Попалась мне на глаза любопытная работа "Русская трудовая и управленческая
культура" О.И. Шкаратан, В.В. Карачаровский (Мир России, №1, 2002 г.). Я, читая, и увлекалась, и морщилась от сложно написанного текста, и хохотала. Конечно, цитаты могут оказаться вырванными из контекста, как говорится, поэтому вот исходный текст Russkaia trudovaia i upravlienchieskaia - Shkaratan O.I_.pdf
Интересно ваше мнение?
Работа состоит из трех основных частей. В первой рассматривается вопрос о перспективном типе человеческих ресурсов в условиях глобальной/информационной экономики. Вторая часть посвящена анализу литературных источников, содержащих концептуальные подходы и фактические данные о тех особенностях цивилизационного развития, которые контекстуально помогают понять национальную специфику человеческих ресурсов России, инварианты русской трудовой и управленческой культуры. Третью часть образует обзор данных о качестве человеческих ресурсов современной России и методов проводившихся исследований.
-------
Для перспективы включения разных стран и народов в мир наукоемкого производства имеет значение разделение труда внутри самих отраслей, относимых к «высоким технологиям». Из-за разных требований, предъявляемых к отдельным этапам производственного процесса, возможно его пространственное расчленение и кооперация даже во всемирном масштабе. Так, американские фирмы предпочитают размещать производства первой стадии — НИОКР (высококвалифицированный умственный труд и опытное производство) — у себя дома, в США; второй стадии — производство элементов, требующих квалифицированного ручного труда, — в регионах, отличающихся высоким качеством технической культуры и долгой традицией квалифицированного индустриального труда (например, в Шотландии); третьей стадии — производственного цикла, требующего рутинной, трудоемкой, малоквалифицированной работы (сборка, изготовление элементов для электронных изделий и т. д.), — в таких странах, как Гонконг, Филиппины, Индонезия. Можно считать доказанным, что ныне деление мира пролегает в первую
очередь не между странами с развитой технологией и странами неквалифицированной сборки, а между странами, интегрированными в информационную экономику и исключенными из нее (не имеющими минимальных условий для внедрения современных технологий).
-------
Наиболее полно изучен феномен «японского чуда». Ведущие аналитики пришли к однозначному выводу, что немалую, если не определяющую роль в ускоренном развитии послевоенной Японии сыграло квалифицированное руководство, учитывавшее в числе прочего и национальные особенности японского работника. Так, проводя экономические реформы (после II мировой войны), японские элиты не стали уничтожать отличавшуюся высокой солидарностью общину — архаистскую коллективистскую структуру, а, напротив, использовали ее как канал реализации целей государства. Ведь община могла ответить на задачу либерализации экономики лучше, чем еще не сформировавшийся индивид и еще не сложившееся гражданское общество. Обычно указывают на преемственность миниатюрных изделий современной японской электронной промышленности по отношению к традиционному для страны искусству миниатюризации (вспомним знаменитые «бонсай» и «нэцке» — миниатюрные деревья и статуэтки). Вот этот кропотливый труд, столетиями создававший изысканные шедевры, живет теперь в высокоточных промышленных изделиях. Конечно, модернизация общества и экономики в Японии была следствием долгого и кропотливого изучения западного (а по ряду направлений и российского) опыта. Но мировое значение японских преобразований в том, что у них старые ценности явились источником институтов современности. Соединение культурной традиции с достижениями индустриального мира привело к тому, что Япония стала первой древней цивилизованной страной, осуществившей скачок в современность.
------
Трудности же российского общества, как пишет С. Хакамада, во многом объясняются недостатком социально-психологических ограничений. Он отмечает, что в России усердие и самоконтроль как традиции были слабы, исключения составляли лишь особые сообщества, например, религиозные. При этом он солидаризируется с Жюлем Легра (Jules Legras), который в своей книге «Lame russe» (1934) писал: «Большинство россиян полагают, что профессиональное усердие, совесть — вещи ненужные. Все думают, что население российского Севера трудолюбиво, однако жители Архангельска очень ленивы. Северный регион богат продовольствием и промысловыми животными, именно это является причиной лени местных жителей. Только монахи Соловецкого монастыря очень трудолюбивы». К этому он добавляет суждения того же Легра, что русский человек руководствуется «принципом "живу одним днем", беспечностью и безволием. Русские, однажды взявшись за дело, могут с энтузиазмом его выполнить; если прикажут, могут привести в образцовый порядок контору или особняк. А в целом они лентяи, и к работе относятся небрежно, для них работа — это не более чем насилие со стороны, и если их не контролировать, они отлыниваАбсолютистский режим разрушил их ум, интеллект и нравственность, и только страх заставлял весь народ работать». В то же время, С. Хакамада отмечает, что в русском народе существовали и совершенно другие социальные типы поведения — обязательность, ответственность были свойственны отдельным религиозным группам, интеллигенции, многим представителям высшего общества. Ссылаясь на В. Ключевского, Г. Федотова и других русских ученых и богословов, японский профессор пишет о том, что православная христианская культура воспитывала в русском человеке чувство самоконтроля, дисциплинированность, самоограничение, уважение к труду и другие моральные принципы, что и стало почвой для возникновения
особой и глубокой духовности. По принципу «нет худа без добра» он замечает, что отсутствие в России механизма единого психологического сдерживания привело к тому, что это общество смогло породить (в отличие от Японии) оригинальный национальный
характер, нестандартность и элитарность, великолепных писателей и художников.
