Сообщение от REDKING:
составляла около 15 километров
Сообщение от Snat4:
14100, если быть точным. Самая любимая трасса, после старого Нюрнбургринга.
Кстати, если не ошибаюсь, то именно на этой трассе Брюс МакЛарен одержал первую победу за рулём МакЛарена!
Сообщение от PиаR:
"Кто проголосовал за Хэмилтона??"
Сообщение от ®y©©kuu:
когда на форумку соберемса!
Сообщение от DAMON:
MiSchu, да ну в 87 голу такие в италии еще делали?в России то уже прекратили по моему или почти прекратили
Сообщение от DAMON:
в прошлом году Спа была откровенно скучной,хорошо бы не случилось таково ныне
Сообщение от :
В тени горящей башни...
Несмотря на то, что бельгийскую гонку в разное время принимали три автодрома, для всех болельщиков она является синонимом славного имени Спа. Небольшой городок, приютившийся в лесах арденнских предгорий, известен всему миру – его название по легенде происходит от слова «Спасибо», сказанного российским императором Петром I местным жителям за отменную минеральную воду; сам он дал название целой индустрии купаний, ну а для поклонников скорости название Спа – равно как О'Руж, Бланшимон, Ставело или Мальмеди – ласкают слух и вызывают множество приятных воспоминаний.
Одно из них, не сомневаемся, у многих датируется 2000 годом. В тот самый день, когда в Москве полыхала Останкинская башня, в далекой Бельгии разыгрывался 13-й этап чемпионата мира. К тому моменту трех лидеров – Мику Хаккинена и Дэвида Култхарда из McLaren и представителя Ferrari Михаэля Шумахера – разделяли всего шесть очков. Финн смог оправиться после неудачного старта сезона и благодаря серии летних успехов и отменным качествам своего MP4-15 вышел в лидеры чемпионата, явно намереваясь завоевать третий кряду титул.
Выиграв квалификацию Гран При Бельгии, Мика возглавил гонку, старт которой по случаю дождя давался позади машины безопасности. Шумахер поначалу шел четвертым, но уже в начале пятого круга переместился на второе место, когда не поделили дорогу два героя квалификации: Jordan Ярно Трулли и Williams юного Дженсона Баттона столкнулись в шпильке La Source. Тем временем из-за облаков выглянуло солнышко, и пилотам настало время менять шины на псевдослик. Култхард сделал это позже, чем надо – и откатился далеко назад. А вот у двух лидеров все складывалось неплохо.
Когда трасса высохла, оказалось, что Ferrari выглядит чуть быстрее McLaren. Михаэль понемногу выбирал отрыв, а когда Мика, задев бордюр в Stavelot, едва не потерял контроль над машиной и вынужден был резко сбросить скорость – и вовсе вышел вперед. На середине дистанции обоих ждал плановый пит-стоп, и поскольку нового дождя не предвиделось, в обеих командах не только сменили шины и заправили баки, но и изменили аэродинамические настройки. Вернувшись на трассу, Хаккинен вновь получил преимущество в скорости.
О том, как умеет защищать свою позицию Михаэль Шумахер, хорошо известно. Даже уступая в скорости, он ни в какую не хотел расставаться с первой позицией. Особенно тяжело немцу приходилось в конце длинной прямой перед поворотом Les Combes, где на скорости хорошо за 300 км/ч McLaren и Ferrari несколько раз едва не столкнулись. До финиша оставалось все меньше кругов, но Хаккинен по-прежнему никак не мог одолеть немца.
Финну помог случай. Когда лидеры в очередной раз разгонялись на подъеме Kemmel, впереди появился отстающий на круг BAR бразильца Рикардо Зонты. Тот посчитал, что ширины трассы вполне достаточно для обгона, и потому не стал снижать скорости и прижиматься к обочине. Шумахер начал опережать Зонту слева, а Мика в ту же секунду дернул руль вправо – и на торможении оказался в более выгодной ситуации. Поклонникам Михаэля оставалось лишь скрежетать зубами – гонка была проиграна, и теперь их кумир уступал в чемпионате пилотов уже весьма неприятные шесть очков. Ну а фанаты Хаккинены ликовали – подобной красоты маневры не забываются никогда.
