Большой Воронежский Форум
» Православие>Борода у служителей культа
Xtnshtcgjkjdbyjq 10:59 27.06.2006
Сегодня по дороге на работу встретил священнослужителя с большой окладистой бородой. Задумался: вроде как католическая и православная веры имеют общую основу. Так почему у служителей одного культа - бороды (временами довольно забавные), а служители другого - гладко бреются каждое утро? Это - сложившаяся традиция или по-разному понятая инструкция? [Ответ]
Антон Ю.Б. 11:05 27.06.2006
Именно потому, что вопрос относится не к "общей основе". Это, действительно, просто разные традиции. [Ответ]
maximk 11:08 27.06.2006
Да и не только у служителей, но и как мне кажется у некоторых сочувствующих тоже...

Кстати, какой-нибудь символический смысл в этом есть? [Ответ]
DeeP 11:10 27.06.2006
читала, что борода - атрибут христианского священника, показывающий,что это именно мужчина, а не переодетая тетка.
история россии знала женщин-самозванок. [Ответ]
Антон Ю.Б. 11:18 27.06.2006
maximk, у сочувствующих служителям или как? )) [Ответ]
Xtnshtcgjkjdbyjq 11:20 27.06.2006
DeeP, история знала и бородатых женщин.

А вообще есть какие либо регламентирующие или рекомендующие документы по бороде священнослужителей? Почему именно "лопатой" а не испанская бородка или борода с баками как у боцмана? [Ответ]
maximk 11:22 27.06.2006

Сообщение от :
у сочувствующих служителям или как? ))

Да я думаю понятно кому и чему, просто захотелось написать вот так.

Ну так все же, что там по сабжу? Зачем борода нужна, она чего-нить означает? [Ответ]
BNKTOP 11:25 27.06.2006

Сообщение от Xtnshtcgjkjdbyjq:
Почему именно "лопатой" а не испанская бородка или борода с баками как у боцмана?

да ну,это кому как нравится, разные бывают бороды,вон о.Иоанн Охлобысти вообще без.
А опираются на место из ВЗ "Не стригите краев волос вокруг головы вашей и не порти края бороды твоей " (кстати иудейские пейсы ведут происхождение оттуда же,правда понятие "краев волос" понято своеобразно) [Ответ]
Sheriff 11:25 27.06.2006
"мне 300 лет, я вышел из тьмы" - образ консерватизма, деревенской темноты и косности [Ответ]
Васо 12:03 27.06.2006
По моим представлениям, борода является не только признаком пола и веры, но и позволяет экономить ежедневно до 10 минут на бритье...
Это время добропорядочный служитель культа может употребить на всякие человекополезные и богоугодные деяния. [Ответ]
BNKTOP 12:13 27.06.2006
Очистил,не флудить [Ответ]
брат Никодим (Хуарес) 16:55 28.06.2006
Да, ВNКТОР точно дал цитату из Библии, которая именно в России стала обычаем. На Руси в средние века ходить мужику без бороды считалось вообще неприлично (ср. "безбородый юнец"). Традиция иногда заходила так далеко, что мужчин, бривших (срезавших) бороды даже иногда не допускали до Причастия, что, конечно, абсурд.

Особо рьяно, как и вообше всему формальному, этому принципу следуют старообрядцы.В их Номоканоне написано

Сообщение от :
Правило 25
С особенною изысканностью убирать на главе волосы запрещает 96 правило Шестаго вселенскаго собора, а неповинующихся его запрещению отлучает. Зонара, толкователь священных правил, изъясняя сие 96 правило Шестаго собора, упоминает о многоразличных украшениях в длинном их отрощении, а по отношению к бороде эти модники, говорит он, поступают совершенно наоборот: "Ибо как только появится юношеский пушок, то тотчас же сбривают его, чтобы не перешел в волос, но чтобы бросалась в глаза гладкость их лица, и они, так сказать, могли бы уподобляться женщинам и казаться нежными". И далее делает разныя указания украшения бороды различной подбривкой и подстрижкой, и в заключении говорит, что отцы собора отечески наказывают делающих то и преслушающих их подвергают отлучению, и скорбит о том, что в его время духовные плохо наблюдают сие соборное правило. Стоглавый собор во главе 41 возобновил запрещение Шестаго вселенскаго собора в отношении брадобрития, но ошибся в ссылке не на 96, но на 11-е правило онаго, за что от недоброразсудных и подвергается сие небрежению. Но что под особенною изысканностью убранства на главе волос Шестый собор запрещает и брадобритие, об этом не только один Зонара и Стоглав, но и Матфей Правильник в таком же разуме приводил сие 96-е прав. Шестаго вселенскаго собора. А согласно Матфею свидетельствовал и Номоканон в 174 правиле своем, что брадобритие, вравне как и модное убранство на голове волос, под отлучением воспрещается. Но еще и прежде Шестаго вселенскаго собора было воспрещение об этом. В 3 главе первыя книги Постановлений святых апостол о сем пишется сице : "Ибо тебе, верующему и человеку Божию, не позволительно отращать волосы на голове и собирать их воедино", т.е. в косу и завивать их, или чрез расческу и завивку делать их кудрявыми, или подкрашивать их. Это и закон возбраняет, говоря во Второзаконии : "Не сотворите себе из волос ни отрощения, ни извитий." Не должно также и на бороде портить волосы и изменять образ человека вопреки природы. "Не обнажайте,- говорит закон, - бород ваших", ибо сие (быть без бороды) Создатель Бог сделал пригожим для женщин, а мужчинам признал Он непристойным. Ты же, обнажающий бороду свою чтобы нравиться, как сопротивляющийся закону, мерзок будеши у Бога, создавшаго тебя по образу и подобию Своему. Итак, если хочешь нравиться Богу, то воздерживайся от всего,что ненавидит Он, и не делай ничего, что не нравится Ему". Эти словеса Апостольских постановлений указал и св. Епифаний Кипрский для осуждения ереси массалиан (книга его Панарий, ересь 60, а по другому общему счету 80-я, главы 6,7). Сию же выдержку Епифания Кипрскаго привел и преподобный Никон Черногорский в 37 слове толкования его Господних заповедей. Да и Шестый вселенский собор, хотя вторым правилом своим и отложил от всеобщаго руководства Церкви Апостольския постановления, но относительно украшения волос на голове и сам согласно Апостольских постановлений изложил свое 96-е правило. А потому указанныя слова Апостольских постановлений не могут быть заподозреваемы во искажении от инославных, но действительно сие есть апостольское завещание. А святый апостол Павел о женах говорит : "Всяка жена молитву деющая, или пророчествующая откровенною главою, срамляет главу свою : едино бо есть и тожде еже быти остриженней : аще бо не покрывается жена, да стрижется : аще ли же срам жене стрищися или бритися, да покрывается" (1-е Коринф., зач.147). Святый Иоанн Златоустый сие уясняя, говорит : жене апостол не только во время молитвы, но и всегда покровенной быти повелевает (26 беседа его на 4 ст. 11 главы, 1-го Коринф.). В требнике же Гедеона Балабана епископа Львовскаго в заповедях святых отец на листе 669 пишется тако : "Аще жена острижет власы своя, непщующи яко Бога ради кроме точию иноческаго жития, дерзнувшая сие сотворити, анафема. Не повеле бо ся от Бога жене стрищи власы, точию егда приидет на иноческое житие. Аще ли наваждением неким вражиим острижет власы своя, да отлучится от Церкви и от причастия лето едино, и да покается".

http://blackmonk.europrotex.ru/king/nomkanon.html [Ответ]
Вверх