Официальный перевод на русский язык
КОНВЕНЦИЯ
от 4 ноября 1950 года
О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫХ СВОБОД <*>
Статья 35
Условия приемлемости
1. Суд может принимать дело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты, как это предусмотрено общепризнанными нормами международного права, и в течение шести месяцев с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу.
2. Суд не принимает к рассмотрению никакую индивидуальную жалобу, поданную в соответствии со статьей 34, если она:
a) является анонимной; или
b) является по существу аналогичной той, которая уже была рассмотрена Судом, или уже является предметом другой процедуры международного разбирательства или урегулирования, и если она не содержит новых относящихся к делу фактов.
3. Суд объявляет неприемлемой любую индивидуальную жалобу, поданную в соответствии со статьей 34, если сочтет ее несовместимой с положениями настоящей Конвенции или Протоколов к ней, явно необоснованной или злоупотреблением правом подачи жалоб.
4. Суд отклоняет любую переданную ему жалобу, которую сочтет неприемлемой в соответствии с настоящей статьей. Он может сделать это на любой стадии разбирательства.
Комментарий:
Условия приемлемости жалобы заинтересованного лица определены в ст. 35 Конвенции. К ним относятся исчерпание внутренних средств правовой защиты, соблюдение срока обращения и правил подачи жалобы.
Исчерпание внутренних средств правовой защиты. Суд может принимать дело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты.
Данное требование основано на ст. 13 Конвенции, согласно которой каждый, чьи права и свободы, признанные в Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.
Европейский Суд неоднократно отмечал, что вопрос о том, какие средства защиты должны быть исчерпаны, определяется внутригосударственным правом и разрешается государственными органами. Если для устранения нарушений права имеется несколько средств защиты, то заявитель должен объяснить, почему он выбрал то или иное средство защиты. Выдвигать возражения относительно того, что заявитель не исчерпал внутренних средств защиты, и доказывать наличие имеющихся и достаточных внутренних средств защиты должно государство-ответчик <*>.
--------------------------------
<*> См.: Гомьен Д., Харрис Д., Зваак Л. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика. С. 72 - 77.
Если государственные органы (административные органы, государственные суды) не восстанавливают нарушенного права лица или не присуждают потерпевшей стороне справедливую компенсацию, Европейский Суд по правам человека вправе рассмотреть этот вопрос, приняв соответствующую жалобу заявителя.
Если потерпевшая сторона не использовала все внутренние средства правовой защиты, то ее заявление не может быть рассмотрено Судом, поскольку механизм защиты прав человека, предусмотренный Конвенцией, является дополнительным по отношению к внутреннему механизму защиты тех же прав.
Для гражданина Российской Федерации исчерпание внутренних средств правовой защиты означает, что его дело в зависимости от правил подсудности должно быть рассмотрено сначала мировым судьей или федеральным судом общей юрисдикции первой инстанции затем судом апелляционной или кассационной инстанций.
Поскольку Европейский Суд по правам человека не рассматривал и не рассматривает производство в порядке надзора в качестве эффективного средства правовой защиты, которое необходимо исчерпать <*>, то обращение заинтересованного лица в суд надзорной инстанции для подачи надзорной жалобы на вступившее в законную силу судебное постановление не является обязательным.
--------------------------------
<*> Решение от 8 февраля 2001 г. по вопросу приемлемости жалобы N 47936/99 "Галина Питкевич против Российской Федерации"; решение по вопросу приемлемости жалобы N 69582/01 "Александр Сардин против Российской Федерации"; решение по вопросу приемлемости жалобы N 33408/03 "Анатолий Денисов против Российской Федерации".
В связи с этим внутренние средства правовой защиты, предусмотренные ГПК РФ, считаются исчерпанными после принятия постановления суда второй (апелляционной или кассационной) инстанции.
Правила подачи жалобы. Порядок подачи жалобы, требования, которым должна отвечать жалоба, определены Регламентом Европейского Суда по правам человека.