Третьим в тот день в Спа финишировал Ральф Шумахер из Williams, но проиграл он более полуминуты. Култхард к клетчатому флагу сумел пробиться из конца первой десятки на четвертое место, а оставшиеся очки достались Баттону и Хайнцу-Харальду Френтцену (Jordan).
…И еще 10 гонок, оставивших след в истории:
1925 – Вдохновленные гонкой «24 часа Ле-Мана» 1923 года, бельгийцы решили организовать у себя что-то подобное. Для этого выбрали живописное местечко неподалеку от Льежа, которое местные энтузиасты присмотрели еще в конце XIX века! Суточные соревнования прошли в Спа в 24-м, в годом позже состоялся и первый национальный Гран При. Его выиграл Антонио Аскари на Alfa Romeo.
1928 – В 1928 году Гран При Бельгии не проводился. Но обойти эту дату мы не можем – именно тогда победителем «24 часов Спа» вышел экипаж итальянца Атилио Мариноне и гвардейского офицера Бориса Ивановского, живущего после октябрьского переворота во Франции. То была одна из самых первых и ярких страниц в истории отечественного автоспорта. Более того, три года спустя победителем той же суточной гонки стал еще один российский эмигрант, князь Дмитрий Джорджадзе.
1939 – Тревожным летом 39-го в Спа был неудержим лучший британский гонщик довоенной поры Дик Симен. Пилот, принятый в состав команды Mercedes по личному распоряжению Адольфа Гитлера, мчался к победе, но из-за ошибки на сыром асфальте вылетел с трассы и протаранил дерево. Машина вспыхнула. Один из зрителей, бесстрашный бельгийский солдат, шагнул в пламя и вытащил пилота, но спасти его жизнь, увы, не удалось. Гонку выиграл напарник Симена Херманн Ланг.
1962 – Дебютный Lotus 25 с кузовом-монококом принес победу на 16-километровом кольце, проложенном по обычным дорогам, шотландцу Джиму Кларку. Несмотря на проблемы в квалификации и лишь 12-ю позицию на старте, пилот команды Колина Чепмена легко разобрался с соперниками. Третьим в тот день финишировал Фил Хилл.
1982 – Самая трагическая страница в истории Гран При Бельгии. Старое кольцо уже не отвечало стандартам безопасности и гонки почти на десятилетие перебрались во фламандский Зольдер. Там-то на квалификации и произошла трагическая авария, в результате которой мир Формулы 1 потерял одного из лучших и самых любимых своих сынов – Жиля Вильнева.
1985 – Возвращение в Спа вышло своеобразным. Новая секция трассы, построенная к гонке 1983 года, приглянулась всем. А вот «авангардный» асфальт, уложенный в 85-м, начал крошиться под колесами – и пилоты отказались выходить на старт. Поэтому майский этап пришлось прервать и перенести на сентябрь. Сильнейшим, под периодически моросящим дождем, в итоге стал Айртон Сенна.
1991 – Дебют Михаэля Шумахера в Формуле 1 хоть и получился коротким – немец проехал в гонке всего один поворот – но наделал шума в паддоке. За будущую звезду разгорелась нешуточная схватка, победителем из которой вышел босс Benetton Флавио Бриаторе. Ну а на вершину подиума в Спа вновь поднялся Айртон Сенна, для которого этот успех в Гран При Бельгии стал уже пятым по счету.
1992 – Ровно через год после первого визита в Арденны Михаэль открыл здесь счет своим победам в Больших Призах. Вовремя заметив, что трасса уже достаточно просохла после моросившего дождика, немец раньше соперников решил переобуться в слики и не прогадал. На финише преимущество Шумахера над уже завоевавшим титул Найджелом Мэнселлом составило без малого 40 секунд.
1995 – Противоборство претендентов на чемпионский титул – Михаэля Шумахера и Дэймона Хилла – достигло наивысшей точки. В сложных погодных условиях соперники боролись колесо в колесо, и хотя Williams британца технически превосходил Benetton немецкого пилота, мастерство дождевого пилотажа и верная тактика гонки склонили чашу весов в пользу Шумахера.
1998 – Еще одна гонка под аккомпанемент падающих капель могла позволить Михаэлю Шумахеру включиться в чемпионскую гонку – ведь его главный соперник Мика Хаккинен из McLaren выбыл из борьбы еще на старте. Но лидер Ferrari при обгоне на круг налетел на напарника финна, Дэвида Култхарда. Также Гран При 1998 года запомнился огромным стартовым завалом, где пострадали 17 машин.
