Воронеж. 01.12.2023. ABIREG.RU – Спецпроект «Воронежская медицина – 2023» – «Абирег» пообщался с директором сети клиник «Доктор Ч» Ольгой Русан и узнал, как сеть переживает дефицит техники, чем пришлось заменить импортное оборудование, почему тяжело найти кадры и насколько рентабельно открытие медклиники.– Чем «Доктор Ч» отличается от других частных клиник? Почему пациент должен идти именно к вам, а не в какую-то другую клинику?– Начнем с легкого: у нас есть филиалы на двух берегах Воронежа. Мы на рынке с 2011 года, уже более 10 лет, хорошо зарекомендовали себя в городе. И совсем скоро открываем третий филиал в Москве. У нас есть врачи, которые работают в обоих филиалах Воронежа, что очень удобно для наших пациентов, потому что рекламу даем по всему городу. Во-вторых, наш уровень цен. Мы регулярно проводим мониторинг среди клиник со смежными направлениями и стараемся держать доступные цены. В-третьих, качество сервиса. Я, как директор, скажу – пациент должен уходить из клиники хотя бы чуть-чуть довольнее, чем когда он к нам пришел. Работа с людьми – сложное направление, и люди все разные, очень тяжело каждому угодить. Но мы к этому стремимся.– Одно из ведущих направлений вашей клиники – услуги красоты...– Да, врачебная косметология и пластическая хирургия. Но хирургия – это всё равно хирургия, как ни крути. Косметологические услуги оказывают и врачи, и персонал со средним медицинским образованием (эстетисты). У них четко поделены сферы деятельности. В нашей клинике возможно получить услуги как в целях поддержания своего здоровья, так и в сфере красоты. Отмечу, что многие пациенты остаются нашими постоянными пациентами надолго. Они идут, например, к косметологу, потом к гинекологу, далее – на массаж, пластику. Весь наш персонал является частыми посетителями отделения косметологии клиники «Доктор Ч», в том числе и я, директор, и один из двух основателей клиники – также девушка. У нас не стоял вопрос, открывать косметологию или нет. У нас у первых появлялись аппараты, которые потом начинали закупать другие клиники Воронежа.– Услуги красоты нужны для того, чтобы в том числе удержать пациентов в клинике?– Я не скажу, что такая прямая связь есть. Нет, не для этого. Просто хотелось помогать людям следить и за здоровьем, и за внешностью. Одно от другого для нас неотделимо. Ты должен быть в порядке как внутренне, так и внешне.– Как вы ищете сотрудников?– По-разному. Начиная с личных контактов через знакомых. Врачи могут и сами на нас выходить с предложением своей кандидатуры. У нашей клиники уже есть определенная сложившаяся репутация в городе как добросовестного работодателя.– Через рекрутинговые ресурсы тоже ищете врачей?– При необходимости размещаем вакансии, но, как правило, врачей тяжело искать на HH.ru. Востребованные врачи не ищут работу таким способом. Больше собственными силами, я бы так это назвала. Мы же не скрываем свои контакты, они могут нам позвонить и спросить. Мы рассматриваем каждую кандидатуру. И после принимаем решение.– Как клиника борется за кадры?– Это уже вопрос внутренней работы клиники. Скажу, что конкуренция в Воронеже очень высокая. Мы горды тем, что к нам приходят или даже целенаправленно хотят работать именно у нас одни из ведущих врачей других клиник. Значит, что-то сильно заинтересовало, чего не было в другом месте. На что идут люди? На условия работы: и место, и заработная плата, и коллектив, и график, и прозрачность информации – вот совокупность всех этих пунктов помогает врачам принимать решение в нашу пользу.– Большая часть предпринимателей (не только в медицине) столкнулась с проблемами с логистикой и закупкой оборудования. Какие сложности испытывает сеть после введения санкций?– Особых сложностей я и не вспомню, потому что то оборудование, которое нам необходимо в работе, покупается надолго. Фундаментальное оборудование – наркозные, косметологические аппараты – закупаются на несколько лет. Мы берем только сертифицированное, и на момент покупки оно было новейшее, поэтому служит долго. У нас всегда вовремя проводится техническое обслуживание, превентивные мероприятия, чтобы это всё правильно и бесперебойно функционировало. В последний год то, что мы докупаем, – какие-то мелочи. Всё в доступе. Да, что-то приходится подождать. Были поставки лабораторного оборудования, ждали несколько месяцев. Поставка всё равно случается. Не помню такого, чтобы нам отказали.– Из каких стран поставки идут?– Например, оборудование было произведено в Китае, оно с регистрационным удостоверением пришло в Россию к нашим поставщикам. В последний раз мы купили наркозный аппарат из Германии. У нас, кстати, много немецкого оборудования.– А что насчет расходников для оборудования?– Есть, например, немецкое оборудование, к которому нужна «расходка»: наконечники, рабочие инструменты, электроды. Они исчезли из-за санкций, их просто не поставляют в Россию. Мы сейчас встали в ступор. Прямо на днях ситуация случилась. Где искать? Будем шерстить рынок, запасы складов перетряхивать. Есть небольшая проблема, но я не считаю ее глобальной. Всегда можно найти выход. Пока мы не столкнулись с проблемами по жизненно необходимому оборудованию, без которого мы не можем существовать.– В клинике сейчас есть отечественное оборудование?– Есть. Например, воронежский завод «Крыло» производит эндоскопическое оборудование. Какую-то часть для гинекологии мы в свое время закупали там.– В эксплуатации наше лучше или хуже?– Я лично своими руками с ним не работаю, другие функции выполняю. Но от врачей обратная связь: говорят, что работать можно. Понимаете, зачастую не только от фирмы, наименования бренда, оборудования вообще зависит исход работы. Чаще это всё же профессионализм врача.