Орел. 01.04.2022. ABIREG.RU – Аналитика – В то время, когда иностранный бизнес замораживает свое российское производство, некоторые предприниматели по-прежнему оценивают кризис как возможность. О том, почему итальянские технологии приходят на Орловщину, перспективах рынка и музейных экспонатах из Эрмитажа «Абирегу» рассказал генеральный директор «Артико керамикс» Артур Тоноян.– Расскажите про ваш орловский проект. Правильно я понимаю, что вы представитель крупного итальянского инвестора, который собирается строить на территории ОЭЗ в Орле завод по производству керамической посуды за 8 млн евро?– Я не представляю какого-то частного инвестора, я являюсь представителем крупной итальянской ассоциации APICI в России. В эту ассоциацию входят сотни инвесторов и компаний, которые работают по всему миру. Она не направлена на какой-то один сегмент рынка. Это, по сути, холдинг со своей финансовой структурой, производством, розницей, ретейлом.– Как в сложившейся ситуации иностранный бизнес будет заходить в страну? Как действуете в связи с новыми обстоятельствами?– Не скрою, у нас были опасения, что проект заморозится. Но, к счастью, как с российской, так и с итальянской стороны никакого желания заморозить проект не возникало. Наоборот, у нас еще до нынешнего кризиса сумма инвестиций, которую мы изначально планировали, была увеличена практически вдвое – до 15-16 млн евро. В связи с этим, я так понимаю, назад дороги нет, будем двигаться по намеченному плану.– Изменились ли источники софинансирования?– Да, разумеется. Еще недавно мы вели переговоры, в частности, с Агентством по технологическому развитию (АТР) в плане дофинансирования. Стоит отметить, что более 50% стоимости проекта – собственные средства компании. Но, к сожалению, агентство аннулировало все достигнутые ранее договоренности. В основе производства будут использоваться итальянские технологии, а это противоречит политической линии страны. В итоге мы потеряли время.На сегодня есть предварительные договоренности с Фондом развития промышленности (ФРП). Мы экстренно готовим все необходимые документы для ФРП, будем заново проходить экспертизу. И, надеемся, получим одобрение на софинансирование. Из-за этого сроки начала строительства завода могут сдвинуться минимум на 2-3 месяца. Хотя мы планировали приступить к строительным работам в самое ближайшее время.На данный момент, в связи с ситуацией в стране, мы также рассматриваем вариант привлечения средств от частных инвесторов.– То есть в этом году завод вряд ли получится запустить, правильно?– Мы планируем построиться за 7-8 месяцев с момента начала работ. Здания будут состоять из сэндвич-панелей – это легкие конструкции, так что, надеюсь, обойдемся без долгостроя.– Возникают сложности с доставкой материалов, оборудования?– Трудности возникли с доставкой оборудования. Но это вопрос чисто логистический, мы его решили. У нас уже выкуплено оборудования более чем на 5 млн евро. Часть оборудования уже складирована в Армении, часть – еще в Италии.– Интересно, вы сначала оборудование приобрели, а потом стали думать о площадке размещения производства?– У нас немного по-другому работает система. Мы не только оборудование выкупили, мы уже практически завод виртуально запустили. Более того, у нас уже есть потенциальные клиенты, договоры о намерениях. И сбыт налажен. Буквально в точности до каждого человека знаем, кто будет работать на данном заводе. Практически завод уже готов, осталось только его построить на территории ОЭЗ Орловской области.– Сколько гектар отводится под реализацию проекта?– Порядка 3 га – это около 6 тыс. кв. м. Там разместятся производство и склады.– Почему решили увеличить инвестиции в проект в два раза?– Инвестиции в проект увеличились вдвое за счет увеличения мощностей, торговой площади, штата сотрудников, затрат на бренд. Именно из-за затрат на бренд нам было выгоднее увеличить мощности и снизить срок окупаемости завода. Производственные мощности позволят выпускать до 16 тыс. видов керамических изделий в сутки.– Какой теперь срок окупаемости проекта?– Около пяти лет. А было семь.– Расскажите о структуре финансирования проекта.– Мы обратились в Агентство по технологическому развитию, это государственный фонд, и частично финансирование на покупку самой технологии и развития ее в Орловской области надеемся получить оттуда. Это федеральные средства, которые составят примерно 40% от общей стоимости проекта. Остальное – собственные средства.