Сообщение от :
Участники: Казуки Накаджима (Williams), Ник Хайдфельд (BMW Sauber), Себастьян Феттель (Toro Rosso), Кими Райкконен (Ferrari)
Вопрос: Казуки, вы впервые приехали сюда в статусе гонщика Формулы 1. Вы изучали трассу на симуляторе?
Казуки Накаджима: Да, правда, не так много. Работа на симуляторе не похожа на реальную тренировку, но я получил некое представление о том, как следует вести себя в Спа.
Вопрос: Чем отличается работа на симуляторе?
Казуки Накаджима: Мне удалось оценить скорость машины и ее баланс в момент торможения – перед гонкой в Валенсии подобная работа очень помогла.
Вопрос: В Валенсии вы показали свой лучший квалификационный результат, в чем причина?
Казуки Накаджима: Ничего особенного – к счастью, наша машина выглядела гораздо конкурентоспособнее, чем в предыдущих гонках. Это сыграло на руку и мне, и Нико, поэтому уик-энд сложился довольно удачно, если не считать первого круга в гонке. Я чувствовал себя уверенно – после неудачных выступлений приятно вновь бороться за хорошие позиции.
Вопрос: Каковы ваши планы на следующий сезон?
Казуки Накаджима: Пока ничего не известно, но я хочу остаться в Williams – это было бы лучшим из вариантов.
Вопрос: А есть вероятность остаться?
Казуки Накаджима: Я надеюсь, да.
Вопрос: Шансы высоки?
Казуки Накаджима: Пожалуй, да, но нужно дождаться решения команды.
Вопрос: Себастьян, в Валенсии вы также показали свой лучший квалификационный результат…
Себастьян Феттель: Да.
Вопрос: Почему это стало возможным?
Себастьян Феттель: Уик-энд в Валенсии сложился для нас удачно – мы неплохо поработали в пятницу, хорошо квалифицировались в субботу и сильно провели воскресную гонку. Трудно сказать, что именно привело к успеху – мы, как всегда, старались добиться максимума. Машина была очень конкурентоспособна, мне понравилась трасса – вот и ответ.
Вопрос: В пресс-релизе Джорджио Асканелли заметил: «Должно быть, в чем-то мы поступили абсолютно верно, но я не знаю, в чём»…
Себастьян Феттель: Я уже сказал – у нас был очень удачный уик-энд. Мы много работали, чтобы добиться того, чего добились, и теперь наша задача – удержать позиции. Это будет нелегко, но если вы оцените прогресс команды по ходу сезона, то поймете – она совершенно преобразилась. У нас иное отношение к гонкам, все вокруг нацелены на успех – раньше ничего подобного не было. Здесь нет никакого секрета: мы приехали в Валенсию без новых деталей, не знали трассу, и тот успех – результат напряженной работы.
Вопрос: Ближайшие две трассы подойдут вашей машине?
Себастьян Феттель: Думаю, да. Монца уникальна, но по своим характеристикам обе трассы должны подойти STR03. В Спа много быстрых поворотов, а в Монце немало длинных прямых, на которых наша машина должна быть достаточно эффективна. Впрочем, нужно быть реалистами – в Валенсии все шло по плану, и то, что мы смогли держаться за лидерами, стало сюрпризом, однако не стоит ожидать подобного в каждой гонке. Тем не менее, необходимо реализовать свой потенциал: если нам удастся набрать очки или финишировать в районе первой десятки – будет здорово.
Вопрос: Вы помните свою прошлогоднюю гонку в Спа?
Себастьян Феттель: Она была очень короткой – во-первых, у нас возникла техническая проблема, а когда я спускался к Eau Rouge , машина отказалась поворачивать, и в результате мне пришлось сойти с дистанции.
Вопрос: Вы предпочли бы забыть тот Гран При?
Себастьян Феттель: Именно.
Вопрос: Кими, вы выиграли три предыдущих гонки в Спа…
Кими Райкконен: Да, это довольно удачное место. Надеюсь, мне повезет и на этот раз.
Вопрос: За последние несколько недель о вас было написано немало… Есть проблемы, или всему виной обстоятельства?