– Клиника берет оборудование в лизинг?– Мы регулярно пользуемся лизингом. Когда хочется купить новое оборудование, тот же наркозный аппарат например, оборудование для гинекологии, это на миллионы рублей договор. Выгоднее купить в лизинг, чем копить годами. Можно уже им пользоваться и выплачивать ежемесячные платежи. По опыту, потом всё еще дороже станет, и ты и это оборудование не купишь, или вообще что-то новое появится, еще лучше.– Какие сложности возникли с лекарственными препаратами? От каких пришлось отказаться, что заменить?– Были моменты нашей перестройки, где пришлось искать аналоги, но всему нашли. Не было какое-то время нужных антибиотиков, которые часто назначали наши лоры, например. Когда врачи наработали опыт с определенным лекарством, тяжело потом искать новое. Нужно какое-то время, чтобы понаблюдать, как оно помогает пациентам при том или ином заболевании. И не факт, что оно такое же действенное, как предыдущее. Были проблемы с перевязочными средствами, т. к. мы пользуемся исключительно гипоаллергенными, проверенными годами, особенно при пластической хирургии. Пациентам должно быть комфортно после операции, ведь это швы, большие объемы вмешательств. И чтобы пациенты остались довольными, мы всегда пользуемся лучшими перевязочными средствами, нам важен комфорт наших пациентов. Пропали те средства, которые мы любили, но нашлись в итоге аналоги, они сейчас в доступе.– Какие еще были проблемы с препаратами?– На днях мы столкнулись с тем, что завод-изготовитель одного российского препарата (обезболивающего) сказал, что поставят его только через 2 недели. Средство пропало по всей России. А у нас оно используется во время операций... Аналогов нет. Хорошо, что мы им запаслись впрок. Поставщики обещали, что скоро возобновят поставки, но заставили понервничать.– А по каким причинам поставки затянулись?– Непонятно. Просто завод сказал, что приостановим на некоторое время, а потом, мол, возобновим. До нас не донесли иную информацию. Мы звонили в вышестоящие органы, выясняли, что делать. Сказали, что нужно ждать. Слава богу, у нас были запасы на какой-то период. А так могли бы и попасть в неловкую ситуацию с запланированными операциями. Я представляю пациента, который запланировал операцию, а ему говорят: «Через 2 недели прооперируем как минимум». Негатив всё равно будет в сторону клиники, как бы мы ни объясняли, что это не наши проблемы. Не только с зарубежными лекарствами какие-то сложности.– Как санкции повлияли на ценовую политику сети?– Мы максимально стараемся удерживать существующие цены. Не стали, как автомобильный бизнес, одним днем взвинчивать их. В первую очередь мы думаем о конечном потребителе. Когда нам поставщики косметологических препаратов сразу начали предлагать закупки по новым высоким ценам, мы понимали, что склады не пустые и какие-то запасы у них были на тот момент по старому прайсу. Но все быстро перестроились, поэтому они продавали уже по новым ценам. Мы были вынуждены по чуть-чуть повышать стоимость на ту же самую косметологию, филлеры. Например, есть одна фирма филлеров, которую мы очень любили, но они стали сильно дороже в закупке. И так как мы не хотели пациентов стращать изменением в прайсе, сделали упор на другого, такого же востребованного производителя. Так нам удалось сохранить баланс цен. По пластической хирургии также из-за скачка цен на перевязочные средства мы вынуждены были несущественно повысить ценник.– Есть услуги, стоимость которых не удалось удержать?– Импланты. По пластической хирургии с декабря повышаем цены именно на услуги по увеличению груди. Долго тянули, но поняли, что они сильно возросли в части себестоимости. Повышаем ровно настолько, насколько возросла стоимость имплантов, просто чтобы окупить затраты.– Насколько вырос общий прайс в итоге?– Примерно на 10%. Мы стараемся делать этот процесс безболезненным для пациентов, маленькими шагами.– В настоящее время сеть сотрудничает по полису ДМС?– ДМС у нас есть, довольно-таки успешно сотрудничаем с различными компаниями. С ООО «Альфа-страхование», ООО «Зетта Страхование Жизни» (бывшее ООО СК «Альянс Жизнь»
и другими. В основном идут на медосмотр и на некоторые виды операций. По-нашему ДМС, к сожалению, можно оказывать не все представленные в нашем прейскуранте услуги.– Что насчет ОМС?– Мы как-то никогда в их сторону не смотрели. Мы для себя приняли решение, что в ОМС мы не идем. Мы просчитали, что на данном этапе нашей работы трудозатраты не соответствуют тем выгодам, которые мы получим. У нас такой спектр услуг, что нам это не сильно нужно.– Насколько рентабельно иметь бизнес в сфере медицины?– Медицинский бизнес может основать и учредить любой желающий. На руководящих должностях может быть не обязательно сотрудник с медицинским образованием. Главное, чтобы врачи работали с соответствующими занимаемой должности дипломами и сертификатами. По-другому быть не может, потому что, когда ты лицензируешься, то прикладываешь документы об образовании всех специалистов за всё время их обучения: начиная с «первички» и до действующего сертификата. Медицинский бизнес не такой рентабельный, как может показаться непосвященному человеку. Он очень трудо- и финансово затратный. Большая часть расходников, то же медицинское оборудование приобретается регулярно для бесперебойной работы. Почему оно часто покупается в лизинг? Потому что такую существенную сумму мало кто может себе позволить потратить единовременно. Рентабельность медицинского бизнеса, по статистике, примерно 15-20% – и это считается неплохо.
Подробнее здесь...
[Ответ]