Большой Воронежский Форум
» Автоклуб "Москвич">Миф про фильтры
Хулиган 12:14 27.11.2008
Фильтры нулевого сопротивления. Забег в респираторе

Мало кому приходилось совершать марш-броски в полной химической защите. Не самое приятное занятие, надо признать: жарко, весь обливаешься потом и, главное, воздуха не хватает: уж больно тяжело дышать через респиратор или противогаз… Автомобиль тоже вынужден постоянно дышать через своеобразный респиратор – воздушный фильтр.

Без него – никак: насосет пыли, износит цилиндры – и в отставку. Чтобы не заработать хроническую одышку, сохраняя при этом должный боевой настрой, придуманы специальные воздушные фильтры, носящие громкое название – «фильтры нулевого сопротивления». О них сегодня и пойдет разговор.

Но для начала...

ПОГОВОРИМ О ВОЗДУХЕ

Воздух для бензинового двигателя – это «предмет первой необходимости». Мало подать в цилиндры топливо – надо его еще сжечь. А для этого требуется окислитель, попросту говоря – кислород. Горит топливо только в очень узком соотношении концентраций топлива и воздуха. Сумеешь подать в цилиндр дополнительный воздух – получишь возможность сжечь дополнительное количество топлива. А это – мощность. Поэтому практически всегда тюнинг двигателя начинается с того, чтобы насытить его воздухом – на этом пути стоит множество преград. И сопротивление дроссельной заслонки, и гидравлическое сопротивление в клапанных щелях и каналах системы впуска, и местные сопротивления в местах стыковки впускных труб и каналов головки цилиндров, и – ближе к нашей теме! – сопротивление воздушного фильтра.

Коническая форма способна обмануть датчики, но не природу. Кажется, что расход воздуха возрастает, однако на мощности это не сказывается.

Термин «фильтр нулевого сопротивления» – это некая аллегория, стремление достичь невозможного. Понятно, что при полном отсутствии сопротивления он и фильтровать-то не будет. А мы проверим, насколько конструкторам этих фильтров удалось приблизиться к идеалу. И, конечно же, постараемся понять – действительно ли игра стоит свеч? Надо ли покупать жутко дорогой, но столь же красивый фильтр? И что мы с этого будем иметь? Действительно ли уменьшение сопротивления на впуске дает заметный прирост мощности? Или это очередная модная игрушка для любителей тюнинга?

Лидер экспертизы на вазовском двигателе смотрится несколько чужеродно. Красота – страшная сила?

Поскольку работа, мягко говоря, предстоит трудоемкая, поступим так: временно забудем первое слово – «фильтр» и остановимся на двух последних – «нулевого сопротивления». Иными словами, качество фильтрации этих игрушек оставим на потом, когда займемся обычными панельными воздушными фильтрами – в сравнении с ними это будет и понятнее, и уместнее. А сейчас оценим только реакцию двигателя на их установку.

ПРЕДСТАВЛЯЕМ УЧАСТНИКОВ


Pro.Sport Red Cotton
Ориентировочная цена – 1400 руб.
Лидер теста – с ним потери давления во впускном тракте минимальны. Отсюда – прирост мощности и крутящего момента.



Pro.Sport Twister
Ориентировочная цена – 800 руб.
Самый дешевый из испытанных фильтров показал, в общем-то, средние результаты. Во всяком случае, крутящий момент «поднимал» вместе со всеми.


Pro.Sport Trust
Ориентировочная цена – 1100 руб.
«Зеленый гриб» ничем особо не выделился – разве что привлекательной внешностью. В общем – нормальный середняк.

Pipercross
Ориентировочная цена – 2500 руб.
Самое дорогое изделие оказалось в конце списка как раз из-за цены – никаких иных «преимуществ» отмечено не было.

