Нашел интересную статью на сайте Страна.Ru. По сути это все то, о чем мы спорили здесь последнее время. Помоему очень объективно.
Источник:
http://www.strana.ru/stories/01/12/20/2243/300764.html
В четверг, 14 декабря, в Госдуме должно было состояться обсуждение законопроекта «О безопасности автотранспортных средств», который станет основным документом, регламентирующим требования как к ввозимым на территорию РФ, так и уже находящимся здесь автотранспортным средствам. Увы, рассмотрение проекта специального технического регламента пока отложено на неопределенный срок из-за неготовности самого документа. Тем не менее, известно, что в случае несоответствия этому регламенту автомобили уже не смогут пройти технический осмотр и будут запрещены к эксплуатации. И большую тревогу у автолюбителей вызывает то обстоятельство, что этот проект направлен против транспортных средств с правосторонним расположением руля: разделы законопроекта об обзорности, звуковых и световых сигналах, а также о расположении рулевого управления позволят запретить их ввоз и эксплуатацию. Страна.Ru попыталась взвесить все "за" и "против" праворульности машин, находящихся в России.
В Японии и Англии запретов нет
Инициатор запрета правого руля - бывший начальник ГИБДД России, а ныне сенатор Владимир Федоров ссылается на некую статистику, которая, якобы, свидетельствует о большой аварийности праворульных автомобилей, а также на то, что они не соответствуют правилам движения по дорогам в нашей стране. Г-н Федоров заверяет, что не знает ни одной страны, где была бы разрешена эксплуатация автомобилей с разным расположением руля.
Однако, насколько известно, в нашей стране нет никаких официальных статистических данных, которые бы классифицировали аварийность автомобилей с разным расположением руля. В то же время, по данным самой Госавтоинспекции и Федеральной службы статистики, в Дальневосточном федеральном округе, где на «правом руле» ездят практически все, количество смертей на тысячу ДТП гораздо меньше, чем в любом другом федеральном округе, а число аварий на 100 тыс. населения чуть ниже, чем, например, в Московской области.
Что касается «несоответствия расположения руля принятому движению», то на практике это сводится, по сути, к трем основным моментам: недостаточной обзорности при обгоне на двухполосных (по одной полосе в каждую сторону) дорогах, при поворотах направо, а также к «неправильному» свету фар.
Действительно, при выполнении указанных маневров водитель праворульного автомобиля испытывает определенные сложности. Однако они не являются препятствием для уверенной и безопасной езды, а просто требуют от водителя повышенного внимания и аккуратности. В самом деле, ведь ничто не мешает перед выполнением обгона увеличить дистанцию до впереди идущего автомобиля, что позволит увидеть встречную полосу, а при повороте направо слегка наклонить голову, чтобы убедиться, что на маршруте движения автомобиля нет пешеходов или каких-либо препятствий. Другими словами, «проблемы», создаваемые правым расположением руля, легко решаются уже за счет «человеческого фактора».
Кроме того, многие водители устанавливают на свои автомобили «перископы» или видеокамеры, также позволяющие видеть встречную полосу перед обгоном. С другой стороны, «правый руль» дает водителю и определенные преимущества, в частности, возможность выхода из машины прямо на тротуар или обочину, что однозначно безопаснее, чем выход зачастую на проезжую часть из леворульного автомобиля. О более высоких шансах на выживание для водителя праворульной машины в случае лобового столкновения и говорить не приходится.
Проблема переделки фар не так проста, но и она в большинстве случаев вполне решаема, причем, арсенал методов здесь весьма широк: от использования специальных наклеек и светокорректоров до замены фар на «европейские» от леворульного аналога (разумеется, в том случае, если он имеется в природе).
Наконец, утверждение о том, что нет стран, в которых была бы разрешена эксплуатация автомобилей с разным расположением руля, является, мягко говоря, лукавством г-на Федорова. Например, в Японии, из которой и везут в Россию большую часть праворульного «секонд-хэнда», вовсе не запрещены не только эксплуатация, но и ввоз леворульных автомобилей.
То же самое можно сказать и про Великобританию, где «леворульки» мирно сосуществуют с родными «праворульками». И наоборот, никто не запрещает праворульным автомобилям с туманного Альбиона каждый день массово пересекать Ла-Манш и растекаться по дорогам Франции и остальной Европы. Даже в тех европейских странах, где запрещен ввоз праворульных автомобилей (как, например, на Украине), не запрещена и не ограничена по срокам их эксплуатация.