Первоначально подать индивидуальную жалобу заявитель вправе самостоятельно или через представителя. Жалоба представляется в письменной форме подписывается заявителем или его представителем. Обращение в Суд может быть направлено факсом, телеграммой, в которых кратко излагается предмет индивидуальной жалобы. В течение пяти дней после такого обращения заявитель должен направить в Суд подписанный оригинал жалобы.
Для составления жалобы в Секретариате Суда имеется формуляр, который может быть выслан заявителю для заполнения. Направление первого сообщения, в котором был изложен предмет будущей жалобы, важно для соблюдения шестимесячного срока обращения в Суд.
Жалоба должна содержать данные о заявителе; его представителе; краткое изложение фактов, краткое изложение нарушений Конвенции, имевших место, по мнению заявителя, и соответствующих доводов; указание на соблюдение требований приемлемости жалобы; предмет жалобы. К жалобе прилагаются копии соответствующих документов, связанных с предметом жалобы. Жалоба может быть составлена на русском языке. После того как будет решен вопрос о приемлемости жалобы, состязательные бумаги должны подаваться на одном из официальных языков Суда - французском или английском. Председатель Суда может разрешить продолжать использовать официальный язык одного из государств - участников Конвенции и после того, как жалоба была объявлена приемлемой.
Порядок подачи жалобы четко определен в практической инструкции "Подача жалобы", дополняющей ст. ст. 45 и 47 Регламента Суда и предписанной Председателем Суда 1 ноября 2003 г.
Подача жалобы - бесплатная процедура.
Если заинтересованное лицо претендует на присуждение ему Судом справедливой компенсации за допущенное государством нарушение его прав, то соответствующее требование должно быть изложено письменно. Регламентом не предусматривается указание на требование о компенсации в индивидуальной жалобе. Такое требование может быть изложено в письменных объяснениях или в отдельном процессуальном документе. Заявитель должен представить расчет и необходимые подтверждающие требование документы.
[Ответ]
ПРАКТИЧЕСКАЯ ИНСТРУКЦИЯ <*>
СОСТЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
--------------------------------
<*> Составлена 1 ноября 2003 г. Председателем Суда в соответствии с правилом 32 Регламента Суда.
I. ПОДАЧА СОСТЯЗАТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ
Общие положения
1. Состязательный документ должен быть представлен в Секретариат Суда в срок, установленный в соответствии с правилом 38 Регламента, способом, указанным в пункте 2 этого правила.
2. Дата, когда состязательный или иной документ был получен Секретариатом Суда, указывается на таком документе в виде штампа получения.
3. Все состязательные документы, а также все прилагаемые к ним документы должны быть представлены в Секретариат Суда в трех копиях, направленных по почте, и, по возможности, в одной копии, направленной по факсу.
4. Секретные документы должны направляться заказной почтой.
5. Состязательные документы, направленные по собственной инициативе сторон, не включаются в материалы дела, если Председатель Палаты не примет решение об обратном (см. пункт 1 правила 38).
Передача документов посредством факсимильной связи
6. Сторона дела может передать состязательный или иной документ в Суд, переслав его посредством факсимильной связи ("по факсу") <*>.
--------------------------------
<*> Номер факса + 00 33 (0)3 88 41 27 30; другие номера факса можно найти на Интернет-сайте Суда.
7. Имя лица, подписавшего состязательный документ, также должно быть напечатано, чтобы его можно было распознать.
II. ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ
Форма
8. В состязательном документе должны быть указаны:
a) номер жалобы и название дела;
b) название состязательного документа (например, возражения ("observations") по вопросу приемлемости (и по существу), ответы на возражения властей/заявителя по вопросу приемлемости (и по существу), возражения по существу, дополнительные возражения по вопросу приемлемости (и по существу), меморандум ("memorial") и т.д.);
9. Помимо этого, состязательные документы должны:
a) быть выполнены на листе A4 с полями шириной не менее 3,5 см;
b) быть полностью разборчиво написаны, желательно напечатаны;
c) все числа должны быть написаны цифрами;
d) страницы должны быть последовательно пронумерованы;
e) быть разделены на параграфы, каждый параграф должен быть пронумерован;
f) быть разделены на главы и/или подзаголовки, соответствующие форме и стилю решений и постановлений Суда ("Факты"/"Применимое национальное законодательство (и правоприменительная практика)"/"Суть жалобы"/"Право"; последняя глава должна быть разделена подзаголовками "Предварительные возражения...", "Предполагаемое нарушение статьи... Конвенции" в зависимости от дела);
g) содержать ответы на вопрос Суда или доводы других сторон под отдельным подзаголовком;
h) содержать ссылки на все документы или доказательства, упоминаемые в состязательных документах и прилагаемые к ним.