Вообще-то, фильтры нулевого сопротивления на каждом прилавке не валяются. Это – сугубо специфические изделия, адресованные любителям быстро ездить или хотя бы считать себя таковыми. Задачу собрать всех представителей «нулевок» мы не ставили: в день закупки образцов московские магазины предложили нам четыре таких фильтра – три вида изделия Pro.Sport и их коллегу Piper-cross. Все они пригодны для использования на впрысковом двигателе ВАЗ-2111

Да, но с чем же их сравнивать? Поступили просто – взяли два крайних варианта. В первом случае использовали обычный «среднестатистический» воздушный фильтр, а во втором… просто сняли фильтр (!) и посмотрели, что будет, если на впуске действительно обеспечить «нуль». Забегая вперед, отметим, что даже в этом случае получить нулевое сопротивление не удалось.

ПОБЕЖАЛИ…

Итак, нацепили «респираторы» – фильтры то есть, и – вперед, вперед… Поочередно участников забега устанавливали на двигатель, который в свою очередь был водружен на моторный тормозной стенд. А дальше, во всем диапазоне оборотов – от холостого до номинала – смотрели, какую мощность выдаст двигатель. По-ученому это называется съемом внешней скоростной характеристики. Заодно померили расходы топлива и воздуха и, что в нашем случае самое важное, сопротивление воздушных фильтров. Для этого сразу за фильтром вывели трубку отбора воздуха и подключили ее к лабораторному дифференциальному манометру. Расход воздуха определяли и по показаниям датчика массового расхода воздуха – ДМРВ, и через лабораторный расходомер.

Начали с вышеупомянутых крайних вариантов – обычного панельного фильтра, давшего кривую мощности штатного варианта комплектации двигателя, а также со снятой «кастрюлей» с фильтром. В итоге получили две границы – «штатную» и с полным отсутствием сопротивления фильтра. А дальше поочередно пошли в дело все красивые игрушки под названием «фильтры нулевого сопротивления»…

Рис. 1. «Моментные» характеристики двигателя ВАЗ-2111 с различными воздушными фильтрами.




Рис. 2. Зависимость сопротивления фильтров от частоты вращения коленчатого вала.



Рис. 3. Изменение расхода воздуха в зависимости от частоты вращения коленчатого вала.

БЕЗ РЕСПИРАТОРА ЛЕГЧЕ…

Попробуем разобраться в том, что получено. Для начала взглянули на рис. 1, где сведены так называемые «моментные кривые», характеризующие влияние фильтров на мощность двигателя. Несколько трудно смириться с тем, что обычный воздушный фильтр способен так придавить мощность, но это факт. Обратите внимание: если штатный панельный фильтр четко опустил кривую, то все «нулевки» дали довольно близкие результаты, лежащие в пределах погрешности измерения относительно кривой, полученной на двигателе без фильтра.

Что сказать… Конечно, 4–5% прироста мощности на высоких оборотах – это серьезно. Нет ли ошибки? Результаты эксперимента проверили на математической модели аналогичного двигателя. К слову, эту программу в свое время активно использовали специалисты бюро спортивных двигателей АВТОВАЗа – с ее помощью предварительно настраивали многие варианты тюнинговых моторов. Результат повторился – те же самые проценты.

А что же с сопротивлениями фильтров? Посмотрите на рис. 2. Два наших крайних варианта – штатный фильтр и с отсутствием оного – очертили поле изменения кривых для всех «нулевок». Как мы и предполагали ранее, сопротивление в них, конечно же, присутствует – ближе всего к грани «полного нуля» лег «красный» вариант Pro.Sport Red Cotton. Отметим сразу, что в зоне выше 5000 об/мин показаны расчетные данные, полученные методом математического моделирования – на рисунке они выделены прерывистыми линиями.

Предвидим вопрос – а откуда вообще взялось сопротивление для варианта без фильтра? Дело в том, что и ДМРВ, и часть впускного воздухопровода до места измерения давления тоже «небезгрешны» – они-то и сопротивляются. Так что все верно.