Плюсы праворульного автомобиля
С другой стороны, праворульные японские автомобили обладают целым рядом плюсов. В первую очередь, за ними стоят «родная» японская сборка и «родные» японские комплектующие. И то, и другое до сих пор по праву считается лучшим в мире. Кроме того, японские автомобили, даже 10 лет «от роду», вполне современны по российским меркам и удовлетворяют самым высоким требованиям оснащения и безопасности. Не стоит забывать и о том, что праворульные "японки" изначально предназначены для собственно внутреннего рынка, а там действуют очень жесткие технические, экологические и иные нормы, зачастую превосходящие аналогичные в других развитых странах, не говоря уже о развивающихся.
Эти автомобили очень хорошо укомплектованы опциями: автоматическая коробка передач, гидроусилитель руля, АБС, электропакет, кондиционер или климат-контроль, подушки безопасности и многие другие приятные и полезные «навороты» - не исключение, а, скорее, правило для подержанного автомобиля из Страны восходящего солнца. При этом широко распространенная в Японии система аукционов, на которых и продается подавляющая часть подержанных автомобилей, если и не гарантирует, то значительно повышает шансы купить автомобиль с прозрачной историей, «честным» пробегом и известным техническим состоянием, по сравнению, например, с автомобилями, пригоняемыми из Европы нашими частными перегонщиками.
И все эти бонусы - за меньшие, по сравнению с леворульными аналогами, деньги! Ведь, даже несмотря на рост аукционных цен в Японии и прошлогодние "новации" таможни, приведшие к заметному росту платежей за ввозимые иномарки, праворульные японские авто в среднем по-прежнему дешевле «европейцев» и «американцев». Страна.Ru посчитала, что в наиболее популярном у нас ценовом диапазоне 10-15 тыс. долларов разница по сравнению с леворульными аналогами в среднем составляет порядка 2-3 тысячи «зеленых» в пользу «праворулек». При этом, зачастую, даже при большей стоимости «леворульки» имеют и значительно больший пробег, худшее техническое состояние, более бедную комплектацию, либо полное отсутствие тех или иных опций, типичных для «праворулек» (например, полного привода на обычных легковых авто).
Таким образом, ясно, что причины возможного запрета «правого руля» на самом деле лежат не в технической плоскости и обусловлены отнюдь не соображениями безопасности. Но чем и кому мешают тогда в нашей стране «праворульки»? Ответ достаточно прозрачен и укладывается в известную с древних времен формулу: ищи, кому выгодно!
Один запрет порождает другой
Вряд ли от запрета выиграют владельцы леворульных автомобилей: кроме «неправильного» света фар им, по сути, нечего предъявить «праворульщикам». Но эта проблема, как уже говорилось выше, в большинстве случаев решаема. А в тех случаях, когда решения нет, такие машины несложно «отфильтровать» на пунктах инструментального контроля, что, собственно, успешно делается уже сейчас.
Иное дело - автопроизводители, к которым сегодня относятся не только российские компании, но и лидеры мировой автоиндустрии, все больше осваивающие наш рынок, строящие здесь заводы по выпуску новых иномарок. Понятно, что им как раз совсем не нужны конкуренты, продающие подержанные иномарки. И все равно, невольно возникает вопрос: чем же в этом смысле праворульные автомобили отличаются от леворульных? Ответ на него прост: принципиально - ничем. И те, и другие - прямые конкуренты новым авто в своих ценовых диапазонах. А отсюда следует, что за запретом ввоза «праворулек» неизбежно должен последовать запрет ввоза подержанных «леворулек», т.е. вообще всех подержанных авто.
