Большой Воронежский Форум
» Православие>Православное Богослужение (вопрос-ответ)...
Inkvizitor 13:28 17.02.2008
Видное место в жизни православного христианина занимает богослужение.Каждый верующий понимает необходимость церковного единства выраженного в евхаристическом общении.
Но иногда возникают вопросы касаемые литургических особенностей той или иной службы, в разрешении которых необходима помощь. Потому как в одиночку не всегда получается осилить Типикон. (Думаю не стоит разъяснять необходимость понимания богослужения)
Если у вас возникли вопросы связанные с богослужением или вы хотите узнать больше о богослужебной практике Русской Православной Церкви, то вы можете задать вопрос в этой теме...

P. S. : 1. ответы будут даны только на те вопросы, которые будут соответствовать данной теме;
2. вопрос о переводе текстов богослужения на русский язык не соответствует тематике. [Ответ]
vi0 22:25 17.02.2008
Inkvizitor, чрезвычайно интересует смысл некоторых деталей проскомидии - когда православный священник вырезает ножом из хлеба Агнца Божьего (Иисуса Христа, который является главой православной церкви), потом символически его распинает крестообразным надрезом и, в завершение, убивает уколом копья в бок - по-моему, это как-то кощунственно и напоминает ритуалы вуду. [Ответ]
Nиколай 11:31 18.02.2008

Сообщение от vi0:
по-моему, это как-то кощунственно и напоминает ритуалы вуду.

А распятие и крестную смерть Христа не напоминает? Как Его распинали, как Его уже мертвого пронзили копьем? Почитайте Евангелие- может быть обрящете сходство. [Ответ]
Камиль Писсаро 14:38 18.02.2008
Nиколай, ВИО пытается спросить с какой целью священник имитирует распятие - именно этот ритуал напоминает вуду (магический принцип подобия). [Ответ]
vi0 15:37 18.02.2008
Nиколай, вы считаете нормальным, что священник, подобно римскому сотнику, пронзает копием тело Христово? [Ответ]
Материалист 15:59 18.02.2008

Сообщение от Nиколай:
А распятие и крестную смерть Христа не напоминает? Как Его распинали, как Его уже мертвого пронзили копьем? Почитайте Евангелие- может быть обрящете сходство.

Да, действительно. Напоминает. Но это ведь не распятие Его! Это эмитация. С этой точки зрения это больше напоминает пляски вокруг столбов. Не кажется Вам? [Ответ]
Антон Ю.Б. 20:37 18.02.2008
Камиль Писсаро, ну а чем напоминает-то? Симпатическая магия предполагает в обязательном порядке воздействие на прообраз через образ. Как это можно усмотреть в проскомидии? [Ответ]
Nиколай 21:33 18.02.2008

Сообщение от Материалист:
Да, действительно. Напоминает. Но это ведь не распятие Его! Это эмитация

Вы предлагаете для большего соответствия действительности кого-нибудь взаправду распять? [Ответ]
Inkvizitor 22:06 18.02.2008

Сообщение от Камиль Писсаро:
Nиколай, ВИО пытается спросить с какой целью священник имитирует распятие - именно этот ритуал напоминает вуду (магический принцип подобия).

Начальные слова проскомидии ответят на этот вопрос: "В воспоминание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа". (служебник, Божественная Литургия, Проскомидия)
Все действия которые совершает иерей над Агнцем, наполнены воспоминанием и напоминанием исторических событий земной жизни Христа.
Священник прокалывает правую сторону Агнца, говоря:"Един от воин копием ребра Его прободе и абие изыде кровь и вода; и видевый свидетельствова, и истинно есть свидетельство его".
Этим священник вспоминает как один из сотников Лонгин проткнул рёбра Христовы копием и тотчас побежала кровь и вода, и свидетельствовал Лонгин о Христе как о Мессии, и уверовал...
Все действа проскомидии взаимосвязаны и прообразуют крестный путь Христов. [Ответ]
Inkvizitor 22:11 18.02.2008
По-моему ответ получен...
Напомню, что эта тема из категории вопрос-ответ, поэтому полемика, которую пытается развязать vi0 здесь не уместна.

P.S.: подобные "полемические" вопросы будут игнорироваться. [Ответ]
vi0 10:12 19.02.2008
Inkvizitor, символика-то вполне ясна, в отличие от формы ее выражения.. К сожалению, Шмеман и Мень этого не проясняют.