-------
Сравнительный анализ психологического «профиля» американской и русской наций свидетельствует о том, что американцы более рациональны и менее эмоциональны, менее фрустрированы, более прагматичны. Они, как правило, не склонны к идеализации, в меру общительны, формальны в контактах, не отличаются излишней сентиментальностью. Русские же гиперэмоциональны, иррациональны, значительно в своей массе фрустрированы, склонны к идеализации, сентиментальны, расточительны, в общении проявляют полярные тенденции от любви до ненависти.
«Средний русский» самобытен, интуитивен, богат творческой выдумкой, отличается некоторой безалаберностью, вспыльчив, но не злобив, испытывает склонность к обсуждению разных проблем без серьезных попыток на практике реализовать свои фантазии, не доволен жизнью, но как истинный фаталист ничего менять не намерен; он готов бунтовать на уровне застолья или кухонных разговоров, но всерьез что-либо предпринимать ленится или опасается. Он растрачивает себя больше эмоциями, чем поступками, больше переживаниями, песнями, танцами, пьянками, чем хорошо спланированным предпринимательством, хозяйствованием, политической организованностью».
-------
Следует обратить внимание и на другие качества русских, выявленные в психологических исследованиях. К их числу можно отнести склонность к ценностно-рациональным или даже иррациональным критериям в формировании круга общения, мотивации и оценках деятельности; прочность традиций и ритуальность поведения; выраженную склонность следовать за неформальным лидером (авторитетом). Однако наиболее интересным представляется подробно рассмотренное в книге К. Касьяновой «О русском национальном характере» (1994) свойство русского психологического типа совмещать в себе полярные качества — высокую способность к самоконтролю (завышенные показатели по шкале «репрессия» в методике MMPI) и ее противоположность — эмоциональную незрелость (одноименная шкала в той же методике). Для русских, с одной стороны, характерна высокая способность к самоконтролю, вплоть до самоподавления (расхождение значений по шкале, идентифицирующей это качество по российской и американской выборкам, составляет 20 % всей величины шкалы, причем для русских имеют место более высокие значения этого показателя). С другой стороны, например, можно выделить такое качество как «эмоциональная невоспитанность», когда не человек владеет эмоциями, а они им. Придя в состояние гнева или веселости, он становится совершенно «безудержным», и всякие попытки остановить его вызывают только новые всплески разбушевавшихся чувств. Показатель «эмоциональной невоспитанности» у русских заметно выше, чем у американцев, и это превышение составляет примерно 13,5 % всей соответствующей шкалы [Касьянова, 1994]. Одинаково яркая выраженность двух полярных качеств подтверждает выводы, сделанные Собчик на основе данных 1973 г., что свидетельствует об устойчивости этой особенности архетипа.
-------
«Средняя область культуры» — это та часть жизненного пространства, которая начинается за порогом собственного дома и заканчивается там, где начинает проявляться «государево» дело, задачи национального значения, сфера осуществления мессианских идей. Это все то, что уже не имеет личного значения, но еще не приобрело значения национального. Это область «малых дел», элементарных бытовых запросов, отвечая на которые, Запад и достиг своей современной благоустроенности. Специфика русского менталитета состоит как раз в том, что ценность успеха в этой «средней» области для «среднего» русского минимальна. Одно дело — когда надо спасать нацию, и совсем иное дело — когда надо добротно ремонтировать дороги или обслуживать покупателя. Именно к такого рода деятельности относится знакомая всем народная фраза: «работа начинается с большого перекура». Вот как комментирует подобные «провалы» русской цивилизации известный писатель Анатолий Рыбаков: «Русский человек по своему менталитету трудолюбив. Все разговоры, что он не умеет работать, — чепуха! Мне восемьдесят шесть лет, я всю жизнь прожил в России и видел: еще как умеет! И воевать умеет. Я прошел всю войну. Но русский человек не хочет жить в роскоши»
[Интервью 2001]. Желание «жить в роскоши», по крайней мере, никогда не эксплуатировалось в России с экономической точки зрения, никогда не становилось культурно акцентированной целью рядовых граждан. Изображения
Более 20 просмотров, а коментариев нет. Эту хрень хоть кто то начал читать? Вчера пробовал несколько раз, даже пол бутылки коньяка усадил, всё равно не осилил. Тут хоть про что? Кто знает?