Интереснее другое (рис. 3). Фильтр Pipercross, несмотря на несколько большее сопротивление, вдруг показал существенное увеличение расхода воздуха – до 10%! Это потянуло за собой соответственный рост расхода топлива, но мощности движку не прибавило. Что за ерунда? Выяснилось все, когда сопоставили данные измерения расхода воздуха по показаниям ДМРВ и лабораторным расходомером. Если у всех остальных вариантов они сильно не расходились (ведь датчик для стенда специально подбирали), то для этого фильтра обнаружилась разница в те же 10%, причем ДМРВ расход явно завышал. Причину обнаружили, когда любопытства ради засунули нос в «потроха» фильтра. Видите красный конус? При сужении канала поток ускоряется, а датчик массового расхода воздуха работает по принципу термоанемометра – измеряет скорость потока, пересчитывая его на массовый расход по несложной формуле. Он-то не понимает, что конус фильтра пережимает проходное сечение! Вот и получилось, что фильтр Pipercross обманул ДМРВ, заставив его переобогатить смесь. Поэтому расход вырос, а мощности не прибавилось – вот и вся разгадка.

НАС НЕ ДОГОНЯТ!

Бывалые говорят: основной эффект на «нулевках» достигается тогда, когда уходишь по оборотам за 6–7 тысяч, то есть на типичных спортивных и «глубоко тюнингованных» моторах. На стенде нам так высоко не забраться – пришлось опять обратиться к математическому моделированию. Итог – на рис. 4: в лидерах – «красный» Pro.Sport.


Рис. 4. Оценка прироста мощности двигателя при частоте 7000 об/мин в зависимости от типа воздушного фильтра.

Все это хорошо, но известный закон природы говорит: где чего прибавится, то столько же должно убавиться. Думается, весь ожидаемый негатив скажется как раз на качестве фильтрации – об этом же говорят наши предыдущие исследования (ЗР, 2004, № 6). Напомним также, что такие фильтры задумывались не для повседневной езды на работу, а для спортивных заездов, в которых долговечность узлов и агрегатов – дело десятое. А всем, кого интересуют как раз реальные киловатты мощности, предлагаем внимательно изучить наши графики и гистограммы. Надеемся, это поможет сделать свой выбор в нелегкой мысленной борьбе между необходимым и излишним…
Изображения
Нажмите на изображение для увеличения
Название: fil7.jpg
Просмотров: 14
Размер:	32.4 Кб
ID:	353560   Нажмите на изображение для увеличения
Название: fil8.jpg
Просмотров: 14
Размер:	33.8 Кб
ID:	353561  

Нажмите на изображение для увеличения
Название: fil9.jpg
Просмотров: 10
Размер:	31.1 Кб
ID:	353562   Нажмите на изображение для увеличения
Название: fil10.jpg
Просмотров: 13
Размер:	26.1 Кб
ID:	353563  

[Ответ]
Хулиган 12:15 27.11.2008
)))))))))))))))))))))
Изображения
Нажмите на изображение для увеличения
Название: fil1.jpg
Просмотров: 11
Размер:	21.7 Кб
ID:	353564   Нажмите на изображение для увеличения
Название: fil2.jpg
Просмотров: 6
Размер:	16.9 Кб
ID:	353565  

Нажмите на изображение для увеличения
Название: fil3.jpg
Просмотров: 6
Размер:	18.6 Кб
ID:	353566   Нажмите на изображение для увеличения
Название: fil4.jpg
Просмотров: 7
Размер:	19.6 Кб
ID:	353567  

[Ответ]
Шниперсон И.А. 16:30 28.11.2008
Так, пробуем еще раз. [Ответ]
vin dizel 17:53 28.11.2008
если брать нулевики то только из сбитого паралона остальные гумно ! [Ответ]
zubrenok 18:00 28.11.2008
CaSper®, у меня один вопрос, брат твой не стал отвечать на него. Почему проводили моделирование на оборотах выше 5000, а не реальные исследования? Не поверю что двиг не закрутится до 6000 хотя бы

На УЗАМЕ изначально душит сильно кастрюля, даже ее порезав мы даем дышать легче. Проверено мной и Деном. [Ответ]
Forsash 18:52 28.11.2008

Сообщение от zubrenok:
CaSper®, у меня один вопрос, брат твой не стал отвечать на него. Почему проводили моделирование на оборотах выше 5000, а не реальные исследования? Не поверю что двиг не закрутится до 6000 хотя бы

На УЗАМЕ изначально душит сильно кастрюля, даже ее порезав мы даем дышать легче. Проверено мной и Деном.