Модераторам: ежели топикстартер не желает здесь полемики - может перенесете в отдельную тему? [Ответ]
Олег 44 09:14 27.02.2008
Inkvizitor, У меня к вам такой вопрос, не знаю относится ли он к литургической практике или нет, но я для себя не могу найти верного ответа.
Согласно Апостольскому правилу каждый христианин должен приходить в церковь на литургию не мене чем раз в три недели. И там соответственно причащаться и исповедоваться, тогда он действительно верный христианин.Нарушение данного правила ведет к отлучению от Причастия. Но в сегодняшней богослужебной практике такое бывает редко, да и я сам хоть и стараюсь соблюдать это правило не всегда его соблюдаю. И тем более конечно же не причащаюсь согласно этому правилу.Почему? Это так сказать есть моя некоторая личная проблема, которую не хотелось бы обсуждать.
Так вот вопрос такой, кто я есть в этом случае и где я могу находиться после того как началась Литургия верных? Либо я должен находиться среди кающихся в притворе, либо вообще покинуть службу как оглашенный (кстати слышал и такую точку зрения), либо все таки могу находиться среди верных.Потому что покидать службу до ее окончания я не могу согласно того же Правила.Хотелось услышать по возможности точку зрения Церковного уставного порядка и вашу конкретно точку зрения из своего духовного опыта.
Заранее благодарен буду за ответ! [Ответ]
Inkvizitor 21:35 27.02.2008
Олег 44, время неумолимо несётся вперёд, эпоха сменяет эпоху, меняются нравы и устои общества, меняется и христианское общество...неизменен один Бог. Следует понимать, что апостольские правила писались в первые века христианства, для христианских общин как практическое руководство. Первые христианские общины коренным образом отличаются от современного христианского общества. И некоторые традиции и в частности апостольские правила не применимы к нашей сегодняшней действительности, многие правила стали "неудобоносимыми". Видя это и понимая всю проблематику сложившейся ситуации православная церковь идёт навстречу своим чадам, послабляя апостольские правила...
Теперь конкретно по вашему вопросу...
Причащаться можно каждое воскресное богослужения, но стоит помнить, что не стоит относится к приобщению Христовых Тайн как к некой "обязаловке". Чувствуете потребность в причастии подойдите к чаше, но подходите с большим смирением и упованием на великое человеколюбие Божие...
Среди кающихся в притворе вы могли бы находится лишь тогда, когда несли бы епитимью данную священником. Если же вы не несетё епитимью, то вы должны вместе с остальными христианами единодушно участвовать в богослужении, в данном случаи в Литургии. Вы не должны покидать службу при Литургии верных, т. к. не являетесь оглашенным.
Отбросьте все сомнения по этому поводу, участвуйте в богослужении со смиренным сердцем.
Надеюсь, что я хотя бы немного ответил на ваш вопрос... [Ответ]
Олег 44 11:14 28.02.2008
Inkvizitor Спасибо за поддержку. Интуитивно и здровому размышлению я и сам пришел к такому же размышлению, но всегда приятно что кто-то тебя поддерживает.Потому что хоть и пытался стоять в притворе или уходить после Литургии оглашенных то не чувствовал полноты участия в богослужении.Ведь когда ходишь в одну и туже церковь привыкаешь стоять в одном месте. Да и дествительно создавалось ощущение что по собственному произволению как бы сам накладываешь на себя епитемью, что конечно не верно. Еще раз спасибо за ответ. [Ответ]
Ребро_Адама 13:01 28.02.2008

Сообщение от Inkvizitor:
Причащаться можно каждое воскресное богослужения, но стоит помнить, что не стоит относится к приобщению Христовых Тайн как к некой "обязаловке".

Inkvizitor, большое вам спасибо за ответ!
Последние месяцы не получается, как раньше, причащаться еженедельно, и я себя грызу за это.
Теперь постараюсь смотреть на это иначе. [Ответ]
vi0 13:06 28.02.2008
Inkvizitor, опубликуйте, пожалуйста, список остальных устаревших правил, которые можно выполнять по собственному желанию, а не как "обязаловку". Думаю, многим будет крайне интересно узнать, какие еще элементы веры можно с чистой совестью "продинамить". [Ответ]
Ребро_Адама 22:19 28.02.2008

Сообщение от vi0:
опубликуйте, пожалуйста, список остальных устаревших правил которые можно выполнять по собственному желанию, а не как "обязаловку".

Я думаю, что вам стоит начать придерживаться хотя бы основных заповедей - для начала, не стоит сразу начинать так рьяно - можно не потянуть. [Ответ]
Эрика 09:26 29.02.2008
Мыться с иудеем в одной бане, например. Или у него лечиться. [Ответ]
Nиколай 23:53 29.02.2008

Сообщение от Ребро_Адама:
Я думаю, что вам стоит начать придерживаться хотя бы основных заповедей

...аще хощете, да творят вам человецы, тако и вы творите им. Се бо есть закон и пророцы (Мф. 7, 12). [Ответ]
Материалист 11:40 01.03.2008

Сообщение от Nиколай:
...аще хощете, да творят вам человецы, тако и вы творите им. Се бо есть закон и пророцы (Мф. 7, 12).

Вы комментируйте как-то, а то получается какое-то зуб за зуб. [Ответ]
Антон Ю.Б. 12:41 01.03.2008
Материалист, Вы направление логики (посылку и вывод), видимо, перепутали. [Ответ]
Материалист 14:21 01.03.2008

Сообщение от Антон Ю.Б.:
Материалист, Вы направление логики (посылку и вывод), видимо, перепутали.