[Ответ]
easy 15:43 11.01.2014
Сообщение от Дженерейшн 3,14:
Сравнительный анализ психологического «профиля» американской и русской наций свидетельствует о том, что американцы более рациональны и менее эмоциональны, менее фрустрированы, более прагматичны. Они, как правило, не склонны к идеализации, в меру общительны, формальны в контактах, не отличаются излишней сентиментальностью. Русские же гиперэмоциональны, иррациональны, значительно в своей массе фрустрированы, склонны к идеализации, сентиментальны, расточительны, в общении проявляют полярные тенденции от любви до ненависти.
«Средний русский» самобытен, интуитивен, богат творческой выдумкой, отличается некоторой безалаберностью, вспыльчив, но не злобив, испытывает склонность к обсуждению разных проблем без серьезных попыток на практике реализовать свои фантазии, не доволен жизнью, но как истинный фаталист ничего менять не намерен; он готов бунтовать на уровне застолья или кухонных разговоров, но всерьез что-либо предпринимать ленится или опасается. Он растрачивает себя больше эмоциями, чем поступками, больше переживаниями, песнями, танцами, пьянками, чем хорошо спланированным предпринимательством, хозяйствованием, политической организованностью».
Ага-ага, то-то американские психотерапевты озолотились. И прозак мерканцы жрут поголовно с детских лет.
[Ответ]
grigor 16:11 11.01.2014
Сообщение от Дженерейшн 3,14:
«Средний русский» самобытен, интуитивен, богат творческой выдумкой, отличается некоторой безалаберностью, вспыльчив, но не злобив, испытывает склонность к обсуждению разных проблем без серьезных попыток на практике реализовать свои фантазии, не доволен жизнью, но как истинный фаталист ничего менять не намерен; он готов бунтовать на уровне застолья или кухонных разговоров, но всерьез что-либо предпринимать ленится или опасается. Он растрачивает себя больше эмоциями, чем поступками, больше переживаниями, песнями, танцами, пьянками, чем хорошо спланированным предпринимательством, хозяйствованием, политической организованностью».
grigor, выходите уже из кухни, хватит самогон шотландский глушить.
[Ответ]
Молоток 17:00 11.01.2014
Все это издержки неофеодализма. Если у человека нет власти, не может быть и ответственности. А государство наше с завидным упорством отучает граждан от ответственности за свою судьбу и на это у людей государевых свои причины.
[Ответ]
easy 17:06 11.01.2014
Сообщение от Молоток:
Если у человека нет власти, не может быть и ответственности. А государство наше с завидным упорством отучает граждан от ответственности за свою судьбу
Молоток, замучали безвольные страдальцы. Самой мне много букв писать по этому поводу банально лень, так вот Вам уже писаное Зиной-корзиной:
"Мои посты часто комментируют люди, страдающие острой ностальгией по СССР. Не просто любят своё славное прошлое (как я), а именно - тоскуют и ноют. Ножкой топают. Их рефрен: «Как бы я хотел, чтобы всё это вернулось...!» Их комментарии многословны, истеричны, агрессивны. Они совершенно искренне убеждены в том, что им не дали полететь в космос, их обманули, их насильно закормили сникерснёй и чипсятиной, их заставили (наверное, как героя фильма «Заводной апельсин») смотреть всяку-бяку. Мы не виноваты, нас принудили. (Стиль изнасилованной девицы, которая ничего такого не хотела, но её завалили всемером). Как он мыслит? Я рвался в космос! А они - эти гады-капиталисты и их прислужники-юристы - переплавили мой звездолёт «Мечта» на дверные ручки для своего офисного центра. Они испохабили мою Мечту о звёздах, заставляя меня каждый вечер разглядывать похабные кривлянья звёзд эстрадных. Да-да. Заставили. Потому что я чист и светел, а до 1991 года ждал прихода коммунизма. Я рыдал, когда Ельцин пришёл к власти. Нет-нет, я не вышел и не выступил. Но ведь рыдал же! А они...! Вы думаете, мне нравится работать менеджером по закупкам?! В душе я - космический Робинзон и Дон-Кихот светлых далей и голубых елей. А они (ну, они) заставляют меня интересоваться голубыми геями. Более того, они принуждают меня об этом читать в порочных журнальчиках."
