Большой Воронежский Форум
» Motovoronezh MOTO.BVF.RU>Рисунок протектора шин на мотоцикле!
Волчица 13:54 16.01.2010
Ситуация с работой направленного протектора на мотоцикле неспроста такая запутанная. Чтобы немного разобраться, поразмышляем - как работает "елка" с водяной прослойкой на переднем и заднем колесе в основных режимах - (1)ускорение, (2)равномерное движение по прямой, , (3)движение с наклоном колеса по дуге, (4)торможение, блокирование.

Направленный протектор, или «елка» пришел на мотоциклы с автомобилей. Особенностью широких автопокрышек является меньшее давление на поверхность дороги в центральной зоне пятна контакта, и большее по краям. Соответственно, именно здесь начинается образование водяного клина, который грозит аквапланированием и потерей сцепления с дорогой. Принцип работы «елки» прост – при вращении в водяной подушке на высокой скорости протектор «откачивает» воду из центра пятна контакта в стороны. Причем, если скорость вращения колеса становится излишней, и нарушается контакт с полотном дороги – этот насос начинает работать с увеличенной производительностью, выдавливая воду и восстанавливая контакт.

А вот при торможении ситуация иная – пока контакт с дорогой хороший, и колесо вращается соразмерной скоростью, «насос» работает как часы. Но стоит начаться блокировки – протектор превращается в инерционный скребок, сгоняющий воду в центр пятна контакта. Начавшийся занос передней оси можно исправить, нажав на акселератор, и откачав воду

Есть мнение, что "елку" крайне нежелательно ставить на заднюю ось авто, не оборудованного АБС, особенно переднеприводного. В этом случае риск заноса разгружаемой на торможении задней оси максимален, и его сложнее всего парировать.

Достаточно давно «елка» появилась и на мотоциклах. С задним (приводным) колесом все более-менее четко – производители предписывают ориентировать «елку» по-автомобильному, на откачку воды из центра пятна контакта к краям.

А вот с передним колесом производители изголяются кто во что горазд:

1) установка «елки» как на заднем,
2) установка «елки» в обратном направлении,
3) установка на переднее колесо шин с ярко выраженными продольными бороздами по центру, и минимальными признаками «елки» по краям,
и т.д.

Рассмотрим, как будет вести себя «елка» на переднем и заднем колесе в различных режимах:

1. Ускорение.


Заднее колесо
А) Обычная расходящаяся «елка»: откачка от центра к краю, хороший прижим в центре пятна контакта, пробуксовка из-за водяного клина стремится к самогашению. Гут
Б) Обратная «неправильная елка»: закачка воды под пятно контакта, пробуксовка стремится к самовозбуждению и приводит к полной потери контакта с дорогой. Ахтунг!

Переднее колесо:

В) Обычная расходящаяся «елка» (аналогично заднему): поскольку переднее колесо разгружено, и это асфальт раскручивает его, а не наоборот – откачка не работает. Чем больше разгрузка, и сильнее ускорение – тем больше опасность водяного клина. Нестабильное поведение.
Г) Обратная «елка»: незначительный положительный эффект (практически нейтральный), который можно немного усилить, чуть намекнув на передний тормоз.


2. Равномерное движение по прямой, нагружены оба колеса.

Заднее колесо

А) Обычная расходящаяся «елка»: откачка от центра к краю, хороший прижим в центре пятна контакта, пробуксовка из-за водяного клина стремится к самогашению. Чем тяжелее мотоцикл, и больше скорость – тем сильнее положительный эффект. Гут!
Б) Обратная «неправильная елка»: закачка воды под пятно контакта, пробуксовка стремится к самовозбуждению и приводит к полной потери контакта с дорогой. Ахтунг!