– Уже запланированы рынки сбыта?– Первоначально планировался экспорт за границу. Но мы уже разрабатываем маркетинговые программы по развитию местной розничной сети под нашим орловским брендом.– То есть будет местная розничная сеть посуды?– Да. И не только. Планируем поставки по Орловской области, Москве, Московской области, ну и по всей России.– Количество магазинов уже известно?– Точное количество пока не определено, но с чего-то будем начинать, думаю, пока с 10 магазинов.– Помимо розницы как будете реализовывать свою продукцию?– Из российских партнеров мы уже вели переговоры с ООО «Клен». Компания обслуживает рестораны, и у них тоже есть розничные продажи. С сетевыми розничными магазинами мы пока еще не общались. Но, я думаю, пока будет строиться завод, как раз будет время это сделать.– Куда планируете экспортировать?– У нас налажен экспорт в Корею, страны Европы, Америку. В связи со сложившейся ситуацией, скорее всего, будет пересматриваться логистика. И, соответственно, страны-экспортеры тоже.– Почему возникло решение организовывать производство именно в России, не проще было бы в Европе построить завод?– Дело в том, что в России импорт данного сегмента продукции составляет более 80%. У нас, сколько ни производи, в принципе, всё здесь продастся, то есть рынок еще довольно ненасыщенный. И производителей керамической посуды не так много. Учитывая, что наша посуда качественная, крепкая, экологически чистая, она будет конкурентоспособной.– На фоне отечественных производителей? Или у вас есть и иностранные конкуренты?– На фоне отечественных производителей и того, что ввозится из Китая в основном.– Вы говорите – узкий сегмент. А кто ваши основные конкуренты, кто еще производит керамику?– Есть два-три завода, один – в Белгороде, другой – под Питером, тоже производят посуду. Мы изучали их продукцию, сегмент рынка, который они занимают, были проведены определенные исследования. В Россию уже более 200 лет импортируют керамическую посуду, произведенную по итальянской технологии. Мы практически первые, кто решил менять эту привычную схему: привезти технологию в Россию и организовать производство. К слову, именно по этой технологии множество экспонатов представлено даже в Эрмитаже.– Сколько в штате будет сотрудников?– От 40 до 80 человек.– Завод будет зарегистрирован в Орле? Налоговые отчисления будут поступать в местную казну?– Конечно.– Как вы считаете, хватит ли мощностей предприятия, чтобы заполнить рынок?– Вот именно из-за этого мы сразу решили увеличить наши мощности, чтобы потом не оказаться перед фактом, не достраиваться, не докупать производственное оборудование. Согласитесь, 6 тыс. кв. м – это немаленький завод.– Расскажите об ассортименте посуды. Это премиум-класс?– Абсолютно разная. Вплоть до музейных экспонатов (улыбается). В том числе и под персональный заказ.– Как сейчас доставляется оборудование для строительства завода?– Мы уже выработали логистический план по доставке оборудования. Надеюсь, что проблем не будет.– Склады свои или арендуете?– Нет, вся инфраструктура в собственности.– Не просчитывали, насколько увеличится стоимость проекта из-за инфляции?– Посмотрим, как будут вести себя рынок и валютные котировки. Сейчас нельзя сказать наверняка, что будет через месяц. На сегодняшний день стоимость проекта увеличилась в рублях на 30%.– Какую долю рынка в России хотели бы занять? 50-70%?– 70% – это, конечно, отлично, но, думаю, что для начала хотя бы 10% занять. Скажем так, за два-три года это было бы неплохо.– А когда завод выйдет на проектную мощность?– В течение года с момента запуска.– Вы себя позиционируете как итальянский проект или как отечественного производителя?– Скорее, отечественный проект по итальянской технологии.– Экономическая целесообразность этого проекта на региональном уровне обозначена? Власти понимают, насколько важно его развивать?– Все наши обращения были вовремя и оперативно замечены. Я считаю, что власти сделали всё от себя зависящее в отношении нас. Теперь дело за нами. Мы очень оперативно стали резидентом ОЭЗ. Недавно, буквально несколько дней назад, подписали договор. Так что со стороны властей всё было сделано максимально быстро.– То есть перспективы остаться на рынке вполне хорошие?– Да, мы полны оптимизма и будем работать.
Подробнее здесь...
[Ответ]