Кими Райкконен: Некоторые гонки сложились совсем не так, как хотелось. Были проблемы, впрочем, подобное происходит не впервые, и жизнь на этом не кончается. Мы постарались устранить все неполадки – надеюсь, нам удалось найти решение и вскоре мы вернемся на привычные позиции.
Вопрос: Вы сказали, что решение найдено, это произошло на тестах в Монце?
Кими Райкконен: Мы провели различные испытания и остались довольны машиной, но тесты не всегда показательны, на трассе могут быть совершенно иные условия. Проблемы могут вернуться, надеюсь, мы нашли причину неудач, но судить об этом пока рано. Поживем-увидим.
Вопрос: Со слов команды, после тестов в Монце результаты в квалификации должны улучшиться….
Кими Райкконен: Пожалуй, да. Не считая предыдущей гонки, на всех этапах чемпионата мы были достаточно быстры, но если застреваешь за медленной машиной - все потеряно, а в случае удачной квалификации не возникает никаких проблем. Как бы то ни было, мы стараемся прогрессировать во всем – надеюсь, у нас это получилось.
Вопрос: В Валенсии вас подвел мотор. Вы уверены, что подобное больше не повторится?
Кими Райкконен: Да. Думаю, мы знаем, в чем была проблема – гонкой ранее похожая поломка произошла на машине Фелипе. Надеюсь, мы все исправили, ведь тесты прошли гладко. Ситуация может повториться, но мы уверены в том, что все будет в порядке.
Вопрос: Ник, вы оказались в практически похожей ситуации, но на тестах в Монце показали лучший результат…
Ник Хайдфельд: Да, та же ситуация, что у Кими. Тесты прошли неплохо, но это не означает, что в Спа все пойдет по плану. Впрочем, я доволен результатами тестов в Монце – мы опробовали пару новинок, которые, скорее всего, пригодятся нам только в Италии, но мы отправляемся туда сразу после этого уик-энда, так что всё не так плохо.
Вопрос: Вы чувствуете прессинг? Марио Тайссен сказал, что ждет результатов от обоих пилотов…
Ник Хайдфельд: Я сам создаю себе прессинг, притом в большей степени, чем кто бы то ни было. Все предельно ясно – если одна машина финиширует на подиуме, а я оказываюсь девятым, нет нужды говорить что-либо.
Вопрос: Что вы собираетесь предпринять? Вы неплохо поработали на тестах, что дальше?
Ник Хайдфельд: Нужно понять проблемы и попробовать что-то изменить. В этом году я уже попадал в подобную ситуацию и полагал, что все неудачи позади, пока в Валенсии не столкнулся с теми же проблемами. Я знаю, где искать причины, и не сомневаюсь, что команде удалось добиться прогресса, однако все выяснится в ближайшие две гонки.
Вопрос: С того момента, как у вас начались проблемы в квалификации, результаты выглядят нестабильно…
Ник Хайдфельд: Так и есть. С точки зрения чистой скорости дела обстоят намного лучше, чем в начале сезона, но у меня не раз возникали проблемы с трафиком, я ошибался больше обычного. Впрочем, устранить эти проблемы гораздо легче, нежели бороться с нехваткой скорости. Результаты в квалификации не идеальны, но я доволен своим темпом.
Вопрос: Год назад в Спа вы квалифицировались шестым и финишировали пятым. Надеетесь повторить тот результат?
Ник Хайдфельд: Мы всегда рассчитываем на большее, но если я финиширую, вряд ли результат будет плохим, хотя никто не знает, что произойдет в воскресенье. Прогноз не обещает ничего хорошего – может пойти дождь, но я не беспокоюсь по этому поводу. Мне нравятся гонки по мокрой трассе, однако не могу сказать, что буду рад какой-то конкретной погоде.
Вопросы с мест:
Вопрос: (Хейкки Культа – Turun Sanomat) Кими, бельгийская погода может быть совершенно непредсказуемой. Что вы бы предпочли?
Кими Райкконен: Либо все время дождь, либо все время сухо – так гораздо легче. Когда встречаются оба варианта сразу, многое зависит от удачи, от решения, принятого в тот момент, когда погода меняется. Меня устроит любая погода, но сухая трасса все-таки лучше.
