Далекий 2010 год. На 10-й строчке рейтинга крупнейших производителей продуктов питания в России «скромно» расположилась черноземная компания «Эфко» с 27 млрд рублей выручки. Да, это уже настоящий гигант пищепрома, но сверху на него все еще давят такие известные бренды, как «Мираторг», «Продимекс», «Вимм-Билль-Данн» и прочие. Впереди тяжелые времена. Первые санкции 2014 года, шесть лет экономической стагнации, всемирная эпидемия и начало боевых действий, повлекшее большую торговую войну со всем западным миром. Казалось бы, совершенно неподходящие времена для колоссального роста. Но, как говорил Джон Кеннеди, кризис – это в том числе и время возможностей. И, судя по всему, «Эфко» неплохо распорядилась выпадающими по дороге шансами. По итогам 2021 года компания занимала второе место в рейтинге Infoline Food & Drink, чуть позже «Эфко» заняла в нем и первую строчку. А если верить Forbes, «Эфко» и «Росагро» в последние годы борются за «серебро» по выручке среди отечественных производителей продуктов. В общем, как ни крути, а в тройку гигантов компания себя вписала прочно, увеличив выручку в 10 раз за 14 лет. Как же у нее это получилось? Что помогло помимо роста цен на масло на мировом рынке? Попробуем разобраться.Горы инвестиций в разработкиЕсли взглянуть на графики с отчетностью головной компании «Эфко», то стремительный рывок в выручке и чистой прибыли обнаруживается аккурат до пандемии – в 2019 году. Промежуток с 2019-го по 2020-й – это первый год залпового роста доходности. Пыльные архивы подсказывают нам, что незадолго до этого холдинг впервые привлек сотрудников государственных НИИ к разработке новых продуктов питания и начал широкомасштабные инвестиции в инновации на этом поле. А вдохновила руководство история американского проекта, который на ровном месте произвел пищевую революцию, научившись добывать пальмовое масло в лабораториях без вырубки лесов. Именно после этого «Эфко», испугавшись устареть, как Nokia в родной отрасли, с распростертыми объятиями пошла к отечественным ученым.Работу разделили по нескольким направлениям: одна группа занималась растительным мясом и молоком, вторая трудилась над созданием альтернативы сахару из белков, а третья – суперфудом. Последний, кстати, в теории должен положительно влиять на здоровье человека и тормозить старение.Успехи не заставили себя долго ждать. В 2020 году растительные котлеты «Хайбургер» вышли на рынок, и тут же потекли рекой «вкусные» контракты – с ЦУМом, «Теремком», «Шоколадницей», «Бургер Кингом», «Тануки», «Чайхоной № 1» и так далее. К настоящему моменту в рознице продукт представлен уже в десятках тысяч магазинов и «генерит» прибыль в сотни миллионов рублей. Ну и, согласитесь, это неплохой задел на будущее. Сама «Эфко» рассчитывает, что к следующему десятилетию мировой рынок растительного мяса расширится до 100 млрд долларов в год и Россия отхватит себе немалую его долю. Чуть позже аналогичный путь повторила и растительная «молочка» компании: от разработки до контрактов с крупнейшими федеральными сетями вроде «Дикси» и «Ленты» – считанные месяцы. Следом появилась растительная альтернатива сливочному маслу еt cetera, et cetera. В конечном итоге холдинг настолько преисполнился в своем сознании, что вообще распродал и ликвидировал все свои натурально-молочные активы. Вероятно, инновационный Клондайк с потрясающей «маржой» был нащупан в той самой «Еде будущего».Троллейбус, который идет на ВостокКроме ловкого окучивания «хипстеров», «Эфко» вовремя среагировала и на еще один запрос времени – концентрацию внимания на восточных рынках сбыта и в других дружеских юрисдикциях. Причем «чуйка» сработала даже немного заранее. В 2020 году основной объем экспорта компании уже идет в такие страны, как Индия, Китай, Иран и Турция. А в 2021 году деловая миссия летит расширять сотрудничество с Балканами в Сербию. Все наши, так сказать, добрые знакомцы. Причем сначала за рубеж шла классика в виде растительных масел, майонеза и сырья, а затем корпорация начала подсаживать страны-партнеры и на свою «Еду будущего». Так, недавно в ОАЭ начали отгружать растительное мясо, а затем и вовсе пустили там корни, открыв центр прикладных исследований. Итог тоже можно считать положительным. В результате сотрудничества Эмираты сертифицировали у себя новую разработку «Эфко» – сладкий белок браззеин, который в дальнейшем может отвоевать до 10% от всего рынка сахара Ближнего Востока.