Вот эта мера вполне логична с точки зрения борьбы с конкурентами, более того - уже имеются примеры ее применения в других странах, например, в Китае. Правда, там не было полного запрета на ввоз, но пошлины на машины сделали такими, что ввозить их стало невыгодно. Почему же у нас начать решили с «праворулек»? Ведь леворульного «секонд-хэнда» гораздо больше, чем праворульного и, казалось бы, он должен гораздо сильнее конкурировать с новыми авто? Ответ напрашивается достаточно простой: по мнению большинства автовладельцев, которых опросил корреспондент Страны.Ru, к «леворулькам» как бы не за что придраться, а у «праворулек» есть такой явный и очевидный недостаток - «неправильное» расположение руля. Плюс к тому, они стоят дешевле, а значит, более конкурентоспособны. Вот они и оказались первыми в очереди под «раздачу». Не исключено также, что попытка запрета "неправильных" машин является неким «пробным шаром», за которым, если он пройдет, последуют другие, более жесткие и глобальные запретительные меры. Так считают не только владельцы "праворулек", но те, у кого пока "правильная" леворульная поддержанная иномарка.
Отвлекающий маневр
Иная версия развития событий заключается в том, что запрет «правого руля» - всего лишь тактический маневр, призванный «прикрыть» другие, более серьезные намерения законодателей. Известно, что вместе с этими предложениями Госдума намерена рассмотреть поправки к Кодексу об административных правонарушениях, значительно ужесточающие штрафы, вновь вводящие балльную систему, арест за отказ от остановки на трассе, за определенное количество баллов и др.
Кроме того, на рассмотрении Госдумы находятся поправки, разрешающие инспекторам ДПС проводить техосмотр автомобилей на трассе и запрещать их дальнейшее движение. Не исключено, что планируемый запрет «праворулек» будет в последний момент вновь отложен на неопределенное время, зато на фоне этого «благодеяния» пройдут вышеупомянутые поправки, явно ущемляющие гражданские права автовладельцев.
Чем же может обернуться этот запрет, если он все же состоится? Как известно, в январе 1993 года тогдашний премьер Виктор Черномырдин уже пытался провести в жизнь непопулярную меру, однако поднявшаяся в Приморье волна протестов заставила уже апреле того же года данное постановление отменить. Сейчас, похоже, власть настроена куда более серьезно, раз уж она пытается подвести под законодательный акт техническую базу.
Однако реакция дальневосточников обещает быть не менее жесткой, что и не удивительно: весь регион не только ездит на «правом руле», но и зарабатывает с его помощью на кусок хлеба. Запрет «праворулек» для его жителей буквально смерти подобен, тем более, что никакой реальной альтернативы этим автомобилям там в настоящее время нет и не предвидится.
То же самое, хотя и в меньшей степени, можно сказать и обо всех остальных регионах страны, расположенных восточнее Урала. Даже в Москве и Подмосковье, по приблизительной оценке, эксплуатируется порядка 100 тыс. праворульных авто, поэтому и здесь реакция может быть весьма чувствительной. Насколько известно, в настоящее время готовится масштабная акция протеста владельцев праворульных автомобилей против планов их запрета, которая охватит все основные регионы страны.
Но, что не менее важно, обсуждаемый запрет вызывает серьезные сомнения и в юридическом плане. Если запрет ввоза автомобилей с правым рулем еще как-то укладывается в правовые рамки, то запрет на эксплуатацию уже ввезенных автомобилей (причем, ввезенных совершенно легально, растаможенных по всем правилам и прошедших гостехосмотр) явно противоречит основополагающим нормам права.
В частности, в Конституции страны записано, что «каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами», а также, что «никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда».
Совершенно очевидно, что запрет на эксплуатацию легальной собственности (в данном случае, автомобиля) равносилен запрету на право пользования и распоряжения ей. Это не говоря уже о том, что в данному случае закону явно придается обратная сила, что совершенно недопустимо. Поэтому легко предугадать, что, случись подобный запрет, суды в самое короткое время окажутся буквально заваленными десятками и сотнями тысяч исков к государству о компенсации материального и морального ущерба, что в итоге может составить весьма ощутимую сумму, выплачивать которую придется из госбюджета, т.е. за счет налогоплательщиков. И «отбиться» от этих исков будет очень непросто.
Впрочем, хочется верить, что здравый смысл при принятии решения депутатами возобладает, а вышеописанные «сценарии» окажутся не более чем мрачными фантазиями.
[Ответ]
Шниперсон И.А. 09:13 20.12.2006
Шниперсон И.А. 09:37 20.12.2006
Шниперсон И.А. 10:15 20.12.2006
Шниперсон И.А. 10:31 20.12.2006