Сообщение от easy:
Молоток, замучали безвольные страдальцы. Самой мне много букв писать по этому поводу банально лень, так вот Вам уже писаное Зиной-корзиной:
Куда это тебя опять понесло? Где ты увидела ностальгию по СССР? С первой страницы срачь про СССР начинаешь и обвиняешь в этом других. "Доктор, излечися сам". )))
[Ответ]
easy 17:39 11.01.2014
Молоток, ностальгия по СССР здесь не при делах. Не надо рассказывать, что злые дяди ( инопланетяне, разумные осьминоги и прочая нечисть)
Сообщение от Молоток:
с завидным упорством отучает граждан от ответственности за свою судьбу
Те, кто отвечал за свою судьбу всегда, этой ответственности не делегируют никому и никогда.
[Ответ]
Чёрный Дембель 18:24 11.01.2014
Сообщение от easy:
хватит самогон шотландский глушить.
Сообщение от easy:
Те, кто отвечал за свою судьбу всегда, этой ответственности не делегируют никому и никогда.
Это миф. Ты же доверяешь доктору свою жизнь, дорожным службам вешать знаки на дороге, учительнице рассказывать об истории России детям, пограничникам охранять границу, дворнику подметать двор и т.д и т.п.
Если тебя лишают рычагов влияния на вышеуказанных товарищей, то ничего не остается как забить на то, как идут дела. Ты ж все равно ничего изменить не можешь.
В той же Японии, при внешне благостном общинном строе, мордобои в парламенте случаются.
[Ответ]
easy 20:50 11.01.2014
Сообщение от Молоток:
Ты же доверяешь доктору свою жизнь, дорожным службам вешать знаки на дороге, учительнице рассказывать об истории России детям, пограничникам охранять границу, дворнику подметать двор и т.д и т.п.
Если тебя лишают рычагов влияния на вышеуказанных товарищей, то ничего не остается как забить на то, как идут дела. Ты ж все равно ничего изменить не можешь.
Никто не лишает меня возможности взаимодействия с вышеуказанными категориями специалистов. И не сможет никогда. Если дворник плохо подметает мой двор, ему будет указано мною, не внемлет - пойду далее, дворника заменят. Это касается и всего остального, разве что, кроме погранцов - где они, и где я, слишком мы далеки друг от друга.
[Ответ]
Молоток 21:02 11.01.2014
Сообщение от easy:
Никто не лишает меня возможности взаимодействия с вышеуказанными категориями специалистов. И не сможет никогда. Если дворник плохо подметает мой двор, ему будет указано мною, не внемлет - пойду далее, дворника заменят. Это касается и всего остального, разве что, кроме погранцов - где они, и где я, слишком мы далеки друг от друга.
Есть такие люди, да. Только фигня, все это. Все люди пробовали качать права и были посланы. Поспрашивай у своих знакомых.
А на форуме дааа. Проплаченные боты тебе расскажут о демократии и свободе слова.
Только это фигня. Люди живут не на форумах. Люди живут в реальном мире.
[Ответ]
easy 21:11 11.01.2014
Сообщение от Молоток:
Все люди пробовали качать права и были посланы. Поспрашивай у своих знакомых.
А на форуме дааа. Проплаченные боты тебе расскажут о демократии и свободе слова.
На кой черт мне кого-то там опрашивать. Я сама - живой человек, и регулярно добиваюсь искоренения всяческой срани, мешающей мне жить.
[Ответ]
Молоток 21:12 11.01.2014
Сообщение от easy:
На кой черт мне кого-то там опрашивать. Я сама - живой человек, и регулярно добиваюсь искоренения всяческой срани, мешающей мне жить.
А что мешает остальным гражданам так жить? Генетическая ущербность?
[Ответ]
grigor 21:24 11.01.2014
Сообщение от easy:
grigor, выходите уже из кухни, хватит самогон шотландский глушить.
А зачем штаны надевать, валенки натягивать, если не дают рулить Газпромом...а по мелочам -увольте
[Ответ]
easy 21:39 11.01.2014
Сообщение от Молоток:
А что мешает остальным гражданам так жить? Генетическая ущербность?
Сообщение от easy:
Как хорошо: сами спросили, сами же и ответили.
Я спросил. Вы второй вопрос назвали ответом.