А ещё глушитель как на тракторе а в итоге машина тупая до ужаса. [Ответ]
Шниперсон И.А. 19:01 28.11.2008

Сообщение от vin dizel:
если брать нулевики то только из сбитого паралона остальные гумно !

куда сбитого? как сбитого? [Ответ]
vin dizel 19:22 28.11.2008
Шниперсон И.А., ну вот эти полусфеерическиприплюснутыекакашки [Ответ]
Шниперсон И.А. 19:23 28.11.2008
vin dizel, т.е. брать надо какашки, остальные гумно? Я все правильно понял? [Ответ]
vin dizel 19:30 28.11.2008
Шниперсон И.А., ага все эти конусы и трубки хня! [Ответ]
Шниперсон И.А. 08:28 29.11.2008

Сообщение от vin dizel:
Шниперсон И.А., ага все эти конусы и трубки хня!

понятно. "таз - гавно"? или есть что сказать по существу? [Ответ]
Alienwarrior 09:44 29.11.2008
Не думаю что кто то ставит их ради 5 л.с. Все ради красоты, но у мя пока под фильтром ни чего замеченно небыло. Да и пыль может подсасывать не только через фильт, надо еще уделять большое внимание герметичности всех деталей впускного колектора и карбюратора. Вот шумность двигателя на 5-6 тыс. об., это уже сложней и от штатного глушитяля ждать ни чего не приходится тут надо варить самому. [Ответ]
AlexPRE 11:29 29.11.2008

Сообщение от CaSper®:
AlexPRE написал - что я неправ, и чсто сняв фильтр очистки воздуха, мы лишь урежем мощность двигателя по сравнению с мощностью двигателя при наличии стандартного фильтра.

при создании двигателя УЗАМ, когда настраивали фазы ГРМ, заложили некую погрешность)
так вот она обуславливала потери на впуске....фильтре в том числе
соответственно сняв фильтр мы получим непонятно что.....соответственно сопротивление на впуске у нас должно быть [Ответ]
KANZLERAMT 11:50 29.11.2008
...офигеть темы у уважаемых москвичеводов молодцы

а нулевик и с правильным выхлопом - борзости прибавояет
кстати по нашему российскому региону - фильтры надо чистить парвильно и чащще
[Ответ]
zubrenok 09:40 01.12.2008

Сообщение от CaSper®:
AlexPRE написал - что я неправ, и чсто сняв фильтр очистки воздуха, мы лишь урежем мощность двигателя по сравнению с мощностью двигателя при наличии стандартного фильтра.

надо было начать с этого.
Базар про какой двиг? Карб или впрыск (который пронюхает датчиками отсутствие фильтра увеличившейся подачей воздуха)?
Если про конкретно УЗАМ карб, то я писал. Если снять фильтр, то прироста не получить в мощи при условии, что с фильтром смесь была оптимал (без фильтра мы уйдем от оптимала). [Ответ]
Хулиган 13:56 01.12.2008

Сообщение от CaSper®:
zubrenok, Базарят на базаре бабки, если на то пошло.

он еще за на свой базар не ответил
http://www.u-antona.vrn.ru/forum/sho...d.php?t=342248
пока что +1
[Ответ]
zubrenok 14:49 01.12.2008

Сообщение от CaSper®:
Карб надо настраивать при любых изменениях. Даже при замене фильтра на другой.
Ибо пропускание его разное. Если уж на то пошло))

т.е. есть условия? Не тупо сняли и все?

Сообщение от CaSper®:
Но вот почему то кричать сразу начали так что мощность упадет.

вот если тупо снять, то все верно. [Ответ]
zubrenok 15:39 01.12.2008

Сообщение от CaSper®:
Но вот почему то никто об этом не упомянул до настоящего момента.

дык какой вопрос такой ответ. Нет конкретики в вопросе - нет смысла ждать ее в ответе.

Сообщение от CaSper®:
Ну согласись, не факт что мотор задушит такое количества воздуха.

не факт, но значит смесь не оптимальная заведомо? Кстати дмрв обманывал фильтр по этому принципу как раз (чтоб мозг думал что тут воздуха больше) [Ответ]
Шниперсон И.А. 15:28 02.12.2008
оставим словесную эквилибристику в стороне плз.

спасибо. [Ответ]
Вверх