Это Вы по поводу чего? [Ответ]
Олег 44 17:23 02.03.2008
Inkvizitor Хотел бы услышать ваше мнение еще по одному вопросу. Раньше, после возгласа священника "..двери, двери затворите" после Литургии оглашенных, действительно затворялись двери и никого больше не впускали и не выпускали, чтобы посторонние не присутствовали на самом важном - Таинстве Евхаристии. Сейчас это не делается. У меня 2 года назад родилась такая мысль возродить эту традицию. Я даже предложил настоятелю своего храма, если не каждый день то хотя бы по субботам и воскресеньям потихоньку приучать к этому прихожан. Он отнесся к этому не то что бы отрицательно но и не согласился. А не давно слушая одну из лекций Кураева я услышал ту же мысль.Причем он предлагал что бы в этом участвовала больше даже молодежь как некое послушание. Каково ваше мнение? [Ответ]
Inkvizitor 10:44 03.03.2008
В "запирании" дверей храма в нынешнее время нет смысла...
Да действительно такой элемент в христианском богослужении был в ранехристианский период. Связано это было лишь с практической стороной вопроса. Дело в том, что ранехристианская церковь не "знала" иконостаса (в устройстве храма такого элемента не было, да и самого храма как такого то и не имели христиане, все собрания проходили в катакомбах и на дом). Всё тайнодействие происходило непосредственно на глазах у "верных", а не крещённые не допускались, двери были при этом запираемы...
В эпоху "вселенских соборов", после того как оглашенных просили выйти из храма, двери храма не затворяли, но при входе стояли дъякона дабы в храм случайно не зашли некрещённые во время тайнодействия...стоит заметить, что с этого периода пошли иконостасы и часть священнодействия теперь скрыто и от верных...
Со своей стороны замечу, что в нашей современной действительности некоторые правила просто не применимы и не выполнимы в силу сложившихся обстоятельств. [Ответ]
Merkuriy 11:30 03.03.2008

Сообщение от Олег 44:
Inkvizitor хоть и пытался стоять в притворе или уходить после Литургии оглашенных то не чувствовал полноты участия в богослужении.

Олнег 44, а находиться во время литургии в храме и не причащаться, по-вашему, - полнота? Если не причащаешься, то уходить - это хоть честно, поскольку литургия верных построена таким образом, что Благодарение - это ее центр, а приобщение Даров - логическое продолжение Благодарения.


Сообщение от Inkvizitor:
В эпоху "вселенских соборов", после того как оглашенных просили выйти из храма, двери храма не затворяли, но при входе стояли дъякона дабы в храм случайно не зашли некрещённые во время тайнодействия...
Со своей стороны замечу, что в нашей современной действительности некоторые правила просто не применимы и не выполнимы в силу сложившихся обстоятельств.

Какие такие "сложившиеся обстоятельства"? ))) [Ответ]
vi0 12:54 03.03.2008

Сообщение от Inkvizitor:
В эпоху "вселенских соборов", после того как оглашенных просили выйти из храма, двери храма не затворяли, но при входе стояли дъякона дабы в храм случайно не зашли некрещённые во время тайнодействия...

Кстати, а вот если я, атеист, зайду в храм во время службы, минут 5 поглазею по сторонам и уйду - это очень богохульственно? Не хотелось бы получить кадилом по лбу.. [Ответ]
Inkvizitor 20:06 03.03.2008

Сообщение от Merkuriy:
Олнег 44, а находиться во время литургии в храме и не причащаться, по-вашему, - полнота? Если не причащаешься, то уходить - это хоть честно, поскольку литургия верных построена таким образом, что Благодарение - это ее центр, а приобщение Даров - логическое продолжение Благодарения.


Какие такие "сложившиеся обстоятельства"? )))

Ну во-первых логически сначала "приобщение" Тела и Крови Христовых (а не приобщение даров), а потом уже благодарение, это так логически...
Это вы, что советуете также и священникам покидать алтарь, в случае если они не причащаются?

Одно такое сложившееся обстоятельство, из множества, это отсутствие оглашенных как таковых... [Ответ]
Merkuriy 12:06 04.03.2008

Сообщение от Inkvizitor:
Ну во-первых логически сначала "приобщение" Тела и Крови Христовых (а не приобщение даров), а потом уже благодарение, это так логически...
Это вы, что советуете также и священникам покидать алтарь, в случае если они не причащаются?
Одно такое сложившееся обстоятельство, из множества, это отсутствие оглашенных как таковых...

Inkvizitor, про Благодарение - читайе внимтаельнее начало евхаристического конона, а то по литургике зачет не поставлю

А вот оглашенных можно бы и организовать на приходе. Есть же люди, желющие войти в церковь. Вот и будет вам и им полонта )))
[Ответ]
Inkvizitor 20:52 06.03.2008

Сообщение от Merkuriy:
Inkvizitor, про Благодарение - читайе внимтаельнее начало евхаристического конона, а то по литургике зачет не поставлю

может процитируете... [Ответ]
Чтец Роман 21:03 18.03.2008
Благодарим Господа! - Достойно и праведно... [Ответ]
Вверх