Все с вами ясно, сударыня. Люди не те, страна не та. Доим, пока молоко дает, и сваливаем.
[Ответ]
easy 21:58 11.01.2014
Сообщение от Молоток:
Люди не те, страна не та. Доим, пока молоко дает, и сваливаем.
И люди, меня окружающие, в основном мне по нраву, и Родину люблю, и валить мысли нет и не было. Не проецируйте.
[Ответ]
Молоток 22:18 11.01.2014
Сообщение от easy:
И люди, меня окружающие, в основном мне по нраву, и Родину люблю, и валить мысли нет и не было. Не проецируйте.
Тогда почему второй вопрос вы назвали ответом?
Фишка в том, что те, кто считает себя управленцами, реально думают, что умней тех, кем управляют. В реальности разделение полномочий связано с выбором приоритетов.
К примеру - Вася копает картошку, ремонтирует трактор, заботится о детях.
А Маша любит понты. Сосет у начальника, прогибается перед клиентами, и родила одного "для себя", что бы хоть кто-то ценил её усилия. И все равно обламывается.
[Ответ]
easy 22:22 11.01.2014
Сообщение от Молоток:
Тогда почему второй вопрос вы назвали ответом?
Гы. Прощай БВФ. Сношайтесь едросы сами с собой. ))
[Ответ]
Sandy 13:31 12.01.2014
сдается мне где то я уже тему видел подобную тему про работу в воронеже.. Там еще было написано что все в России уроды козлы и быдло а я такая в бэлом плаще уеду в Англию.. в трэше что ли?
[Ответ]
Дженерейшн 3,14 23:39 12.01.2014
Сообщение от Sandy:
сдается мне где то я уже тему видел подобную тему про работу в воронеже.. Там еще было написано что все в России уроды козлы и быдло а я такая в бэлом плаще уеду в Англию.. в трэше что ли?
Не думаю, что это подобная тема, т.к. в этой работе ни слова об уродах и козлах.
[Ответ]
Xenon 01:56 13.01.2014
Сообщение от Sandy:
сдается мне где то я уже тему видел подобную тему про работу в воронеже.. Там еще было написано что все в России уроды козлы и быдло а я такая в бэлом плаще уеду в Англию.. в трэше что ли?
Сообщение от Чёрный Дембель:
"- Узнаю! Узнаю брата Колю!"
Узнаю сестру панду, то же, только в профиль.
[Ответ]
Xenon 04:02 15.01.2014
Сообщение от :
Амбициозные и бессмысленные
Анастасия Матвеева
На рынок труда вышло новое поколение, которое трудно мотивировать привычными средствами. Работодатели этим озадачены, но, так или иначе, им приходится менять привычные подходы в работе с кадрами
«Они слишком амбициозны! Они постоянно сидят в социальных сетях! С ними трудно найти общий язык: они легко могут вместо объяснительной записки положить на стол шефу комикс! Раньше должностные инструкции на бумажке писали, а сейчас приходится ролики снимать: у них восприятие зрительное, они даже не пытаются прочесть документы!» И это далеко не все претензии, которые предъявляют работодатели поколению, вливающемуся в настоящее время в рабочую силу. По данным рекрутингового портала HeadHunter, сегодня в России на молодых людей от 20 до 29 лет уже приходится значительная часть кандидатов: 53% активных резюме на портале hh.ru.
С легкой руки экспертов это поколение, родившееся в период со второй половины 1980-х до начала 1990-х, получило название «поколение Y». Правда, понятие это, как всякое обобщение, условно: «Если на одном полюсе “поколения Y” находятся амбициозные активные молодые люди, то на другом — “взрослые подростки”, не знающие цену деньгам, избегающие ответственности, вовсе не желающие работать, или “девушки-домохозяйки”, вместо карьеры планирующие растить детей и заниматься домашними хобби», — говорит Юлия Сахарова, директор «HeadHunter Северо-Запад». И тем не менее у целой когорты молодых людей есть схожие черты. По наблюдениям Юлии Сахаровой, «у молодых соискателей отчетливо выражено стремление получать удовольствие: от общения, тусовок, работы. Отсюда отношение к деньгам: запросы по ожидаемой заработной плате не всегда соответствуют реальным компетенциям и опыту, что часто вызывает негодование у старшего поколения, привыкшего полагаться только на себя и свои знания. Они готовы участвовать в различных внутрикорпоративных атмосферных околорабочих мероприятиях, им важно внимание к их вкладу. К труду они относятся через призму игры, получения новых знаний, впечатлений, эмоций, а не в парадигме “надо/должен”. Работа для них не самоцель».