Переднее колесо:
В) Обычная расходящаяся «елка» (аналогично заднему): поскольку переднее колесо загружено – откачка в принципе работает. Однако, нажатие на тормоз и малейшая потеря котакта с полотном дороги провоцирует мгновенное образование водяного клина. Парировать крайне сложно – и только торможением задним. Нестабильное поведение с тенденцией к ухудшению.
Г) Обратная «елка»: отрицательный эффект. Да, протектор немного качает воду под пятно контакта, но тенденции к мгновенной и необратимой потери контакта нет. Отрицательный эффект можно ослабить, чуть намекнув на передний тормоз или добавив газку. Требует крайне внимательного пилотирования.

3. Движение в наклоне по дуге.

Здесь проявляется принципиальное отличие от автомобильных шин – мотоциклетный баллон более «круглый» в сечении. При таком движении пятно контакта смещается в сторону поворота.

Заднее колесо

А) Обычная расходящаяся «елка»: откачка от центра к краю – как раз туда, куда смещается пятно контакта. Добавка «газку» в дуге может привести к потери сцепления с полотном, «насечка» усиливает центростремительный момент. Требует крайне внимательного пилотирования!
Б) Обратная «неправильная елка»: фактически, начинает «откачивать» воду из-под сместившегося пятна контакта, насечка стремится выпихнуть заднее колесо на траекторию с большим радиусом. Короче, при такой установке резины – из поворота не выходить!


Переднее колесо:

В) Обычная расходящаяся «елка» (аналогично заднему): в принципе, откачивает из-под сместившегося пятна контакта.
Г) Обратная «елка»: отрицательный эффект. Протектор качает воду под сместившееся пятно контакта, и тянет колесо на внешний радиус. Требует крайне внимательного пилотирования.

4. Торможение двумя колесами, блокирование одного колеса.

Заднее колесо
А) Обычная расходящаяся «елка»: до начала проскальзывания работает откачка, начавшееся блокирование может привести к образованию водяного клина и дальнейшему самопроизвольному усилению срыва колеса. Лечится откручиванием газа – все равно что включили насос
Блокировка приводит к юзу, требует своевременного откручивания ручки.
Б) Обратная «неправильная елка»: короче, поскольку невозможно нормально разгоняться, торможение теряет смысл. Проскальзывание и блокировка – единственный режим, когда протектор работает.
Переднее колесо:
В) Обычная расходящаяся «елка» (аналогично заднему): как было сказано выше, проскальзывание приведет к образованию водяного клина. Увеличение загрузки переднего колеса при торможении немного снижает отрицательный эффект. Блокировка недопустима – практически гарантированное выбивание руля и падение.
Г) Обратная «елка»: важно проскочить момент между началом проскальзывания по водяному клину, и увеличением загрузки переднего колеса. Риск разложиться при блокировке существенно меньше, чем при «прямой установке». Требует крайне внимательного пилотирования.

Общий вывод: на мотоцикле использование "елки" не так очевидно (и во многом притянуто за уши ввиду особенностей - в т.ч. вытянутого и узкого пятна контакта). Отчасти, это день красивости и моде, с различной эффективностью для разных классов мотоциклов.


PPS: Будьте КРАЙНЕ внимательны и осторожны в дождь и на мокром асфальте!



http://ybrclub.com/showpost.php?p=120516&postcount=181
Yandex 14:15 16.01.2010
Волчица, лучше бы вместо всех описаний типа елка-палка рисунки были, а то фантазия что то плохо работает.

P.S. Нифига себе ты шарить в покрышках начала
Волчица 14:18 16.01.2010
Yandex, ну так! резина уже едет ко мне )))
Изображения
Нажмите на изображение для увеличения
Название: резина.jpg
Просмотров: 17
Размер:	41.8 Кб
ID:	655968  
flashmen 16:03 16.01.2010
Была у меня такая резина, Данлоп Д201, целое лето на ней ездил. Дождь не держит и по суху никакая. Я покупал баллон в 2007 году это был последний год когда ее выпускали. Т.е. хочу сказать если ты где-то заказала именно такую, то минимум она уже сушенная. В начале 2008 года эту модель начал выпускать КингТайр(Китай). Хорошая, универсальная резина Д207-Д208 индекс веса и скорости хороший. И трется до десяти тыс. в среднем.
Лёха-Aviator 16:23 16.01.2010

