В 2018 году группа компаний «Белая дача» запустила в Липецкой области завод по производству картофеля фри «Ви Фрай». За шесть лет компания взлетела и достигла показателя более чем в 21 млрд выручки и 10 млрд рублей чистой прибыли. И это в условиях ковида и санкций со стороны западных контрагентов. Как? «Абирег» пообщался с директором по персоналу компании Оксаной Каспари.– Затронул ли кризис вашу компанию? – Ковид, конечно, сильно повлиял – перестроились некоторые моменты внутри компании. Потом уход контрагентов с рынка, но из наших текущих поставщиков мы смогли объём продукции переориентировать на другие рынки, на других клиентов. Это позволило уже формировать иную ценовую политику.– Как санкции сказались на бизнесе? – В большей степени они коснулись оборудования. Сначала оно попало под санкции, потом мы наладили логистику, но ввели опять санкции – и поставить технику уже не получилось. Но мы очень гибкие, сразу подстроились. В целом стараемся реагировать ситуативно. В тот момент наши специалисты поехали в Китай и Индию. Покупали оборудование в других местах. Бывало и такое, что оплачивали технику по несколько раз, но она к нам так и не доходила.– Одна из самых острых тем – кадровый дефицит. В вашей компании есть такая проблема?– Абсолютно нет.– Как это удается?– Политика нашей компании заключается в том, что всё строится на уважении к личности человека: создание базовых условий, на которые будут хотеть идти, а также создание среды.У нас не запрещено ошибаться. Люди не боятся, у них нет страха, что тебя уволят за любую провинность. Мы создали ту среду, в которой людям приятно работать. На самом деле, у нас не демократия – у нас всё жестко, дисциплина. Но людям нравится, потому что у них хорошая зарплата, четко регламентирован отдых. Они сами заинтересованы в том, чтобы свою спецодежду вовремя сдать в прачечную. Также мы выдаем сотрудникам каждый месяц по мешку картошки фри, думаю, это тоже играет роль.– Какие у вас средние зарплаты?– Всё по-разному. Например, разнорабочий у нас получает 56 тыс. рублей – это оклад, сортировщик картофеля – 52 тыс. рублей. Зарплаты достаточно высокие, потому что производство далеко от города.У нас самая труднозакрываемая вакансия – это бухгалтер. Потому что это чаще всего женщина так называемого «социального» возраста, когда у нее ребенок школьник или дошкольник. И вот представьте: ей надо встать в 5 утра, чтобы в 7 быть на остановке. Через час она на работе, находится там до 17, потом еще время на дорогу. И так пять дней в неделю.Вот, кстати, здесь и сыграл ковид: он в этом плане открыл гибридный график в нашей компании – это когда человек может несколько дней работать из дома, а потом – из офиса. Но это касается только тех, кто работает за компьютером. Производство функционирует круглосуточно 11 месяцев в году.– Можете привести пример самого успешного вашего управленческого решения?– Расскажу про нашу управленческую компанию, от которой на производстве зависит очень многое. Мы все друг друга слышим. Если у кого-то возникает проблема, то мы решаем ее все вместе. Нет такого, что кто-то думает: «Ой, да пусть сам решает». У нас часто проводятся корпоративные мероприятия. Мы можем обсуждать какие-то личные проблемы друг с другом, потом вырабатывать совместные решения.Команду мы собирали сами, это выходцы из крупных российских и зарубежных бизнесов. Кого-то я приглашала, а кого-то Ирина Владимировна позвала (гендиректор компании – прим. ред.). Тут еще такой момент: у нас у многих уже по 2-3 ребенка. Ирина Владимировна вообще на последних месяцах беременности ходила, когда мы завод открывали в 2018 году. Можно сказать, сына в коридорах предприятия родила. Я к тому, что культура компании идет с головы, а нам с коллективом повезло очень.Главный акционер у нас очень современный человек. Всё новое и необычное он хочет внедрять и воплощать.– А изменились стратегические планы компании в связи с кризисами?– У нас нет четко прописанной стратегии. Еще до всех кризисов у нас была и остается задача – быть самым крупным производителем картофеля фри, соответствовать мировому стандарту. Ушли конкуренты, мы заняли их место. Как я уже говорила, во время кризиса переориентировали поставки на другие рынки, начали поставлять картофель фри в том числе в рестораны.Сейчас мы поставляем картофель по всей России и в страны СНГ. Это одна из причин, почему мы сейчас строим вторую линию – объемов уже не хватает. Мы хотим, чтобы наш продукт вошел в каждый дом. Поэтому новое производство и расширение ассортимента как раз позволят выйти на розничную торговлю и на прилавки магазинов.– Первая линия оценивалась в 8,7 млрд рублей инвестиций. Уложились ли в эту сумму?– Само строительство обошлось в 8,7 млрд рублей, но потом в течение двух лет еще модернизировали оборудование, поэтому суммарно вложили 9,6 млрд рублей. Эти деньги потребовались для отладки оборудования в основном.– Какие еще проекты планируете реализовать?– Сейчас строительство второй линии – вложения оцениваем в 13 млрд рублей. Помимо этого, хотели построить линию для картофельных хлопьев, но из-за санкций не получилось. Так что на этой площадке реализовали вертикальные фермы, где будем выращивать салаты. Если проект пойдет – будем масштабировать. Возможно, даже строить отдельный завод.Также хотим поставить оборудования для получения крахмала, потому что сейчас он у нас как отход, а мы хотим очищать его и получать уже пищевой крахмал. Стоимость последнего на рынке значительно выше. Мы хотим продавать его и оптом, и в розницу под собственным брендом.– Вы выбираете, с кем сотрудничать, а с кем нет?– Скорее, нет. Важно, конечно, чтобы те, кто покупает наш товар, соблюдали технологию приготовления. То есть при жарке картофеля фри меняли масло согласно технологическим картам. Кстати, многие же считают, что картошка фри – вредный продукт. Но тут как раз дело в масле, если оно плохого качества, то будет вред организму. Также всё зависит от количества – любой диетолог скажет, что если есть много картофеля, то будет расти вес. Потому что простые углеводы в большом количестве потреблять нельзя.СправкаООО «Ви Фрай» зарегистрировано в Грязях в 2012 году. Уставный капитал – 1,38 млрд рублей. Генеральный директор – Ирина Ван Ден Берг, ей же принадлежит 24,9% бизнеса. Оставшаяся доля находится у Владимира Цыганова. Выручка компании в 2023 году составила 21,2 млрд (+40% по сравнению с 2022 годом, когда она составляла 15,2 млрд рублей). Чистая прибыль компании в прошлом году выросла сразу на 89% – до 9,7 млрд, хотя годом ранее она составляла 5,2 млрд рублей. Производство компании расположено в особой экономической зоне «Липецк».
Подробнее здесь...
[Ответ]