Вопрос: (Юха Паатало – Financial Times Germany) Кими, год назад вас преследовали такие же проблемы в квалификации, но тогда удалось с ними справиться. Опыт прошлого года может помочь решить нынешние проблемы? Или F2008 – совершенно другая машина?
Кими Райкконен: Нет, но проблемы еще остаются – год назад команда была в такой же ситуации. В этот раз мы неплохо начали сезон, но позже все пошло не так. Надеюсь, у нас получится вернуться на прежние позиции – скоро узнаем, удалось ли сделать шаг вперед, а там посмотрим, что делать дальше.
Вопрос: (Майк Дудсон) Вопрос ко всем: Дэвид Култхард недавно заметил, что без пит-стопов гонки были бы интереснее. По его мнению, дозаправки искажают результаты. В Венгрии мы видели пожары в боксах, а в Валенсии один из механиков получил травму. Интересно знать вашу точку зрения – не хотите ли вы избавиться от дозаправок, вернувшихся в Формулу 1 пятнадцать лет назад?
Ник Хайдфельд: Надеюсь, с новыми правилами в следующем году мы увидим больше обгонов, но до первых гонок нового сезона сложно судить об этом. Как мы знаем, атаковать очень трудно, поэтому нужно сохранить пит-стопы, чтобы увидеть хоть несколько обгонов.
Кими Райкконен: Сейчас большинство обгонов совершается на пит-стопах, без которых мы, скорее всего, просто ехали бы друг за другом. Иногда во время дозаправки кто-то получает травму, но таковы гонки.
Себастьян Феттель: Когда придет наш черед завершить карьеру, мы будем думать о более интересных гонках, поскольку нам предстоит просто наблюдать за ними. Честно говоря, из кокпита все выглядит очень захватывающе, скучать не приходится. Как сказал Ник, в следующем году число обгонов возрастет, надеюсь, к моменту нашего ухода гонки станут ещё интереснее.
Казуки Накаджима: По-моему, пит-стопы лучше сохранить, ведь на данный момент именно они определяют разницу между пилотами, позволяя варьировать тактику. Это вносит дополнительную интригу.
Вопрос: (Тьерри Вильмо – Le Soir) Кими, всем известно, что командные приказы запрещены, но можете ли вы лично принять решение помочь Фелипе в борьбе за титул?
Кими Райкконен: Такое может случиться, ведь мы выступаем в одной команде. Однако все зависит от результатов ближайших гонок. Надеюсь, борьба продолжится до последнего этапа.
Вопрос: Какая музыка звучит в вашем i-Pod?
Казуки Накаджима: Разная, но в основном популярные японские композиции. После переезда в Европу я с особой охотой слушаю японские песни – они напоминают о доме.
Себастьян Феттель: Я слушаю разную музыку, но предпочитаю немецкую народную.
Кими Райкконен: В основном финская музыка всех направлений. Вы все равно ее не знаете.
Ник Хайдфельд: Я слушаю разную музыку, в основном неклассическую. Немецкой народной предпочитаю R&B и хип-хоп, а стилю техно – расслабляющую.
Себастьян Феттель: Почему тебе не нравится народная музыка?
Ник Хайдфельд: Думаю, почему она нравится тебе – более сложный вопрос, не так ли?
Себастьян Феттель: Я люблю лирику.
Ник Хайдфельд: А мне нравятся улыбки на лицах исполнителей, такие же, как у тебя сейчас.
Вопрос: Можно ли назвать Eau Rouge вашим любимым поворотом, и если да, то почему?
Ник Хайдфельд: Мне легко ответить на этот вопрос – это не мой любимый поворот. В прошлые годы Eau Rouge был интереснее, но сейчас, с моторами V8 и большим уровнем сцепления, он не представляет особой сложности.
Кими Райкконен: С точки зрения пилотажа это даже не поворот, скорее прямой участок. В дождь там довольно весело, но, как сказал Ник, раньше Eau Rouge был намного интереснее, а сейчас, на более совершенных машинах, мы едем там медленнее.
Себастьян Феттель: Думаю, это очень интересный поворот, и если бы его не было в календаре чемпионата, многие бы тосковали по нему, хотя сейчас он действительно менее сложный. Я вылетел в Eau Rouge на мокрой трассе, и вот тогда на самом деле было трудно.