Сообщение от flashmen:
КингТайр

Тайвань...
Волчица 16:37 16.01.2010

Сообщение от flashmen:
Данлоп Д201

это GT501F
Nemezi$ 16:47 16.01.2010
А я вот такую юзаю и вполне доволен
Изображения
Нажмите на изображение для увеличения
Название: 24697&forumfullimg~moto~1164295273651~1233592933659.jpg
Просмотров: 21
Размер:	15.5 Кб
ID:	656131  
Windvor 23:52 16.01.2010

Сообщение от Волчица:
это GT501F

Совершенно верно, у мя такая же Отличная, хочу сказать. резина! ......
Волчица, во сколько обошлась с доставкой?..

Сообщение от Yandex:
Нифига себе {,} ты шарить в покрышках начала (...) ?

Ты шарить в Русском Языке так и не начал, зануда? .....
Димсон 00:04 17.01.2010
на самом деле если копируют статью то ставят источник и кому принадлежат авторские права
Волчица 00:59 17.01.2010
Димсон, мне эта статья была выслана в аську текстом..специально искать источник не стала..но для тебя я его поискала и нашла...

А вообще дай мне ссылку на правила где написано что я обязана указывать источник?
flashmen 11:06 17.01.2010

Сообщение от Волчица:
это GT501F

Сорри ошибся, но все равно кал. оч хорошо помню ее поведение на дороге. Как сказал один знакомый
" ваще лафа, она нестираемая...."
Жесткая, прогревается долго, по дождю легко срывается ручкой газа даже по прямым.
Кра$$авчик 14:53 17.01.2010
Люди а вот такой вопрос ,
балон у мну задний 160\60,а если вторая цифра другая будет,что станет с поведением мота?
p@keMon 15:37 17.01.2010
Кра$$авчик, это высота профиля в % от ширины...
ВРНторг 01:48 18.01.2010

Сообщение от Волчица:
А вообще дай мне ссылку на правила где написано что я обязана указывать источник?

отвечу за Димсона--есть закон о защите авторских прав...
Волчица 06:26 18.01.2010
ВРНторг,

А́вторское пра́во — в объективном смысле — подотрасль гражданского права, регулирующая правоотношения, связанные с созданием и использованием (изданием, исполнением, показом и т. д.) произведений науки, литературы или искусства, то есть объективных результатов творческой деятельности людей в этих областях.

Объекты авторского права

* литературные произведения;
* драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
* хореографические произведения и пантомимы;
* музыкальные произведения с текстом или без текста;
* аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);
* произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
* произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
* произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
* фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
* географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

Не являются объектами авторского права

1. официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления (законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера), официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;
2. государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное);
3. произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;
4. сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).
5. Авторское право также не распространяется на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных и иных задач, открытия, фактыязыки программирования


и?
Кра$$авчик 06:35 18.01.2010
p@keMon, дык я же знаю,вот есди больше впидо*рить что будет?
-=HANTER=- 10:01 18.01.2010

Сообщение от Кра$$авчик:
p@keMon, дык я же знаю,вот есди больше впидо*рить что будет?

начинаеццооо колхозтюнинх.
управляемость и устойчивость потеряешь. Ставь как в мануале написано и не биби моск. там все расчитано за тебя давным давно
Кра$$авчик 12:31 18.01.2010

Сообщение от -=HANTER=-:
начинаеццооо колхозтюнинх.

мож у меня есть возможности достать охрененную резину .....
Y-r 20:55 18.01.2010
все зафлужено, мля...
хоть и потерто...
p@keMon 22:13 18.01.2010
говорят профессионалы вообще без протектора гоняют...
Вверх