашества на Дону // Там же. 1904. Вып. 5. С. 17-20, 26-31.
Лит.: Евгений (Болховитинов), митр. Ист., геогр. и экономическое описание Воронежской губ. Воронеж, 1800. С. 178-179; Положение мон-рей Воронежской епархии при свт. Митрофане // Воронежская старина. 1903. Вып. 2. С. 170-210; Никольский П. В. Монашество на Дону // Там же. 1907. Вып. 6. С. 55-62, 130, 144-151; Олейников Т. М. Воронежский архиерейский дом в кон. XVII и XVIII в. // Там же. 1913. Вып. 12. С. 326, 336-347; Калганов Б. Н. Роль мон-рей в заселении и хозяйственном освоении Воронежского у. XVII века // История заселения и хозяйственного освоения Воронежского края в эпоху феодализма. Воронеж, 1986. С. 34-46; Глазьев В. И. Страницы ранней церковной и монастырской истории г. Воронежа и Воронежского у. // Церковь и ее деятели в истории России. Воронеж, 2001. С. 57.
Можно еще посмотреть Никольский "Монашество на Дону". А не поделитесь ли картами - ищу любые данные по Воронежским монастырям, особенно по Костомарово.
[Ответ]
Wanooo 18:21 25.05.2010
Большое спасибо за информацию...
Ссылку на карты дам чуть позже как только заработает ресурс с которого можно их скачать... Карты ориентировочно 1780 - 1790 гг 2х или 3х верстки...
[Ответ]
Wanooo 19:19 25.05.2010
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1388378
Планы генерального межевания 12 уездов
Воронежской губернии, конец XVIII века
Масштаб: 2 версты в дюйме
Тип файлов: jpg
Цветной, не топографический
Имеются ПГМ следующих уездов:
Бирючанский уезд 2 в.
Бобровский уезд 2 в.
Богучарский уезд 2 в.
Валуйский уезд 2 в.
Воронежский уезд 2 в.
Задонский уезд 2 в.
Землянский уезд 2 в.
Калитвинский уезд 2 в.
Коротоякский уезд 2 в.
Нижнедевицкий уезд 2 в.
Осторогожский уезд 2 в.
Павловский уезд 2 в
[Ответ]
Serg_pat 23:08 25.05.2010
Спасибо за ссылку! Эту карту я давно скачал, но монастыри там просмотрел, поищу теперь повнимательнее. [Ответ]
Wanooo 00:08 26.05.2010
Достаточно подробные карты... А монастыри и церкви на них обычно как крестик обозначаются...
Изображения
Я новичок на форуме. Я пишу Историю Семьи для внуков. Мои свёкры - выходцы из Воронежской губернии, которые переселились в Казахстан во время Столыпинской реформы. Конкретно, свекр из села (как выяснилось в "Списке населенных мест Воронежской губернии, !900 г, не села, а хутора) Фёдоровка, Богучарского уезда. церкви там не было, был только молитвенный дом. Может ли кто-нибудь мне помочь узнать, где, в каком селе, в какой церкви население этого хутора крестилось и венчалось? В Интернете мне не удалось найти эти сведения. Спасибо, Светлана.
[Ответ]
Таня Бро 14:23 23.12.2010
Всем, здравствуйте!
Ищу информацию по храмам Воронежской епархии до революции. Нужен храм ныне Добренского района Липецкой обл, который раньше был в ведении Воронежской епархии. Не знаю, был ли храм в с. Приозерное, возможно это село относилось к приходу другого села.
Помогите узнать хоть что-то.
И еще, не знаете, есть ли в интернете или кого-то лично книги типа "Списки воспитанников, окончивших полный курс семинарских наук в Воронежской ДС за истекшее столетие". Ищу сведения о диаконе Федоре Владыкине (конец 19 в.)
[Ответ]
RKKA 10:53 14.02.2011
Раздел большой, было или нет не знаю, может быть кому-то покажется интересным
Изображения
Рамонский район село Нелжа. Церковь Николая Чудотворца. Был там в конце марта. Просто потрясён масштабом и качеством проведённых работ по реставрации храма. На мой взгляд одна из самых красивых церквей в нашей области, виденных мною. На фотографиях лето 2011 и март 2017.
Изображения
Решил задать вопрос в этой ветке.
В 2014 году по пути из Анны в Новохопёрск в одном из сёл сфотографировал церковь.
Теперь вот не помню, где именно.
Подскажите, пжлст, кто знает, что за церковь и где она находится:
Сообщение от Neznaika:
Рамонский район село Нелжа. Церковь Николая Чудотворца...........потрясён масштабом и качеством проведённых работ по реставрации храма..........
В селе Карачун Рамонского района отреставрировали церковь Владимирской иконы Божией Матери.
На фото - октябрь 201г. и июнь 2017г.
Первое фото - октябрь 2010г.
Кстати, а как редактировать свои сообщения?
[Ответ]
Neznaika 08:57 03.07.2017
Сообщение от Здешний:
В селе Карачун Рамонского района отреставрировали церковь Владимирской иконы Божией Матери.
На фото - октябрь 201г. и июнь 2017г.
Вот фото этого храма в июле 2013 года, во время реставрации. Много фресок сохранилось, к счастью:
Изображения