Таким образом, в новейшей истории компании можно выделить две ключевые составляющие успеха: завоевание новых ниш в родной отрасли через инвестиции в разработку технологий и своевременная ориентация на дружественные и нейтральные к России страны в условиях конфронтации с Западом. Последнее помогло не обрушить, а даже, наоборот, наращивать экспорт, пока многие коллеги-бизнесмены в стране несли убытки и рвали на себе волосы.Мнение главного управляющего партнера Agrotrend.ru Николая Лычева– Конечно, «Эфко» сделала большой шаг вперед. Рост выручки с 2021 по 2023 год составил порядка 20%. Это неплохие, но не такие уж и впечатляющие цифры, с учетом тех практически безграничных возможностей, которые получила компания в последние годы. Это и господдержка, и усиление протекционизма, и импортозамещение, когда с рынка уходили иностранные игроки.Плюс «Эфко» – экспортоориентированная компания. Напомню, что ключевой продукт для нее – это растительные масла и их производные. А Россия – экспортер подсолнечных масел № 1 в мире. И значительная часть прироста выручки, я думаю, обусловлена именно успешным экспортом подсолнечного масла, который бьет рекорды.Тем не менее «Эфко» еще и одна из тех компаний, которые являются наиболее инновационными в нашем АПК. И, вопреки расхожему мнению, уже давно не делает основную ставку на масло «Слобода». И вообще на продукты растительных масел. Последние десять лет действия акционеров и менеджмента холдинга указывали на то, что маргарины и спреды хоть и являются пока для них хлебом насущным, но постепенно эта продукция становится все менее маржинальной и капиталоемкой.Приоритет для «Эфко» – пищевые ингредиенты и «продукция нового поколения». Вот, например, последним информационным поводом стал браззеин – сладкий растительный белок. Начали с Эмиратов, потому что это экспортоориентированная история. И это хорошо, очень здоровый бизнес. И научная идея этого бизнеса сладких белков интересна. Но давайте посмотрим, как этот продукт (и им подобные) себя покажут.В качестве аналогии можно вспомнить предковидные годы, когда на «хайпе» были разные альтернативы мясу. Была компания, которая научилась выращивать мясо в пробирке и вышла с этим на IPO. Сумасшедшие были мультипликаторы, инвесторы несли туда деньги. А что в итоге получилось? Все это осталось проектом. Мясные альтернативы заняли несколько процентов рынка, но при нашей с вами жизни это навсегда останется нишевым продуктом. Такая же судьба может постичь и те сладкие белки, которые будет делать «Эфко». Смогут ли они встроиться в действующие пищевые технологии? Будет ли кто-то пересматривать рецептуры?Предположим, что я, к примеру, владелец кондитерского комбината. Чем меня убедить, чтобы я перестроился с традиционного сахара, где и цена и производитель понятны, на сладкие белки, где только одна «Эфко»? Я не знаю. Убедить будет очень трудно. Выгоду они, конечно, вам просчитают, но пока вопросов больше, чем ответов. Хотя они делают уникальное предложение, и на него будет спрос. Но время покажет, насколько он будет высокий.Позиция исполнительного директора «Эфко» Сергея Иванова– Когда в медиа обсуждают вопрос амбиций растительного мяса по замещению рынка традиционного продукта, как правило, они явно преувеличиваются. На самом деле речь идет о замещении 5–10% рынка в перспективе примерно середины 2030-х годов. С учетом прогнозов по экологической ситуации и дальнейшего роста населения, пока все и идет к цифрам, на которые мы ориентируемся.Что касается рынка пищевых ингредиентов, к которым относится и сладкий белок, то «Эфко» уже давно работает в этой отрасли. Еще в начале 2000-х годов российский рынок специализированных жиров и маргаринов был занят импортной продукцией. Объем ввоза из-за рубежа составлял 70%, а по наиболее высокотехнологичным позициям достигал 100%. Сегодня 95% жиров специализированного назначения в России – отечественного производства. Мы научились производить абсолютно все виды масложировой продукции, которые существуют в мире. Причем с опережением принятых стандартов безопасности. Сладкий белок – новый продукт, но с потенциалом решить проблему уровня мировой пандемии (речь о сахарном диабете. – Прим. ред.). Мы не строим иллюзий, что его продвижение будет идти легко, но это не отменяет нашей веры и наличия релевантного опыта в производстве и популяризации пищевых ингредиентов.
Подробнее здесь...
[Ответ]