10. Если объем состязательного документа более 30 страниц, к нему должно прилагаться краткое его изложение.
11. Если сторона предоставляет документы и/или иные вещественные доказательства вместе с состязательным документом, каждое такое доказательство должно быть указано в отдельном приложении.
Содержание
12. Состязательные документы сторон после коммуникации жалобы должны включать в себя:
a) изложение фактов дела; однако:
i) если сторона не оспаривает факты в том виде, как они приведены в изложении фактов, подготовленном Секретариатом Суда, она должна ограничить свои возражения кратким указанием этого;
ii) если сторона оспаривает лишь часть фактов в том виде, как они приведены в изложении фактов, подготовленном Секретариатом Суда, или желает их дополнить, она должна ограничить свои возражения лишь описанием этих моментов;
iii) если сторона возражает полностью или частично против способа изложения фактов другой стороной, она должна четко указать, какие факты она оспаривает, и ограничить свои возражения описанием спорных вопросов;
b) правовые доводы, относящиеся сначала к приемлемости жалобы, а затем по существу дела; однако:
i) если определенные фактические или правовые вопросы поставлены перед стороной, она должна ограничиться приведением доводов по такому вопросу;
ii) если состязательный документ является ответом на доводы другой стороны, документ должен содержать ссылки на конкретные доводы в порядке, описанном выше.
13. a) Состязательные документы сторон после объявления жалобы приемлемой должны включать в себя:
i) краткое изложение позиции стороны относительно фактов дела, как она изложена в решении о приемлемости жалобы;
ii) правовые доводы по существу дела;
iii) ответы на конкретные вопросы, поставленные Судом, относительно фактов и права.
b) Заявитель, одновременно выдвигающий требования о справедливой компенсации, должен делать это так, как указано в Практической инструкции о подаче требований о справедливой компенсации <*>.
--------------------------------
<*> Еще не составлена, в настоящее время см. правило 60.
14. Что касается конфиденциальности процесса заключения мирового соглашения (пункт 2 статьи 38 Конвенции и пункт 2 правила 62 Регламента), все документы, представленные в целях заключения мирового соглашения, подаются отдельно от состязательных документов.
15. В состязательных документах, представленных в ходе состязательного разбирательства, не могут содержаться ссылки на предложения, уступки или иные заявления, сделанные в связи с желанием заключить мировое соглашение.
III. СРОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ
Общие положения
16. Сторона обязана обеспечить, чтобы состязательные и иные прилагаемые к ним документы или доказательства были доставлены в Секретариат Суда вовремя.
Продление сроков
17. В соответствии с правилом 38 Регламента срок может быть продлен по просьбе стороны.
18. Сторона, желающая продлить срок, установленный для подачи состязательного документа, должна обратиться с такой просьбой, как только ей станет известно об обстоятельствах, оправдывающих такое продление, и в любом случае до истечения срока. Сторона должна указать причину задержки.
19. Если срок продлен, то продление применяется ко всем сторонам, в отношении которых течет срок, даже если какая-либо сторона не просила об этом.
IV. НЕВЫПОЛНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К СОСТЯЗАТЕЛЬНЫМ ДОКУМЕНТАМ
20. Если состязательный документ подан с нарушением требований, установленных в пунктах 8 - 15 настоящей Практической инструкции, Председатель Палаты может предложить стороне подать состязательный документ повторно с соблюдением этих требований.
21. Невыполнение условий, перечисленных выше, может привести к тому, что будет считаться, что состязательный документ подан ненадлежащим способом (см. пункт 1 правила 38 Регламента Суда).
[Ответ]