Казуки Накаджима: В GP2 он был хорош, но в Формуле 1 пройти его гораздо легче.
Вопрос: Если бы вы не были гонщиком Формулы 1, чем бы стали заниматься?
Казуки Накаджима: Трудный вопрос – скорее всего, чем-то связанным с гонками, только они меня действительно интересуют.
Себастьян Феттель: Если бы я не гонялся в Формуле 1, то постарался бы получить серьезное образование, занять высокий пост и говорил бы пилотам, что нужно делать.
Кими Райкконен: Нашел бы себя в автоспорте. Это всегда было частью моей жизни – не думаю, что в мотокроссе или где-то еще все сложилось бы иначе.
Ник Хайдфельд: Практически то же самое – мне нравится спорт, особенно моторный, поэтому мотогонки или ралли были бы интересным вариантом. Главное – соревноваться и путешествовать по миру.
Вопрос: (Майк Дудсон) Так какой поворот ваш любимый?
Ник Хайдфельд: Эски в Сузуке, которых в этом году мы не увидим. Подождем следующего сезона.
Кими Райкконен: Не знаю. Интересных поворотов много, трудно назвать один.
Себастьян Феттель: Да, их слишком много. Возможно, правый поворот в Монреале, ведущий к парковке, действительно неплох! Нет, на самом деле, мне нравятся все трассы и многие повороты.
Казуки Накаджима: Я согласен с Ником – эски, а также первый и второй повороты Сузуки действительно великолепны. Я не ездил там на Формуле 1, но уверен – это здорово.
Сообщение от :
Первая часть свободных заездов
Облачно. Сухо. Температура трассы и воздуха +16С
Фелипе Масса возглавил протокол первой сессии свободных заездов в Спа. Бразилец быстро занял первую строчку и постепенно улучшал свое время, четыре десятых ему уступил Кими Райкконен, чуть больше отстали гонщики McLaren.
Официальный прогноз дождя не обещал, и сессия прошла на сухом асфальте, но во второй половине заездов на телекамерах появились редкие капли дождя, и команды поставили гонщикам более мягкие шины Medium, чтобы успеть сравнить эффективность двух составов резины - после обеда может пойти дождь.
Сессия прошла без серьезных инцидентов, правда Ярно Трулли смог проехать лишь 14 кругов - из-за проблем с электрикой итальянец долго не покидал боксы.
Вторая часть свободных заездов
Пасмурно. Короткий дождь по ходу сессии. Температура трассы и воздуха +17С
Вторая сессия свободных заездов Гран При Бельгии оказалась богатой на инциденты. О том, что всё пройдет не так гладко, как утром, было ясно уже перед началом сессии, когда официальный прогноз пообещал дождь в течение первых тридцати минут, но зонтики появились на трибунах уже минут через десять.
Первым не удержал машину Марк Уэббер, в повороте Rivage она поехала прямо, австралиец успел сбросить скорость на асфальтовой полосе безопасности, но Red Bull всё же ощутимо воткнулся в защитные покрышки. Марк самостоятельно покинул машину, которую долго не могли эвакуировать и просто оставили за барьером. Потом дождь зарядил сильнее, но лил недолго. Гонщики вернулись в боксы и двадцать минут ждали, пока асфальт подсохнет.
Последняя треть сессии началась с аварии Кими Райкконена, на входе в девятый поворот финн не удержал машину, её развернуло, и Ferrari задней частью ударилась о барьер из защитных покрышек. Из-за удара машина Кими потеряла заднее антикрыло, а покрышки – воду, собравшуюся после дождя. Поток воды хлынул на трассу, в этой луже поскользнулся Джанкарло Физикелла, потом разбил машину Нельсиньо Пике, и сессию остановили красными флагами.
Ровно десять минут маршалы и персонал трассы решали проблемы в девятом повороте, за это время асфальт окончательно высох, и на последних минутах многие гонщики смогли улучшить время, показанное до дождя. В конце сессии на первую строчку поднялся Фернандо Алонсо, правда время испанца больше секунды уступает утреннему результату Массы.
Уже после окончания заездов, когда гонщики отрабатывали процедуру старта на стартовой прямой, заглохла машина Роберта Кубицы. Поляк покинул кокпит, и, вместе с маршалами, оттолкал BMW Sauber на обочину…